К 2030 г. будут созданы единые платформы и автоматизированные системы в сфере государственного управления. Это предусмотрено распоряжением правительства об утверждении стратегического направления "Цифровая трансформация госуправления" до 2030 г.
© ComNews
27.10.2021

Распоряжением №2998-р от 22 октября 2021 г. утверждается стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, реализовывать которое поручается Минцифры РФ. В министерстве не ответили на запрос ComNews.

В документе перечислены проблемы и вызовы цифровой трансформации государственного управления и стратегические риски. А также обозначены проекты цифровой трансформации и их срок. Согласно документу, к 2030 г. необходимо выполнить семь крупных проектов: "Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы", "Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю", "Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей", "Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса, контроля и учета", "Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг", "Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе облачных технологий", "Создание единой платформы разработки государственных информационных систем".

Для каждого проекта на каждый год предусмотрен процентный показатель его выполнения. "Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год", - сказано в документе.

Директор по маркетингу НТЦ ИТ РОСА Виктория Цимбалова отметила, что готовность оборудования и софта на данный момент дает некоторые предпосылки для оптимистичной оценки развития проектов правительства. "Однако, чтобы утверждать, что основной процент показателей будет достигнут, для каждого из перечисленных пунктов требуется отдельный документ с конкретной дорожной картой по его развитию. Универсальный шаблон здесь не подойдет - требуется отдельный подход по каждому из направлений. Кроме быстрой проверки бизнесов и контрагентов, а также получения оперативной обратной связи от бизнеса и предприятий, в основном все озвученные инициативы способствуют усилению прозрачности многих процессов. Как результат, для всех участников рынка повысится ценность репутации, поднимется важность репутационных издержек", - комментирует Виктория Цимбалова. У нее сложилось ощущение, что документ не предлагает выявлять такие существенные факторы, как недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия - и как можно стимулировать конструктивные решения для этих проблем.

Президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров считает, что, с учетом масштаба решаемых задач, процентные показатели по проектам и по годам должны служить, скорее, ориентиром, чем жестким KPI. "Дело осложняется тем, что поставленная задача имеет сразу два разнородных риска - риск разработки и производства программно-аппаратных комплексов на базе российских ИКТ-решений, а также риск преобразования действующей системы госуправления огромной страны. Эти задачи жизненно необходимо решить, если страна хочет быть среди лидеров в формировании Шестого технологического уклада. Его смысл заключается в цифровой трансформации. Чтобы быть среди лидеров нового уклада, необходимо проводить цифровую трансформацию всех сторон жизни - включая госуправление", - считает Валентин Макаров.

По поводу того, чего может не хватать в документе, он ответил: "Может быть, я не успел его внимательно изучить, но мне кажется, что в нем недостаточно места уделено цифровой трансформации финансовой сферы. Именно здесь в мире происходит цифровая революция, отстать от которой наша страна не должна. Но пока отстает. Хотя в 2020 г. и приняты законы "Об экспериментальных правовых режимах" и "О Цифровых финансовых активах", активность их применения в части финтеха сильно лимитируется регулятором".

Директор по Big Data компании "ВС Лаб" Владимир Базылев уверен, что, если с финансированием проблем не будет, показатели достижимы. "Многие процессы значительно улучшатся. Система управления станет прозрачнее, осмысленнее, а самое главное, что люди, принимающие решения, получат весь пул необходимых для этого данных. Задачи поставлены правильно, главное, чтобы они были грамотно реализованы, а весь проект не попал в руки одного монополиста, - считает он. - В частности, если говорить о создании единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы, то ее реализация может привести к потрясающе точной картине состояния экономики в РФ. Аккумулированные данные позволят не только смотреть в реальном времени на положение дел, но и моделировать ситуации и строить прогнозы с высоким уровнем точности предсказания. А значит, это значительно повысит уровень госуправления, так как решения будут взвешенны и подтверждены данными. Но вопрос остается только в том, согласятся ли все отраслевые участники "безболезненно" и наиболее полно предоставить базы данных для единой системы".

Заместитель директора компании Vinteo Дмитрий Серый отметил, что разница доли внедрения ПО и комплектующих, например, в проекте создания типового автоматизированного рабочего места госслужащего показана реалистично. "В большинстве случаев на рынке российского софта ситуация уже сейчас позитивная - он качественный, конкурентоспособный и, как правило, дешевле импортных аналогов. Фактически при переходе на отечественное ПО заказчик уже полноценно работает и не несет убытки, а еще и может сэкономить. На примере сегмента видео-конференц-связи - на сегодняшний день импортозамещение ПО здесь выполнено практически на 100%. С российскими комплектующими сложнее и необходимо создать критическую массу потребления, чтобы отрегулировать процессы в производстве. Так, мировые фабрики шли к стабильному массовому производству аппаратной части много лет, имея на порядок более емкие рынки. В нынешней ситуации российским производителям "железа" сложно выдать сразу качественный продукт за вменяемые деньги - необходимо наращивать компетенции, в том числе на основе выдачи подробных ТЗ на производство заказчиками. Оптимально, если сроки мероприятий смогут быть пересмотрены в динамике, с учетом реального положения дел в сегментах ИТ-рынка, где есть объективные сложности или где будет опережение планов", - прокомментировал Дмитрий Серый.

Вице-президент по инвестициям ГК Softline, руководитель фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская рассказала, что распоряжение правительства РФ №2998-р -только верхний уровень. "Этот документ будет дополняться другими нормативно-правовыми актами, уточняющими механизмы и инструменты работы. Извне трудно прогнозировать процент исполнения, но такие программы реализуются при полном контроле со стороны правительства, а также уполномоченных органов власти, что серьезно стимулирует исполнителей придерживаться намеченного темпа реализации. Я ожидаю существенного прогресса после реализации поставленных задач. Если посмотреть на предлагаемые проекты цифровой трансформации госуправления, можно заметить, что многие из них нацелены на формирование единых подходов, единых цифровых стандартов для всех органов власти. Это крайне актуальная задача. По сути, каждое ведомство и региональные администрации занимались реализацией собственных цифровых программ - разной степени проработки и эффективности. Они оперировали разными по объему бюджетами, отсюда и многие проблемы в диджитализации госуправления, что в конечном итоге создает проблемы для общества и бизнеса", - пояснила Елена Волотовская.

Директор по продуктам и технологиям группы Т1 Александр Рожков считает, что установленные показатели выглядят реалистичными, особенно если учитывать, что инициативы и финансирование мероприятий в рамках цифровой трансформации госуправления стартовали давно. Он отметил, что процессы госуправления не ограничиваются рамками государственных информационных систем и услуг в МФЦ. "В "сквозных" процессах участвуют не только госорганы, но и получатели госуслуг (население, бизнес), другие стороны, имеющие доступ к инфраструктуре электронного правительства через ЕСИА, - банки, телеком и др. Совершенствовать процессы необходимо во всей цепочке. Можно внедрять социальные инновации на основе онлайн-сервисов (суперапы, цифровые помощники, телемедицинские решения, интеллектуальные навигационные системы в рамках адаптированной среды), перенимать успешные практики из коммерческого сектора - изучение клиентского опыта и персонализация предложений, анализ вовлеченности сотрудников и управление талантами, прогнозная аналитика и цифровые двойники процессов", - предложил он.

"Как можно увидеть из документа - процесс цифрового преобразования затронет огромное количество сфер и будет реализован не в ближайшие годы, а постепенно, в течение пяти-девяти лет, - подчеркнул первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. - Это позволит создавать устойчивый фундамент и выявлять недочеты на ранних этапах реализации проекта и оперативно их устранять. В конечном итоге работа сотрудников органов власти всех уровней будет автоматизирована и упрощена, необходимые данные можно будет получить за короткое время, легче будет формировать бюджеты на длительные промежутки времени. Предоставление госуслуг и дистанционные проверки бизнеса могут стать самыми простыми для реализации планами, так как в этих направлениях уже есть необходимые инструменты и опыт. Например, на портале "Госуслуги" зарегистрированы миллионы граждан, которые уже получают многие справки и услуги в электронном виде. Также в 2020 г. получен большой опыт взаимодействия госорганов и бизнеса в дистанционном формате, который снизил количество визитов в учреждения и позволил снизить заболеваемость в стране".

Новости из связанных рубрик