Правительство утвердило план мероприятий по реализации Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Для борьбы с контрафактом планируется, в частности, сделать акцент на развитии системы прослеживаемости товаров, подготовить предложения по разработке комплекса мер по снижению доли контрафакта в конкретных отраслях, проработать вопрос целесообразности создания базы данных недобросовестных производителей, импортеров, поставщиков и продавцов такой продукции.
© ComNews
26.10.2021

Для борьбы с контрафактом планируется, в частности, сделать акцент на развитии системы прослеживаемости товаров, подготовить предложения по разработке комплекса мер по снижению доли контрафакта в конкретных отраслях, проработать вопрос целесообразности создания базы данных недобросовестных производителей, импортеров, поставщиков и продавцов такой продукции.

Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2025 г. утверждена правительством в феврале 2021 г. В числе приоритетных для мониторинга в ней также указана электронная промышленность (см. новость ComNews от 16 февраля 2021 г.).

Во II квартале 2022 г. будет проводиться подготовка предложений по разработке комплекса мер по снижению доли контрафактной и фальсифицированной продукции в электронной промышленности в части приборов микроэлектроники, электронной компонентной базы, а также светотехнической продукции.

За это ответственны Минпромторг России, ФТС России, МВД России, Роспотребнадзор, Росстандарт, Росаккредитация.

Также предполагается разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, предусматривающей детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценку эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка.

Кроме того, в плане мероприятий запланировано обеспечение интеграции действующих мобильных приложений для граждан по контролю подлинности приобретаемой продукции ("Честный знак", "АнтиконтрафактАлко"), чтобы предоставить гражданам более широкий сервис и удобства при проверке подлинности товаров в режиме реального времени (протокол информационного взаимодействия мобильных приложений в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Минпромторгом России, Росалкогольрегулированием и ООО "Оператор-ЦРПТ").

Директор по решениям импортозамещения ИТ-компании "Крок" Наталия Софронова отмечает, что бизнес давно отошел от кустарного производства ИТ-систем и чаще всего пользуется решениями проверенных вендоров (в том числе и российских), внедряет аппаратные решения с помощью проверенных партнеров-интеграторов.

"Чаще всего сегодня на уровне бизнеса мы говорим лишь о незаконном обороте каких-то расходных материалов - например, картриджей для принтеров. Трудно себе представить контрафактную партию микрочипов: их производство "в подвале" слишком дорого обойдется - для мошенников это нерентабельно Тем более что для этих микрочипов нужно еще подобрать оборудование. Однако неизвестно, какая будет ситуация, когда на российском рынке появится критический объем качественной импортонезависимой микроэлектроники", - подчеркивает Наталия Софронова.

Она считает, что главным регуляторным условием эффективной борьбы с контрафактом станет хорошо проработанная законодательная база.

"Также поддержка профессиональных отраслевых сообществ и развитие реестра отечественной микроэлектронной продукции. Мы видим, что все эти инициативы сегодня в той или иной степени реализуются. К примеру, Единый реестр российского ПО сегодня отвечает этим запросам. На сегодняшний день в него включено уже более 11 тыс. продуктов ПО, зарегистрировано свыше 3500 правообладателей. Такая же ситуация и с оборудованием, существует реестр отечественного оборудования. Виден весь список вендоров, кто признан и прошел проверку", - отмечает Наталия Софронова.

Директор по продуктовым технологиям группы "Т1" Александр Рожков подчеркивает, что в августе текущего года стало известно об инициативе Минпромторга России, связанной с введением обязательной маркировки электронно-компонентной базы, а также ее комплектующих для производителей и импортеров электроники.

"Одна из приоритетных областей применения маркировки - идентификация продукции в рамках исполнения постановления правительства РФ №1432 от 28.08.2021, полностью запрещающего госорганам закупки для своих нужд импортных ПК, ноутбуков, планшетов, карманных компьютеров и серверов, микросхем и смарт-карт. Мероприятия, связанные с этой инициативой, не были включены в вышеупомянутую дорожную карту", - отмечает Александр Рожков.

"Российские власти намерены стимулировать развитие российской радиоэлектронной промышленности различными способами - от налоговых льгот для отечественных разработчиков микроэлектроники до субсидий в радиоэлектронные проекты и грантовой поддержки от институтов развития (Фонд содействия инновациям). В июне текущего года Минцифры анонсировало, что в течение 2021-2024 гг. расходы государства на поддержку радиоэлектронной отрасли составят примерно 800 млрд руб.", - приводит данные Александр Рожков.

"Как ожидается, отечественная радиоэлектроника будет закупаться в рамках госзаказов стратегическими предприятиями, использоваться на большинстве объектов критической информационной инфраструктуры - транспорт, энергетика, здравоохранение и др., - поэтому очень важно обеспечить требования к цифровой маркировке и идентификации такой продукции. Меры по борьбе с незаконным оборотом микроэлектронной продукции позволят не только снизить коррупционные и контрафактные риски, но и повысить поступление налогов в бюджет. Например, маркировка электронно-компонентной базы позволит внедрить механизм утилизационных сборов для российских и иностранных производителей", - отмечает Александр Рожков.

Новости из связанных рубрик