Егор
Бурцев

заместитель директора проектного офиса Lean Smart City АО "Русатом инфраструктурные решения"
© ComNews
25.10.2021

Цифровизация неизбежна, она меняет и будет менять нашу жизнь - об этом сейчас не говорит разве что ленивый. Однако начинать любую цифровизацию нужно не с технологий. Потому что "умный" и "цифровой" - нетождественные понятия. Если оцифровать глупость, то она и останется "оцифрованной" глупостью. Какие заблуждения и риски подстерегают на пути к светлому цифровому будущему, как нужно оценивать результат цифровизации - об этом рассказывает Егор Бурцев, замдиректора проектного офиса Lean Smart City АО "Русатом инфраструктурные решения".

Все говорят об успехах в цифровизации, но мало кто рассказывает о допущенных ошибках. Какие заблуждения здесь существуют и какие уроки нужно из них извлечь? Ключевое заблуждение о цифровой трансформации, на наш взгляд, заключается в таком или подобном представлении: если наводнить город IOT-устройствами, инсталлировать программное обеспечение со всеми современными функциями в виде искусственного интеллекта, распределенного реестра и т.п., то трансформация случится сама собой. Однако волшебства не бывает. Практика такого подхода, исповедуемая десятками и сотнями городов, показывает, что все эти инструменты бессмысленны и не дают должного эффекта, если они не отвечают реальным приоритетам муниципалитета, не интегрированы в процессную модель конкретного исполнительного органа и не учитывают функциональные потребности всех участников процесса.

Таким образом, именно процессный подход вкупе с инструментами управления изменениями позволяет избежать ошибки игнорирования пользовательских историй и кейсов и обеспечить запуск цифровой трансформации не только в отчетах и на бумаге, а также в головах всех вовлеченных исполнителей.

Результат цифровизации должен оцениваться регулярно по мере достижения не только конечных, но и промежуточных вех проекта. Для объективной оценки таких результатов необходимо в рамках предварительной диагностики четко определить набор качественных и количественных метрик, которые характеризуют эффективность исполнения процесса и позволяют отслеживать прогресс. Важно, что такая оценка должна осуществляться регулярно не только в течение проекта, но после его завершения, так как эффективность процессов имеет свойство не только откатываться на предыдущий этап.

Первый и главный риск цифровой трансформации - это неправильно выстроенная коммуникация между участниками процесса, что приводит к непониманию участниками своих ролей, а также сути и смысла цифровизации. Это влечет за собой информационный разрыв между теми, кто инициирует процесс цифровизации, и теми, кто его потребляет. В итоге сам процесс цифровой трансформации начинает буксовать, возникает естественное сопротивление изменениям.

Второе - важно понимать, что цифровизация призвана высвободить дополнительное время сотрудников за счет сокращения рутинной деятельности, это означает, что руководство может неверно трактовать этот результат и принять решение о сокращении штата. Важно вовремя оценить возникновение дополнительного запаса мощности и перенаправить его на проекты развития и оптимизацию деятельности.

Если же все идет не по плану… Прежде всего нужно понимать объективные причины того, что пошло не так, для того чтобы своевременно сформировать план компенсирующих мероприятий. В том числе и по этой причине необходимо на старте проекта четко определить правила коммуникации между всеми участниками процесса и зафиксировать целевые индикаторы с декомпозицией мероприятий, которые на них влияют.