Рынок бюджетных смартфонов в России стремительно сокращается. В III квартале 2021 г. количество проданных гаджетов начального уровня стоимостью до 5000 руб. снизилось на 47%, а девайсы в ценовой категории от 5000 до 10 тыс. руб. стали покупать на 29% реже.
© ComNews
14.10.2021

Такие данные приводит ПАО "МТС" по итогам исследования.

Одновременно с этим растет спрос на премиальные модели - в июле-сентябре количество купленных смартфонов дороже 40 тыс. руб. выросло в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По оценке аналитиков МТС, продажи гаджетов в июле-сентябре 2021 г. составили 192 млрд руб., что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В III квартале 2021 г. в России продано 8,4 млн смартфонов. В натуральном выражении российский рынок сократился на 4% - на сокращение повлияло снижение спроса на устройства Huawei и Honor, а также смещение спроса в премиальный сегмент гаджетов. Средняя стоимость купленных девайсов выросла на 29% до 23 тыс. руб.

Доля гаджетов, приобретенных в кредит в России в 2021 г., увеличилась на 2,2 п.п., до 35,6%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя стоимость кредитных устройств выросла на 31% до 36 700 руб. Около 65% кредитных смартфонов оформляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Самый популярный гаджет, оформленный в рассрочку, - iPhone 11 128 ГБ.

В пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо" отмечают, что интерес к флагманам вызван отчасти инвестиционной стратегией потребителей, отчасти - желанием иметь смартфон с максимальным набором технических функций, пользователи стали более требовательны к защите информации, платежным сервисам. "Продажи смартфонов стоимостью от 50 тыс. руб. в этом году в России прибавили порядка 70% в штуках, а доля в общем объеме продаж почти удвоилась за год", - оценивают в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо".

Среди ценовых сегментов в количественном выражении также увеличилась доля устройств от 10 тыс. до 15 тыс. руб. и девайсов от 20 тыс. руб. до 30 тыс., отмечают в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо".

"Вместе с этим растет проникновение технологий и ряда функций. По итогам девяти месяцев этого года, смартфоны с поддержкой NFС для бесконтактных платежей составляют уже 70% от штучных продаж - годом ранее было порядка 57%, доля девайсов с технологиями биометрической аутентификации составила 87% - ранее было 83%. Вдвое, до 17%, увеличилось количество проданных устройств с поддержкой eSIM, доля смартфонов с 5G увеличилась за год с 0,5% до 8%. Спрос на смартфоны со складным экраном за год вырос примерно в полтора раза. Помимо функциональности, потребители ждут от девайса большую автономность - большинство продаж приходится на модели с емкостью аккумулятора от 4000 мА*ч, - а также больший объем встроенной памяти (растут девайсы от 128 Гб) для более комфортного хранения контента и установки приложений", - сообщают в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо".

Всего, отмечают в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо", за девять месяцев 2021 г. российский рынок смартфонов достиг порядка 500 млрд руб., объем натуральных продаж составил порядка 21,5 млн устройств.

III квартале 2021 г. на российском рынке продано порядка 8,5 млн смартфонов, что сопоставимо с результатами III квартала 2020 г. и почти на треть больше по сравнению со II кварталом этого года. В денежном выражении рынок в июне-сентябре 2021 г. достиг 200 млрд, что примерно на четверть выше, чем годом ранее", - подчеркивают в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо".

В Tele2 также видят снижение доли дешевых смартфонов в продажах сети: с января по октябрь этого года доля аппаратов в диапазоне 5-10 тыс. руб. сократилась с 50% до 35%, сообщают в пресс-службе.

"Это связано с тем, что многие игроки, которые занимались производством и продажей подобных устройств, уходят с рынка. Их долю занимают крупные поставщики (А-бренды), цена устройств которых ожидаемо выше, хотя, по нашим оценкам, это необязательно смартфоны премиум-сегмента", - отмечают в пресс-службе Tele2.

Руководитель отдела закупок цифровой техники "Ситилинк" Николай Петров видит снижение продаж смартфонов до 5000 руб. в III квартале 2021 г. на 70% в количестве реализованных единиц по отношению к прошлому году.

"Это связано с тем, что на фоне дефицита комплектующих предложение производителей в низком ценовом сегменте сильно сократилось. Также произошел общий рост цен на смартфоны со стороны производителей. В связи с этими факторами, по нашим оценкам, дешевые смартфоны будут продолжать снижаться в продажах в IV квартале. При этом устройства от 40 тыс. руб. выросли в нашей сети за указанный период на 25% в количестве реализованных единиц по сравнению с прошлым годом. Рост премиального сегмента смартфонов связан с увеличением пребывания россиян в цифровой среде. Покупатели при выборе смартфона обращают особенное внимание на высокую производительность, характеристики камер и экрана устройства", - отмечает Николай Петров.

Генеральный директор "МегаФон Ритейл" Владимир Скурихин видит по итогам III квартала 2021 г. снижение спроса на бюджетные модели смартфонов стоимостью до 5000 руб. и перераспределение продаж в сторону более дорогих устройств.

"Это отражает средняя цена смартфона: в III квартале она выросла на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и сейчас превышает 21 тыс. руб. Кроме того, россияне стали чаще брать флагманские гаджеты. Так, продажи смартфонов дороже 40 тыс. руб. выросли в нашей сети более чем в два раза", - отмечает Владимир Скурихин.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын подчеркивает, что снижение спроса на бюджетные смартфоны отражает, во-первых, углубление различий в назначении бюджетных и более дорогих смартфонов, а во-вторых, синергию между мобильным ретейлом и финтехом.

"Бюджетный смартфон - это телефон, полезное для владельца функциональное устройство, вроде холодильника. Чем дольше он служит, тем полезнее. Поэтому покупать их будут реже и реже. Более дорогой смартфон - это основной инструмент для коммуникаций, развлечений, шоппинга, а также и элемент показного потребления. Даже тот, кто сам не является звездой "Инстаграма", хочет, чтобы ролики были отсняты и смотрелись так же, как и у кумиров", - отмечает Леонид Делицын.

Он считает, что эти паттерны поведения эксплуатируются финтехом. "Уже 35,6% смартфонов приобретаются в кредит. В кредит приобретаются все более дорогие устройства - уже на 31% дороже, чем годом ранее, и самый популярный гаджет, приобретаемый в рассрочку, как нетрудно догадаться, - iPhone 11. Приобретают те, кто верит в перспективы завтрашнего дня - 65% покупателей моложе 30 лет", - подчеркивает аналитик.

Леонид Делицын отмечает, что чем охотнее люди расплачиваются завтрашним днем и чем охотнее банки принимают такую оплату, тем больше можно приобрести дорогих товаров и услуг в кредит.

"К примеру, американцы взяли кредиты уже почти на $4 трлн. Средний американец должен $30 тыс. и 10% доходов тратит на оплату кредитов. Средняя зарплата у нас - 51 тыс. руб., и если бы мы тоже тратили 10% доходов на оплату кредитов, то в год могли бы выплачивать по 60 тыс. руб. Если бросить все силы на дорогие смартфоны, то дешевые могут и вовсе исчезнуть", - считает Леонид Делицын.

"Но, разумеется, покупателей старше 30 лет тоже много, и для многих из них смартфон уже не столь важен, в кредит покупать они его не будут. Поэтому постоянного падения спроса на бюджетные смартфоны ждать не следует. Он может даже вырасти. Помимо прочего, поскольку средств у населения не так уж много, банки рано или поздно ужесточат выдачу кредитов. Сейчас они выдают много еще и потому, что им надо тренировать алгоритмы машинного обучения - а для этого нужны не только хорошие заёмщики, но и плохие. Когда наберут достаточное количество плохих заемщиков, чтобы алгоритмы научились распознавать их с высокой точностью, получать кредиты на дорогую технику станет сложнее", - подчеркивает Леонид Делицын.

Аналитик "Фридом Финанса" Антон Скловец считает, что снижение спроса на бюджетные смартфоны носит временный характер.

"Нехватка комплектующих и проблема с международной логистикой накладывают свой отпечаток. Покупатели, прогнозируя рост цен и постепенно растущую ставку ЦБ, которая ознаменовывает период окончания политики "дешевых" денег, стали больше покупать смартфонов в кредит (чуть менее 40% приобретаются в кредит), а выбирая такой путь, неважным становится удорожание продукта. Добавив уровень высокого качества в премиальных моделях - получаем увеличенный спрос", - отмечает Антон Скловец.

Он считает, что тенденция по росту объема продаж сохранится. "Помимо вышеперечисленных фактов, добавится и сезонный катализатор, который из года в год поднимает планку реализации, - канун праздников: Новый год и Рождество. В IV квартале рост средней цены на смартфоны увеличится на 5-7%. Продолжится увеличиваться спрос в премиальных моделях, а рост объема продаж будет в пределах 10%", - подчеркивает аналитик.

Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман считает, что спрос на бюджетные смартфоны быстро восстановится из-за большой востребованности данного сегмента у населения. "У них есть большое преимущество - за демократичную цену можно купить смартфон со всеми современными функциями, ну и вопрос в том, по какой цене считать смартфоны бюджетными или не совсем, где эта грань. В III квартале произошла презентация новых айфонов и мог оживиться рынок вторичных продаж, это спекулятивный фактор, который приходит в голову. Здесь еще нужно понимать, охватило ли исследование компании весь рынок или только собственные салоны. В целом я не жду падения спроса на доступные смартфоны", - отмечает Марк Шерман.

Заместитель директора Института РУССТРАТ Юрий Баранчик подчеркивает, что сокращение рынка бюджетных смартфонов - нормальное явление после прошедшего пика пандемии.

"Рост количества телефонов, приобретаемых по низкой цене, был связан с несколькими факторами. Во-первых, население по старой привычке, закрепленной предыдущими кризисами, приобретало гаджеты, опасаясь их дефицита и роста цен. Во-вторых, причиной покупки стал режим самоизоляции, когда сотрудники ушли на удаленку, но должны быть регулярно на связи для решения первоочередных задач", - отмечает Юрий Баранчик.

Он подчеркивает, что многие сотрудники, не пользовавшиеся раньше мессенджерами и социальными сетями, установили их, чтобы общаться с коллегами и получать рабочие задачи. "Также телефоны нужны были на резерв, чтобы всегда был заряженный аппарат на случай сбоев и поломки. Сейчас основная потребность в телефонах у населения закрыта, продажи в бюджетном сегменте могут упасть до 35-40% в зависимости от модели", - отмечает Юрий Баранчик.

Эксперт подчеркивает, что IV квартал текущего года может показать рост продаж, так как впереди - новогодние праздники, в которые граждане ищут праздничные акции, чтобы обновить технику для себя и близких.

Новости из связанных рубрик