Вадим
Ярошенко

генеральный директор онлайн-кинотеатра ShowJet (ООО "Шоу Джет")
© ComNews
27.09.2021

Онлайн-кинотеатр ShowJet предоставляет зрителям контент бесплатно и работает исключительно по рекламной модели монетизации. Площадка специализируется на сериалах, произведенных в разных странах мира. О том, как развивается проект и какое будущее его ждет корреспонденту ComNews рассказал генеральный директор онлайн-кинотеатра ShowJet (ООО "Шоу Джет") Вадим Ярошенко.

Расскажите, пожалуйста, об истории создания вашего проекта. Как, когда и почему возникла идея создания онлайн-кинотеатра и какой путь развития прошел проект?

- История уходит в корнями в 90-е, тогда я занимал доминирующее положение на рынке легальных VHS и DVD. Уже тогда, общаясь с представителями студий и голливудскими режиссерами, я уловил надвигающийся тренд сериалов. В 2000 г. стало понятно, нужно уходить в диджитал, возникла идея ShowJet, а сериалы стали идеальным продуктом. Во-первых, аудитория их обожает и с каждым годом эта любовь только растет. Во-вторых, с точки зрения диджитал-продукта сериалы - это идеальный формат для удержания аудитории. Чем больше эпизодов, тем больше пользователь проводит времени на сервисе, тем чаще он возвращается, чтобы досмотреть. Так что тут не только вопрос качества контента, но и математический расчет, работающий как часы.

Каковы основные достижения проекта на сегодняшний день? Какое количество зрителей у ShowJet ежемесячно и насколько широка география охвата сервиса? Каким количеством контента может похвастаться ShowJet сегодня, насколько активно он пополняется и какой уникальный контент может предложить сервис?

- Мы работаем в России и на территории некоторых стран СНГ. В зависимости от количества премьер наша аудитория варьируется от 5 до 7 млн в месяц. Библиотека ShowJet постоянно обновляется, это живой процесс. В среднем у нас 150-200 многосерийных проектов, этого достаточно, чтобы удовлетворить минимальные потребности аудитории. Будет больше сериалов - будет больше пользователей и просмотров, тут арифметика довольно простая. Многие наши сериалы уникальны, их нет у наших конкурентов, это помогает выделиться на фоне безликих видеосервисов и предложить клиенту особый опыт. Весь наш контент имеет оценку 7 или выше по версии IMDB, при этом есть сериалы из разных стран мира, а не только из Англии и США, хотя их мы тоже любим. Где еще вы увидите проекты из Австралии, Новой Зеландии, Дании? Только на ShowJet.

На каких платформах (браузер, мобильное приложение, Smart TV и т.д.) сегодня представлен ShowJet и за счет каких технологических решений обеспечивается высокое качество предоставления контента? Какая работа ведется по модернизации и улучшению функционала площадки, а также расширению охвата платформ?

- Мы присутствуем практически везде, от мобильных приложений для IOS и Android до Apple и Android TV, у нас есть специальный отдел исследований, мониторящий новые площадки и оценивающий перспективы выхода ShowJet на них. Держим руку на пульсе, так сказать. Касательно технологий, вопрос интересный. Постараюсь описать в двух словах: у нас запатентованная технология, позволяющая пользователю смотреть сериалы даже при низкой скорости интернета, при этом весь контент защищен, что очень ценится правообладателями. Ну а если вы любитель высокого качества, то часть наших сериалах представлена в 4К и абсолютно все с многоканальным звуком 5.1.

За все изменения отвечает команда продукта, рынок онлайн-кинотеатров один из самых быстроразвивающихся и приходится постоянно меняться, вводить новые функции, при этом оставаясь верными себе и бренду. Не хочется делать "как у всех".

Пандемия коронавируса оказала колоссальное влияние на отрасль и рынок онлайн-кинотеатров в частности как с точки зрения наплыва аудитории, так и в части работы создателей контента. Как она сказалась и продолжает ли сказываться на ShowJet?

- Для нас это было не самое плохое время, ведь все сидели по домам и смотрели сериалы. Сильно активизировались конкуренты, которые внезапно пришли на нашу территорию и стали раздавать свои подписки бесплатно, но их резкий рост закончился, когда бесплатные три месяца за рубль закончились. Регулярно сталкиваюсь с разнообразными исследованиями и опросами, где говорится, что львиная доля аудитории зрителей не готова платить за подписку и их можно понять, средние зарплаты в регионах оставляют желать лучшего. Так вот, цифры немного разнятся, но ненамного, где-то 80-90% аудитории предпочитают рекламную модель.

Каковы дальнейшие планы ShowJet как в области технического развития проекта, так и в части пополнения библиотеки контента и возможностей освоения новой для себя аудитории?

- Технически мы очень хорошо подкованы, так что тут особых проблем нет. Скажем так, у нас появилась формула: чем больше контента и маркетинга, тем больше рекламы и аудитории, соответственно тем больше доход. В будущем мы хотели бы значительно увеличить библиотеку сериалов, достигнуть критической массы контента, после этого провести федеральную рекламную кампанию. Уверен классический формат телевизионной рекламы нам сильно в этом поможет. Но все это требует ощутимых инвестиций, так что планы на ближайшее будущее – решить, как мы можем это реализовать.

По вашим прогнозам, как в целом будет развиваться отечественный рынок онлайн-кинотеатров в ближайшие пять лет? Какие факторы и тенденции будут оказывать наиболее значимое влияние на его развитие?

- Нужно понимать, что платежеспособная аудитория в России - исчерпаемый ресурс. Даже при самом позитивном раскладе это не более 5 млн человек, при этом за этими 5 млн гоняются такие гиганты, как "Яндекс", "Сбербанк", "МегаФон" и прочие. Да, пока они раздувают цифры: включают подписку в разные бандлы, тарифы, кредитные карты и тому подобное. Более того, любой из нас числится живым подписчиком какого-то сервиса и может об этом не знать, но этот пузырь долго не продержится, думаю в ближайшие пять лет мы увидим много всего интересного.

В количественном же, а не денежном выражении, доля зрителей смотрящих контент по рекламной модели преобладает и продолжит преобладать как минимум в следующие пять лет. Подписная модель доминирует только в части доли по выручке. Тут и менталитет, и привычки, отсутствие желания или возможности платить, привычка не платить, постоянные бесплатные альтернативы как у ShowJet, например, и другие факторы будут сохранять доминирующий вес зрителей по рекламной модели. Более того, финансовые расходы людей растут и скорее всего продолжат расти быстрее, чем растут их доходы.

В таком случае, даже часть зрителей уже платящая за одну и более подписки, в конечном счете может пересмотреть бюджет и сделать выбор в пользу бесплатных кинотеатров. По мере роста объема и разнообразия бесплатного контента и количества интернет-кинотеатров работающих только или с фокусом на рекламную модель, будет расти и привлекательность контента и сервисов для зрителей, что также увеличит или как минимум сохранит спрос на бесплатный контент.
По мере насыщения рынка, игрокам нужно будет отличаться и дифференцироваться от конкурентов или сжигать огромные рекламные бюджеты в борьбе за привлечение и удержание пользователей. Рано или поздно на рынке начнут появляться нишевые игроки работающие на определенную клиентскую нишу. Объять все будет технически тяжело как минимум. Как максимум это невозможно и с точки зрения восприятия бренда и с точки зрения его позиционирования.

Готовы ли вы раскрыть финансовые и операционные показатели, которых удалось добиться ShowJet на сегодняшний день?

- ShowJet перешел только на рекламную модель монетизации в 2017 году. Именно после такого поворота у нас пошел значительный рост выручки из года в год. Выход на операционную безубыточность состоялся уже в 2018 году. По итогам 2020 года выручка ShowJet составила 435 млн руб. Прирост в 21% к предыдущему году. Операционная рентабельность по показателю EBITDA маржа составила 26% от выручки в 2020 году. Это только начало, при грамотном привлечении инвестиций мы сможем сохранить и даже увеличить рост, поэтому я с оптимизмом смотрю на будущее компании.