59% интернет-пользователей уверены, что их данные хорошо защищены в государственных онлайн-сервисах. О хорошей защите персональных данных пользователи говорят в банках, реже всего - в онлайн-магазинах. Такие данные приводит Аналитический центр НАФИ по итогам исследования.
© ComNews
13.09.2021

Несколько снизилось доверие пользователей в области защиты данных в банках. В 2017 г. 58% говорили о защищенности персональных данных в финансовых организациях, сегодня - 53% (сокращение на 5%). Это связано с активизацией мошенников в банковской сфере: по результатам исследований НАФИ, в 2020 г. держатели банковских карт стали в полтора раза чаще сталкиваться с мошенниками, большинство россиян получают спам-звонки (89%).

Наибольший рост доверия пользователей к защите персональных данных - у российских интернет-компаний, а также у сервисов электронных платежей. С 2017 г. доля тех, кто отмечает защищенность персональных данных в сервисах электронных платежей ("ЮMoney", Qiwi и т.д.), повысилась на 11% до 38%, в российских интернет-компаниях ("Яндекс", Mail.ru) - на 9%, до 37%. О защите персональных данных в международных интернет-компаниях (Google, Facebook) говорят 35% пользователей (рост на 8%).

Наименьшая доля интернет-пользователей говорят о защищенности персональных данных в зарубежных и российских онлайн-магазинах (по 28% в каждой категории). По данным НАФИ, за последний год каждый десятый россиянин - 11% - сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников.

Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев отмечает, что уровень доверия к той или иной категории во многом коррелирует с уровнем узнаваемости этой категории и, конечно, зависит от пользовательского опыта - как самого человека, так и его близких. Отсюда, например, заметный рост доверия к отечественным платформам электронных платежей и интернет-компаниям.

Как подчеркивает Андрей Арсентьев, снижение уровня доверия к банкам во многом можно объяснить большим давлением мошенников, многие из которых представляются сотрудниками финансово-кредитных учреждений.

Лояльность к госуслугам связана не только и не столько с патернализмом общества, считает Андрей Арсентьев. Если в 2017 г. категория электронных госуслуг только вступала в стадию зрелости - для многих это было тогда в новинку, то на сегодня с цифровыми государственными сервисами знакомы почти все граждане.

При этом сейчас началась новая волна преступлений, связанных с "Госуслугами" - мошенники стали звонить россиянам, уверяя, что их аккаунт взломан, и выпытывают данные для входа в личный кабинет. Кроме того, избиратели жалуются, что их без ведома регистрируют на онлайн-голосование (см. новость ComNews от 9 сентября 2021 г.).

"Несмотря на то что периодически появляются сообщения о взломе аккаунтов на "Госуслугах", уровень доверия к государственным информационным платформам остается довольно высоким, так как люди понимают, что многие проблемы информационной безопасности связаны с низким уровнем цифровой грамотности ряда пользователей и фишинговыми атаками", - уверен Андрей Арсентьев.

Новости из связанных рубрик