Новости / сентябрь 2021
Российский покупатель ушел в онлайн

В минувшую среду во время конференции AERO, организованной AliExpress, в рамках сессии "Рынок электронной торговли" игроки рынка обсудили тренды 2021 г., среди которых взрывной рост в категориях "продукты питания" и "товары повседневного спроса", растущее число клиентов с запросом на скоростную доставку, а также рост спроса на доставку в регионах.
© ComNews
09.09.2021

Говоря о трендах нынешнего 2021 г., генеральный директор, председатель правления АО "Почта России" Максим Акимов отметил, что в 2021 г. рынок Китая продемонстрировал преодоление 50%-ного барьера доли проникновения цифровых каналов в общем объеме ретейла. По мнению Максима Акимова, это произойдет везде. Кроме того, по его словам, 2021 г. продемонстрировал растущее число клиентов с запросом на скоростную доставку и уход от тех продавцов, которые не могут этого селать. Максим Акимов отметил также переход трансграничной торговли в российский сегмент.

Генеральный директор "AliExpress Россия" Дмитрий Сергеев отметил, что 2021 г. продолжил тренды 2020 г. "У многих было ощущение, что после окончания связанного с пандемией режима клиенты вернутся в офлайн. Но, как мы видим, этого не произошло. Все здесь продолжают расти. Покупателей становится больше, продавцов на маркетплейсе становится больше, товара становится больше. Этот рост не останавливается", - рассказал Дмитрий Сергеев.

Генеральный директор "СберМегаМаркета" Соломон Кунин подчеркнул, что пандемия вызвала взрывной рост в категориях "продукты питания" и "товары повседневного спроса". "Учитывая долю продуктов питания и товаров повседневного спроса, которая, в принципе, во всей торговле составляет почти половину оборота, то это новый пирог, который еще абсолютно не поделен. Там сейчас засилье традиционных игроков, которые плавно мигрируют в омниканальные, но тем ни менее это знаковый поворот, когда в сегмент электронной торговли пришел еще один большой кусок", - сообщил Соломон Кунин.

Генеральный директор Ozon Александр Шульгин согласился с коллегами, что тренд роста электронной коммерции сохраняется в 2021 г. "Мы видим также повышение частоты заказов покупателей. Раньше электронная коммерция была скорее дополнительным каналом. Сейчас уже для миллионов людей - это очень важный источник получения товаров. Отдельно хотел бы отметить рост в регионах. Большое предложение ассортимента и качественный сервис позволяют людям в регионах получить доступ к тому же ассортименту, что и в столичных городах. И мы видим очень высокие темпы роста в регионах. Соглашусь также, что в столичных городах требовательность клиента стала гораздо выше. Доставка через два дня уже никому не интересна. Чем быстрее, тем лучше!" - подчеркнул Александр Шульгин.

Директор по стратегии и развитию X5 Retail Group Владимир Салахутдинов добавил, что пандемия ничего не изменила, а лишь ускорила тренды, что были на рынке до пандемии. По его словам, более 80% клиентов, воспользовавшихся доставкой вынужденно во время пандемии, продолжили пользоваться этой услугой из-за ее удобства.

Генеральный директор Lamoda Джерри Калмис рассказал, что с начала пандемии заметна смена запроса на ассортимент. Вырос спрос на удобную одежду, который продолжается в 2021 г. в России.

Директор по электронной коммерции розничной сети "Магнит" Андрей Лукашевич сообщил, что если в предыдущие годы на рынке продуктов питания долгое время онлайн-заказы - это было скорее эмоциональное потребление, например чтобы попробовать что-то новое, побаловать себя, и здесь был низкий чек, то сейчас очевидно, что покупатель меняется. "Если раньше это зачастую был какой-то молодой человек, который хотел попробовать лимонад, и поэтому это был низкий чек с тяжелой окупаемостью как бизнес-модель. То сейчас все больше становится "цифровых домохозяек", которые кормят семью. Это ведет к рационализации потребления. Да, покупательская способность падает, но поскольку растет пенетрация рынка, то покупатель меняется. Да, мы говорим про "экспресс", то есть это аналог похода в супермаркет. "Цифровая домохозяйка" хочет получить сервис, цену и время примерно, как сходив в соседний супермаркет, магазин у дома. Но при этом она покупает корзину именно семейную. Это меняет наши ожидания и подход к этому бизнесу, то есть это не просто формат киоска, а полноценного супермаркета", - объясняли Андрей Лукашевич.

"И второй важный тренд, который мне кажется очень интересным, это то что мы видим комплементарность между сегментом готовой еды и продуктов питания. То есть у нас было опасение, что они будут каннибализировать друг друга и средний чек в продуктах питания, если добавить сюда готовую еду, будет падать. Но то, что мы видим на пользователях, - это рост LTV, общего дохода, получаемого с одного пользователя", - рассказал Андрей Лукашевич.

Новости из связанных рубрик