Новости / сентябрь 2021
ОФД - от услуг к сервисам больших данных

Пять лет назад, с появлением в России рынка онлайн-касс и операторов фискальных данных (ОФД), начался новый этап технологического изменения сферы розничной торговли и услуг. С тех пор количество онлайн-касс выросло в три раза, а структура выручки ОФД-компаний изменилась - от поучения прибыли за предоставление только услуг ОФД, до появления в структуре большой доли выручки от сервисов и предоставления продуктов на основе данных.
© ComNews
09.09.2021

О развитии торговли, цифровизации и ее влиянии на предпринимателей рассказал в ходе пресс-конференции "5 лет системе ОФД и онлайн-касс в России" Алексей Баров, генеральный директор ИT-компании "Платформа ОФД", оператора фискальных данных страны.

Алексей Баров отметил, что благодаря ОФД за прошедшие пять лет появились новые сервисы для бизнеса, связанные с оптимизацией издержек, автоматизацией бухгалтерских задач, анализом продаж. На агрегированных фискальных данных сформировалась Big Data.

Постепенно базовая задача ОФД трансформировалась в "комплексную" услугу. Через оператора фискальных данных предприниматели и организации сейчас решают ряд вопросов, включая работу с системой маркировки, электронный документооборот, электронную отчетность в госорганы, инструменты контроля торговли, аналитику продаж.

Драйверами цифрового развития торговли на ближайшие годы станут ЭДО (электронный документооборот) и маркировка товаров. Поэтому растет интерес к связанным с этими направлениями решениям.

"Платформа ОФД" зафиксировала трехкратный рост (в сравнении "год к году") подключений клиентов к сервису по работе с цифровой маркировкой товаров, двукратный рост - к системе электронного документооборота и двукратный рост - к сдаче электронной отчетности.

В "Платформе ОФД" рассказали корреспонденту ComNews, что количество онлайн-касс за пять лет по всему рынку увеличилось с 1,1-1,2 млн в 2016 г. - до 3,5 млн в июне 2021 г., а у самой "Платформы ОФД" - с 0 до 1,1 млн касс. "В 2017 г. вся выручка "Платформы ОФД" была только от услуги ОФД, к концу 2021 г. - почти половину валового дохода может составить доля сервисов и продуктов на данных - при этом есть еще ЭДО, маркировки и другие сервисы для бизнеса", - сообщили в компании.

Алексей Баров отметил, что нагрузка на ИТ-системы ОФД за пять лет сильно возросла: когда-то система обрабатывала 100 чеков в секунду, сейчас 1000 и более чеков в секунду. "Наша ИТ- система способна пропускать до 5000 чеков в секунду. В день система в среднем обрабатывает 48 млн чеков. В каждом чеке в среднем три записи. Это около 150 млн записей в день, которые мы должны обработать. Около ⅔ записей содержат либо сокращения, либо ошибки. Система все это обрабатывает и распознает", - рассказал он.

Алексей Баров подчеркнул, что предприниматели активно пользуются сервисами оператора фискальных данных в режиме одного окна. "Маркировка товаров - ежедневно в систему "Честный ЗНАК" передается 10 млн кодов маркировки в день - в прошлом году было 3 млн кодов. Для магазинов разработан комплексный сервис "Учет марок". ЭДО (электронный документооборот) - ежедневно клиенты компании через ЭДО отправляют 3,5 тыс. документов (в прошлом году было 2000 документов). Растет популярность сервиса "Платформа ЭДО" "Электронная отчетность" - ежедневно в системе проходит 1500 документов (в прошлом году было 600 документов). Для упрощения работы с электронными документами создан сервис "Платформа Госотчет", - рассказал он.

До 2024 г. маркировка становится обязательной для большинства категорий розничной торговли. Она вводится поэтапно и сейчас распространяется на такие категории, как табачная продукция, лекарства, обувь, некоторые виды одежды и текстиля, парфюмерия, шины и покрышки.

В течение трех лет планируется активное вовлечение бизнеса в применение системы ЭДО. В рамках проекта "Цифровая экономика" государство намерено перевести в электронную форму 90-95% счетов-фактур, не менее 70% товарных и транспортных накладных, участвующих в хозяйственном обороте. Сейчас многие предприниматели осваивают электронный документооборот, чтобы автоматизировать процесс работы, экономить время сотрудников и свести к минимуму ошибки при работе с документами.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал отметил, что ОФД - операторы фискальных данных - это целая система, автоматизирующая большинство операций в торговле, которые раньше занимали гораздо больше времени и ресурсов.

"Через эти инструменты - онлайн-кассы, сбор фискальных данных, специализированный софт - магазины могут оформлять покупки, включая онлайн, создавать штрих-коды для маркировки отдельных видов товаров, распечатывать их в нужном количестве, автоматизировать процессы учета приемки и продажи товара, отслеживать накладные, возвраты, проводить инвентаризации и т.д. ОФД позволило выйти российскому ретейлу за короткий срок на высокий уровень цифровизации, что снижает издержки бизнеса и делает работу магазинов более эффективной. За счет масштабности применения ОФД в стране - даже самые мелкие магазины пользуются этим оборудованием и программным обеспечением, - есть возможность получать самые разные аналитические данные по стране, - рассказывает Павел Сигал. - Например, платформы формируют отчетность по продажам отдельных видов продукции, по сезонному спросу и т.д. - вариантов и настроек аналитики очень много. Эти данные качественно показывают динамику спроса и продаж в стране, отражают уровни наценки, динамики стоимости товаров. Эти инструменты дают возможности получать большие аналитические данные - от узких запросов по отдельным категориям до валовой прибыли и оборотов всего ретейла по стране. В перспективе, учитывая, как активно развиваются онлайн-продажи, маркетплейсы, востребованность таких продуктов, с возможностью анализа большого объема данных, будет расти. Причем такая автоматизация нужна как самому ретейлу, так и государству, которое также все больше становится цифровым. Отраслевые министерства и ведомства давно пользуются аналитикой ОФД, которая отличается точностью и большим объемом обработанной информации. Буквально каждый чек в любом магазине страны попадает в систему и потом может анализироваться с разных сторон".

Новости из связанных рубрик