По итогам 2020 года ключевыми трендами рынка "последней мили" в российской онлайн-торговле являются усложнение рабочих процессов и структуры логистических компаний, ускорение доставки, а также дефицит курьеров. Таковы результаты исследования Data Insight. В исследовании при этом отмечается, что в первом квартале 2021 года доля собственных служб доставки онлайн-магазинов достигла 71% (по сравнению с 64% в первом квартале 2020 года).
© ComNews
27.08.2021

В исследовании от Data Insight, посвященном "последней миле" для интернет-торговли сообщается, что в первом квартале 2021 г. на рынке электронной коммерции было доставлено 290 миллионов посылок.

По доле заказов и продаж в 2020 г. с большим отрывом лидируют Москва и Московская область — суммарно на них приходится 33% всех российских заказов и покупок. В 69 регионах из 85 средний чек в 2020 году был ниже показателей 2019 г.

Как сообщается в исследовании, в первом квартале 2021 г. доля собственных служб доставки магазинов достигла 71% (по сравнению с 64% в первом квартале 2020 г.). В первую очередь этот рост обеспечивается маркетплейсами Ozon и Wildberries: по итогам первого квартала 2021 г. их доля среди собственных служб доставки составила 72%, а годом ранее была 58%. Логистические компании в первом квартале 2021 доставили на 25% больше посылок, чем за аналогичный период 2020 года.

В исследовании говорится, что процессы, связанные с последней милей, усложняются. Курьерские службы вынуждены брать на себя новые задачи и заниматься дополнительными направлениями деятельности. Им необходимо развивать логистическую инфраструктуру, расширять сетку дополнительных услуг для покупателей, вкладываться в ИТ.

В 2020 г. вырос спрос на срочную доставку. Это привело к появлению и быстрому развитию новых моделей доставки — доставка в ограниченном радиусе через сеть дарксторов и доставка по клику. Магазины и логисты стремятся развивать сотрудничество с оффлайн-сетями, открывают локальные склады, развивают собственные сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и дарксторов, из которых можно быстрее забрать заказ и доставить до клиента. Самым популярным каналом остается доставка в ПВЗ и постаматы. Она обходится потребителям дешевле, чем доставка до двери. Эксперты выделили ключевые требования интернет-магазина к партнеру по логистике: гибкость и адаптивность, скорость и пунктуальность, наличие дополнительных услуг (примерка, частичные возвраты, доставка в выходные и другие, работа в разных регионах, а также способность представлять бренд магазина.

Еще одним трендом, который отмечают эксперты, является то, что в 2020 г. компании впервые столкнулись с дефицитом курьеров — спрос на доставку вырос, и одновременно с этим многие граждане других стран были вынуждены покинуть Россию. В результате профессия курьера начала изменяться. Компании стараются сделать ее более привлекательной и удобной, чтобы привлечь новых людей. Среди новых возможностей — планирование своей загрузки в течение рабочего дня, обеспечение достаточного дохода, появление карьерных перспектив. Также компаниям приходится больше вкладывать в обучение курьеров непосредственным обязанностям. Если раньше стандартный инструктаж занимал один-два дня, то теперь компании развивают школы курьеров.

По словам ведущего аналитика направления "Логистика" Data Insight Наталии Крупениной все тренды, приведенные в исследовании (усложнение рабочих процессов и структуры логистических компаний, ускорение доставки и дефицит курьеров и появление новых возможностей), сохранят актуальность, по крайней мере, в течение следующего года. "Наиболее комплексный и долгосрочный тренд — усложнение рабочих процессов и структуры логистических компаний. Он включает в себя много аспектов, в том числе необходимость развивать ИТ, строить инфраструктуру, заниматься наймом курьеров и придумывать новые схемы их мотивации. Сейчас на рынке доминирует доставка маркетплейсов, в первую очередь, Ozon и Wildberries. Они оба обладают развитыми и отлаженными логистическими системами, причем логистика Ozon уже открыта всему рынку (не только клиентам маркетплейса). Можно ожидать, что и в дальнейшем их доля будет расти", - считает Наталия Крупенина.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын прогнозирует, что в ближайшее года рынок доставки будет нуждаться в инвестициях. "Прогноз рынка доставки на будущие годы прост: будет есть все больше и больше денег. Рынку доставки нужны миллиарды инвестиций. Оправдываться перед инвесторами наши компании будут, кивая на Китай и привлекая популярную там идею о том, что доставка важна не сама по себе, а как средство сбора данных о пользовательских предпочтениях. А данные – это новая нефть, поэтому требуют инвестиций", - подчеркивает Леонид Делицын.

По его словам, конкуренция на рынке доставки будет вестись на выбывание, как в авиаперевозках. В итоге, по оценке Леонида Делицына, останется три игрока. "Первый будет ценовым лидером и работать на массовую аудиторию. У второго будет меньше трети рынка, больше услуг и более состоятельные заказчики. Третий будет обслуживать ниши, например, привозить подогретую лапшу быстрого приготовления на стройки, используя начальство в качестве курьеров. Эти бизнес-модели будут реализовываться в составе экосистем, которым доступ к пользователю важнее прибыли. Возможно существование ещё некоторого числа очень специализированных компаний, которые будут самоокупаемые, но очень невелики", - прогнозирует Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик