Андрей
Яценко

основатель и
управляющий партнер Gorserv
(ООО "Горсерв Инновации")
© ComNews
30.08.2021

В последние 10 лет довольно широкое распространение получили цифровые платформы - агрегаторы различных услуг, включая транспортные, курьерской доставки, гостиничные. Данный процесс получил название "уберизация", от Uber - одного из первых по-настоящему успешных представителей, который быстро изменил рынок услуг такси до неузнаваемости. В России заметным игроком на рыке таких сервисов в системе ЖКХ является компания Gorserv (ООО "Горсерв Инновации"). Ее основатель и управляющий партнер Андрей Яценко рассказал обозревателю "Стандарта" Якову Шпунту о перспективах уберизации услуг электриков.

Насколько остро стоит проблема обслуживания потребителей электроэнергии в частных и многоквартирных домах? Где эта проблема стоит наиболее остро?

- Да, такая проблема есть, и она многофакторная. У нас очень велики неплатежи потребителей электроэнергии, и, учитывая ситуацию с доходами населения, объем долгов постоянно растет. Положение усугубляет и то, что многие управляющие компании, которым передали все обслуживание жилищного фонда, оказываются недобросовестными. Они собирают деньги с населения, но эти средства до ресурсоснабжающих компаний, в том числе энергетиков, просто не доходят: они выводятся, а потом руководство таких компаний исчезает в неизвестном направлении. Таких случаев по всей стране как минимум многие десятки, если не сотни.

В итоге функции непосредственного обслуживания потребителей во многих городах и целых регионах решениями мэров или губернаторов переводят на энергосбытовые компании. Но обслуживанием физических лиц такие компании во многих населенных пунктах никогда не занимались. У них нет для этого ресурса, в том числе штата сотрудников и соответствующей экспертизы. Для них оказание таких услуг является обременением, навязанным сверху.

И перед энергетиками возникает дилемма: или создавать собственную сервисную компанию, или искать подрядчиков, партнеров, или использовать в работе существующие на рынке цифровые платформы. Часто энергетики договариваются с управляющими компаниями, у которых есть свои электрики, но этот процесс все же идет хаотично и результат тут мало предсказуем. Тем более что, столкнувшись с проблемами в электроснабжении, люди привыкли звонить именно в энергосбытовую компанию. Там есть аварийные бригады, и обычно неприятности устраняются быстро. Но, с другой стороны, простая замена счетчика занимает в Москве около двух недель, и ускорить эту процедуру нельзя из-за дефицита электриков.

Энергосбытовые компании не умеют взаимодействовать с населением так, как это делают, например, телекоммуникационные компании или банки. И одним из лучших вариантов для того, чтобы улучшить ситуацию, является передача всех или части функций на аутсорсинг. Вопрос лишь в том, кому и как нужно их передавать: юридическому лицу - "прослойке" или нанимать непосредственно граждан в статусе самозанятых. Наше решение позволяет вовлекать тысячи самозанятых для выполнения задачи обеспечения конечных потребителей необходимыми услугами. При этом мы готовы взять на себя все необходимые проверки мастеров, управление процессом и контроль качества.

Почему энергетикам нравится идея уберизации электриков? На какой эффект они рассчитывают?

- Для того чтобы полноценно оказывать услуги конечным потребителям своими силами, энергосбытовой компании необходимо расширять штат. Штатным сотрудникам необходимо платить заработную плату и выплачивать за них налоги даже тогда, когда заявки от населения не поступают, помимо этого, требуется их оснастить измерительными приборами и инструментами, обучить, выделить административный ресурс для обслуживания штатных единиц. Все это усугубляется невысокой эффективностью производственного персонала и отсутствием контроля рабочего дня.

Энергетики просто подключаются к платформе и привлекают необходимое количество специалистов, чтобы решить стоящие задачи в заданные сроки. Оплата производится по факту выполнения работ. Содержание штата электриков не требуется. В итоге прямая экономия на эксплуатации, по нашим расчетам, может достигать до 30%.

При этом самозанятых электриков энергосбытовые компании могут привлекать тогда, когда появилась соответствующая необходимость - например, необходимо проверить или опломбировать счетчики на определенном участке (улица, деревня, квартал). Энергетики просто подключаются к платформе и оставляют задания на работу, описывая специфику задания с разработкой технологической карты. Оплата производится по факту выполнения работ. Содержание штата электриков не требуется. В итоге прямая экономия, по нашим расчетам, может достигать до трети себестоимости работ.

Также снижаются административные расходы. Энергетикам нет необходимости расширять кадровую службу. Нет необходимости приобретать дополнительные средства защиты, можно оптимизировать службу охраны труда. Также платформа берет на себя функции, которые при традиционных формах работы выполняет бухгалтерия, включая расчет заработной платы, оформление отпусков, временной нетрудоспособности и т.п., выполняя все процессы автоматически.

Цифровая платформа уберизации отрасли. Каковы должны быть ее функции?

- Платформа - это единое окно для всего бизнес-процесса выполнения заявок, с реализованной ролевой моделью разных участников процесса. Например, в замене счетчика участвует диспетчер, который принимает заявку и через которого происходит взаимодействие с клиентом, кладовщик, который выдает прибор, электрик, клиент. И платформа должна контролировать или информировать всех участников, чтобы решить заявку максимально быстро, используя системы KPI на каждом этапе.

Также платформа должна быть интегрирована с системами Федеральной налоговой службы, банками, картографическими сервисами и различными базами по проверке пользователей. Подключаясь к системе, самозанятый должен автоматически вносить все свои допуски и разрешения, отразить свои знания и умения, тем более что уровень квалификации у электриков разный. Тот, кто умеет снимать показания со счетчиков, далеко не всегда может эти счетчики менять. И платформа должна уметь без ошибок соотносить задачу и необходимый для ее решения уровень квалификации и наличие соответствующих допусков.

Контроль выполнения заявок осуществляется с помощь геосервисов. Весь выездной персонал нужно контролировать в любой момент времени - только так достигается эффективное распределение заявок и оперативное устранение аварий. Самой важной функцией является автоматизация оплаты работ на основе данных биллинга, с подписанием актов и ежесуточных перечислений, с автоматическим предоставлением чеков и регистрации дохода самозанятого в налоговой службе.

Есть ли смысл создавать такие платформы внутри одной компании или использовать технологического партнера?

- Сам смысл уберизации состоит в том, чтобы присоединившийся к платформе специалист был максимально загружен. Чтобы утилизировать электриков, нужна критическая масса заявок. Энергосбытовая компания в отдельно взятом городе или районе такие объемы обеспечить не сможет. Утилизация электриков будет низкой, а следовательно, будет постоянная текучка исполнителей и рост дополнительных затрат на поиск новых.

Создание единой платформы в масштабах города будет более целесообразным. Тут электрики смогут работать на разных заказчиков - строителей, предприятия сферы ЖКХ (управляющие компании, ТСЖ), розничные компании, в ассортименте которых есть электротовары, требующие подключения или настройки, и сами энергосбытовые компании. Электрики получают заявки рядом с местом своего жительства, быстро их выполняют и быстро отчитываются.

У нас был опыт сравнения разработки системы внутри энергосбытовой компании и работы в качестве технологического партнера для аналогичной компании, с глубокой интеграцией в бизнес-процессы. При этом важно понимать, что разработчики внутренней системы должны быть экспертами в сфере обслуживания населения. Такие платформы создаются долго, нередко годами и с большим бюджетом. Если стоит задача быть эффективным и экономить уже сейчас, то логичнее подключить партнера, который уже выполняет тысячи заявок и имеет налаженный процесс. Тем более что уровень капитальных затрат при этом нулевой, а экономия на привлечении самозанятых достаточная, чтобы оплачивать комиссию за использование платформы партнера. Так что пилотировать выход на рынок самозанятых лучше через партнеров.

Платформ по работе с самозанятыми на рынке уже много. Почему именно сейчас создаются отраслевые решения? В чем их специфика?

- На рынке уже несколько лет существуют агрегаторы услуг частных мастеров. Есть несколько федеральных игроков, имеются и компании поменьше, представленные лишь в отдельно взятых городах. Их суть сводится к тому, чтобы свести конечного заказчика с необходимым специалистом. Для юридических лиц такие агрегаторы не слишком удобны. К примеру, агрегатор не берет на себя какие бы то ни было проверки работников, будь то уровень их квалификации, состояние здоровья или наличие проблем с законом. Не решаются вопросы документального оформления услуг, если заказчик является юридическим лицом. Заказчик самостоятельно должен решать и моменты, связанные с оплатой работ с учетом налогов. Да и просто агрегатор не дает гарантию, что нужный работник будет найден. И вероятность, что нужного мастера найти не удалось, далеко не нулевая.

Наша платформа работает только в B2B-сегменте. Соответственно, нам пришлось идти по другому пути. Мы берем на себя весь документооборот, в том числе финансовый, и все, что связано с регистрацией и проверкой самозанятых. Договор заключается с юридическим лицом, которое застраховано на 2 млн рублей от возможного ущерба, нанесенного исполнителем. Гарантия предоставляется также от юридического лица до 12 месяцев. Тем самым мы закрываем все организационные и финансовые риски, которые может понести компания, привлекая самозанятых, обеспечивая быстрый набор необходимых исполнителей под задачи энергосбытовых компаний.

Как производится отбор исполнителей, допуск к работам и контроль качества в процессе выполнения заявок?

- Прежде всего мы осуществляем проверку исполнителей во время регистрации на платформе - проверяем, обладает ли тот, кто подключается к платформе, необходимыми навыками. Любой электрик, который подключается к нашей платформе, проходит проверку по 22 базам и регистрам, с которыми мы интегрированы. И уже через минуту мы видим, где наш соискатель работал, состоит ли он на специфических видах учета (психиатрический, наркологический), привлекался ли он к уголовной и административной ответственности. Это первая ступень. На второй ступени мы проверяем, действительно ли он электрик. Для этого мы проводим собеседование и тестирование, которое проходит в онлайн-режиме, похожее на ЕГЭ. После успешной сдачи происходит стажировка на пяти реальных заявках, после успешного проведения которых присваивается первый рейтинг. Дальше рейтинг зависит от результатов работы - чем он выше, тем больше заявок. Получение новых допусков и повышение уровня квалификации, что называется, личное дело каждого.

И если поступает заявка от энергосбытовой компании на услуги специалиста с теми или иными уровнями допуска, то платформа автоматически формирует их перечень.

Как заинтересовать электриков отказаться от прежних форм работы и подключаться к платформе?

- Уровень заработка электриков, особенно в регионах, довольно низкий. Если сотрудник работает в штате компании, то уровень загрузки у него неравномерный, а повлиять на уровень оплаты труда электрик никак не может. Многие из них объективно заинтересованы, чтобы обеспечить себе объем работ в течение всего рабочего дня, так, чтобы все заявки находились в радиусе пешей доступности от его места жительства и чтобы оплата работы поступила как можно раньше, в идеале в тот же день. Естественно, чтобы все это было полностью легально. В том числе для тех, кто работает по графику и хочет подработать в свободное от выполнения своих основных служебных обязанностей время.

Учитывая, что себестоимость использования электриков-самозанятых выгодна, а отличий от тех, кто работает в штате, становится меньше. В итоге самозанятые электрики, подключенные к нашей платформе, зарабатывают в среднем на 20-25% больше, чем при традиционной модели работы.

Энергетики заинтересованы, чтобы заявки выполнялись как можно быстрее. Но сейчас многие из них просто не имеют возможности делать их хотя бы в течение 24 часов из-за отсутствия электриков. Подключаясь к нашей платформе, любая компания получает в свое распоряжение сотни электриков, причем по всей территории страны.

Какие итоги первых пилотов в отрасли?

- Изучив запрос и специфику, мы разработали мобильное приложение инспектора по снятию показаний различных счетчиков, все фото и автоматически распознанные данные попадают по интеграции сразу в биллинг энергосбытовых компаний. Это позволило быстро и точечно проверять тех клиентов, которые обманывают с показателями. А в случае нарушения пломбы, отсутствия оплаты или факта скручивания отключать неплательщиков, что в целом позволяет снижать долги населения.

Более того, подключение к платформе позволяет не только снижать себестоимость, но и запустить дополнительные сервисы для клиентов платных услуг, получая свою комиссию от объема этих услуг (до 15%). Такие маркетплейсы бытовых услуг работают уже в 25 городах, демонстрируя хорошую эффективность. При этом многие энергосбытовые компании осознали необходимость учиться работать с физическими лицами - своими конечными потребителями.

Мы, со своей стороны, выделяем энергосбытовым компаниям специальных менеджеров, которые помогают организовывать рекламные и маркетинговые кампании, вовлекать жителей в использование новых сервисов, планировать всевозможные акции - например, скидки на любые бытовые услуги для тех, кто без задержек платит за электроэнергию.