Решения / Технологии / август 2021
Игры с потенциалом: абоненты готовы платить за более качественный мобильный игровой трафик

Назар
Головков

руководитель отдела профессиональных услуг Huawei в России
16.08.2021

Назар Головков, руководитель отдела профессиональных услуг Huawei в РоссииНазар Головков, руководитель отдела профессиональных услуг Huawei в РоссииКачество телеком-услуг — один из главных драйверов успешности оператора связи, который напрямую влияет на уровень оттока абонентов. Видеоконтент и мобильные видеоигры продолжают набирать популярность — вместе с этим высокое качество связи и улучшение пользовательского опыта становятся все важнее для удержания клиентов.

Рост индустрии игр в мобильном сегменте — 12% год к году. Это одна из наиболее перспективных и быстрорастущих отраслей на сегодня и, скорее всего, на долгое время вперед. Понимая, куда движется рынок, операторы могут не только увеличивать абонентскую базу, но и наращивать выручку.

Компания Huawei и консалтинговая компания Constanta провели исследование и выяснили, что российские операторы связи могут получать 4 миллиарда рублей потенциального дохода ежегодно только за счет улучшения качества сети для мобильных игр. Разберем, почему это возможно.

Расстановка сил на рынке игр в России и в мире меняется

Исследование показало, что индустрия игр в России достигнет объема 4 млрд $ к 2023 году. Среднегодовой темп роста рынка игр в России — 9%, что сопоставимо с мировым показателем в 11%. Основные и самые ощутимые драйверы роста индустрии — стриминг и киберспорт, а самый быстрорастущий сегмент — мобильный гейминг, не только в России, но и в мире.


В 2020 году выручка от мобильных игр в России обогнала доходы от игр для консолей и персональных компьютеров.


При этом количество игроков мобильных игр значительно превышает число игроков на других платформах.


Игроки все чаще используют мобильную сеть вместо Wi-Fi

Стабильная мобильная связь становится приоритетом для игроков, которые предпочитают играть без подключения к фиксированным сетям. Таргетированный опрос по России в 2020 году показал, что 50% игроков полностью или частично согласны с утверждением: "Я стал чаще играть на мобильном телефоне, используя мобильный интернет, без подключения к Wi-Fi".


В основном люди играют в мобильные игры дома и в офисе — эти локации заняли первое и третье место по результатам опроса.


Вторым по популярности ответом оказался транспорт — наземный, подземный и такси. Использовать Wi-Fi в транспорте либо невозможно, либо гораздо труднее, чем дома или в офисе, поэтому тем, кто предпочитает играть по дороге на работу или в путешествиях, важно надежное подключение к сети.

Новые мобильные игры не терпят проблем с подключением и передачей данных

До недавнего времени считалось, что мобильные игры не предъявляют высоких требований к сети, либо не пользуются такой популярностью, как их десктопные аналоги.

Ситуация изменилась, когда на рынок начали одна за другой выходить мобильные игры в жанрах, требующих высокого качества сети с низкой задержкой передачи данных. Это шутеры от первого и третьего лица — FPS и TPS, многопользовательские боевые онлайн-арены — MOBA или Multiplayer Online Battle Arena — и массовые многопользовательские онлайн-игры — MMO.

В России больше всего играют в Call of Duty: Mobile, Mobile Legends: Bang Bang, PUBG Mobile, Garena Free Fire, World of Tanks Blitz, Brawl Stars и Roblox. Ежемесячное количество активных пользователей в этих играх достигает десятков и сотен миллионов человек по всему миру, а темп прироста аудитории остается высоким из года в год.

Хорошая связь становится решающим фактором для геймеров при выборе оператора

Игры перечисленных жанров имеют общую особенность: в основном это командный геймплей. Если игрок покидает матч досрочно, он подставляет всю команду, подрывает свой игровой авторитет, а в некоторых играх даже снижает свой рейтинг. Это может привести к его отстранению на продолжительный срок. Прерванная из-за плохой связи игровая сессия — гораздо более раздражающий фактор, чем оборванный звонок.

Большинство мобильных игр позволяют пользователю видеть характеристики подключения и отслеживать качество связи во время игры. В некоторые игры, к примеру, в Mobile Legends: Bang Bang, даже встроена диагностика подключения как по мобильному интернету, так и по Wi-Fi. Это позволяет избегать ситуаций, когда игра прерывается вопреки желанию игрока, однако не спасает от самих проблем с сетью.

Опрос геймеров, проведенный Huawei в соцсетях, показал, что более 70% игроков предпочли бы сменить оператора, если другой оператор мог бы предложить более качественное подключение. При этом, по данным опроса российских операторов связи, качество сети — одна из трех главных причин оттока абонентов.

Игроки платежеспособны и готовы доплатить за надежную сеть

У целого поколения, которое выросло на десктопных версиях популярных игр, теперь есть возможность играть в их полноценные мобильные версии в перерывах, в такси, в городском транспорте. Согласно исследованиям, основная аудитория таких игр — мужчины от 14 до 35 лет, причем пропорция все больше смещается в сторону 25—35 лет —наиболее платежеспособной группы населения.

2,5 миллиона уникальных абонентов в России играют в игры, которые требуют высокого качества мобильной сети, и готовы доплачивать за качественную связь. В среднем респонденты согласны дополнительно платить за качественное подключение 300 рублей, что потенциально дает 4 миллиарда рублей ежегодного дополнительного дохода.

Интересы игроков затрагивают всех участников рынка

В Китае, где индустрия мобильных игр намного крупнее — на китайский рынок приходится более 28% выручки мирового рынка, — издатели игр тесно сотрудничают с операторами связи и телеком-вендорами, чтобы обеспечить лучшее качество связи для мобильных игр. Для технических дирекций операторов становится все важнее отвечать требованиям по игровому пользовательскому опыту.

В России этот путь только начинается. В последнем отчете OpenSignal по России за 2021 год российские операторы получили низкую оценку (Poor) по показателю "Игровой опыт". При этом разница в опыте абонентов разных российских операторов намного менее показательна, чем сравнение общего уровня России в этой категории с европейскими странами.

Бурный рост цифровых сервисов и приложений в последние годы полностью интегрировался в нашу повседневную жизнь. Каждый тип сервиса: игры, видео, видеозвонки, финансовые услуги — предъявляет свои требования к качеству соединения. Появление сетей пятого поколения привнесет еще большее разнообразие в типы услуг.

Чтобы отвечать все более дифференцированным требованиям перед лицом новой эры 5G и цифровой трансформации экономики, операторам необходимо создать возможности автоматизации операционной деятельности для повышения уровня пользовательского опыта.

Решения Huawei для улучшения восприятия пользовательского опыта

В 2021 году Huawei опубликовала белую книгу "Руководство по построению сетей будущего к 2025 году" (NetX2025: GUIDE to the Future Network). Компания предлагает использовать модель GUIDE для разъяснения ключевых характеристик целевой сети на 2025 год.

GUIDE — акроним, который расшифровывается как Gigabit Anywhere, Ultra-Automation, Intelligent Multi-Cloud Connection, Differentiated Experience, Environmental Harmony. Ultra-Automation или ультраавтоматизация отражает стремление компании обеспечить автономное или полуавтономное управление сетью и сервисами к 2025 году.

Сейчас операторы в России и мире улучшают показатели пользовательского опыта, используя системы контроля и управления качеством сервисов. Внедрение технологий больших данных и искусственного интеллекта в системы и процессы оператора с помощью цифровых платформ Huawei позволит отойти от ручной и полуавтоматической работы к полностью автоматизированному интеллектуальному режиму управления сетью и различными типами сервисов.

Переход на полную автономность в управлении сетью — долгосрочный процесс. Подход Huawei — это поэтапное повышение уровня автономности от элемента сети до сетевого домена и, наконец, достижение глобальной автономности.