В фокусе / август 2021
Российский рынок смартфонов продолжает оставаться вотчиной китайских брендов

© ComNews
12.08.2021

За первое полугодие 2021 года импорт мобильных телефонов в Россию составил 20,3 млн штук (рост 6 %, 6 мес. 2021 г. к 6 мес. 2020 г.). Рынок превзошел результаты 2020 года и немного не дотянул до уровня 2018—2019 годов. Доля смартфонов с расчетной ценой от 8 000 рублей на полках магазинов выросла до 68 % (14,5 млн штук).

Такие данные приводит аналитический центр холдинга GS Group.

Поставки в Россию кнопочных мобильных телефонов за 1 полугодии снизились на 11 % — до 3,8 млн штук. Рост импорта кнопочных телефонов во 2 кв. 2021 года на 8 % (2 кв. 2021 г. к 2 кв. 2020 г.) объясняется не сменой потребительского поведения, а эффектом низкой базы весны 2020 года, когда сегмент кнопочных телефонов испытал все перипетии сбоев в мировой логистике и локдауна в России. Поэтому наш прогноз остается в силе: 7—8 млн штук по итогам 2021 года, то есть падение на 25 % (2021 год к 2020 году).

Суммарная доля трех лидеров российского рынка смартфонов — Xiaomi, Samsung и Apple —упала ниже уровня 2019 года — 74,7 %, вместе с Huawei и Honor — 77,4 % (доля Huawei в 1 полугодии 2021 года — 1,1 %, Honor — 1,6 %). При этом год назад суммарная доля топ-4 достигала 89 % от всех смартфонов. Фактически лидеры до сих пор не смогли заменить Huawei, хотя активно пытаются. В целом ситуация во 2 кв. полностью повторяет 1 кв. 2021 года. В абсолютных цифрах за первую половину 2021 года поставки трех лидеров составили 12,3 млн штук (вместе с Huawei и Honor — 12,7 млн штук), что на 4 % ниже уровня 2020 года (6 мес. 2021 г. к 6 мес. 2020 г.). На прочие бренды приходится 22,6 %, из них 9,4 % в группе от 3 до 8 тыс. рублей (1,6 млн штук за 1 кв. 2021 года) и 13,2 % в группе от 8 тыс. рублей (2,2 млн штук).

По итогам первой половины 2021 года Xiaomi стал лидером по поставкам смартфонов в Россию, их объем составил 5,3 млн штук, рост 133 % (6 мес. 2021 г. к 6 мес. 2020 г.), а доля на рынке смартфонов достигла 32,5%. Такой объем — рекорд для одного бренда в первом полугодии. Главный рывок произошел во 2 кв. 2021 года — 3,2 млн штук. В 2016 году импорт Xiaomi в Россию не превышал 350 тыс. штук, но такими темпами объемы Xiaomi в России по итогам 2021 года могут превысить 11,5 млн штук и стать новым рекордом для России.

Три главных опоры Xiaomi в России — это его дистрибьюторы: diHouse, "Марвел" и розничная сеть DNS. Вместе их доля в поставках Xiaomi в Россию составляет 89 %. Но теперь Xiaomi планирует развивать собственную дистрибуцию в России и уже начал первые поставки через собственное представительство — ООО "Сяоми", что позволит более жестко и оперативно контролировать сбыт на российском рынке, а заодно и прибыль. Доля России в глобальных поставках Xiaomi превысила 6 %, чего еще не было ни у одного вендора в России. Это еще раз подтверждает исключительный интерес Xiaomi к России, где у бренда нет других конкурентов из Китая.

Поставки смартфонов Samsung в Россию за 6 мес. 2021 года составили 4,8 млн штук (рост на 7 %, 6 мес. 2021 г. к 6 мес. 2020 г.), доля Samsung на российском рынке смартфонов снизилась до 29,3 %. По мере восстановления Индии импорт с местных заводов Samsung в Россию начинает расти, и его доля уже достигает 20 % во 2 кв. 2021 года.

Импорт iPhone в Россию за первое полугодие составил 2,1 млн штук, это рекорд для Apple (для первой половины года), рост на 68 % (6 мес. 2021 г. к 6 мес. 2020 г.). Доля компании в России на рынке смартфонов выросла до 12,9 %, впервые за последние пять лет. Apple показывала рост объемов и в 1-м, и во 2-м квартале 2021 года. Очевидно, что политика компании первой из лидеров представлять новое поколение смартфонов оказалось действительно успешной. Если Apple сохранит темпы, то по итогам 2021 года поставки iPhone в Россию могут достигнуть 5 млн штук, а общий парк iPhone на руках у российских пользователей приблизится к 20 млн штук.

В первой половине 2021 года поставки Realme в Россию составили 0,9 млн штук, рост более, чем в 5 раз (6 мес. 2021 г. к 6 мес. 2020 г.). К середине 2021 года Realme занимает 5,4 % рынка смартфонов — неплохо для бренда, который появился в России только весной 2019 года. Скорее всего, по итогам 2021 года импорт смартфонов Realme в Россию превысит 2 млн штук. Как и у других лидеров, российский рынок занимает 4—5 % в глобальных поставках Realme. Владелец бренда Realme, а также Vivo и Oppo — китайский холдинг BBK Electronics — по итогам первой половины 2021 года суммарно занимает 8,5 % российского рынка смартфонов.

Доля брендов Китая продолжает восстанавливаться после ухода с рынка Huawei (и Honor). Благодаря поставкам Xiaomi, а также Realme доля Поднебесной достигла 53 % в среднем и верхнем сегментах (смартфоны от 8 000 рублей), а максимальный уровень — 55 % — был в 2020 году. Пока предел для китайских брендов в России просматривается на уровне 60 %, далее Xiaomi и компания упираются в оборону Samsung и Apple. В целом по всему российскому рынку смартфонов по итогам первой половины 2021 года доля китайских брендов составила 51 %, что ниже, чем в 2020 году (56 %). Доля российских брендов на всем рынке мобильных телефонов (смартфонов и кнопочных) продолжает падать, поскольку сжимается сам сегмент кнопочных телефонов и, соответственно, его доля в общем рынке. По итогам первой половины 2021 года доля российских брендов упала до 15 %.

Оборот российского рынка смартфонов за первую половину 2021 года составил 484 млрд рублей (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС). Расходы на смартфоны в России выросли на 36 %. Основная причина такого роста оборота рынка, как и в 1 кв. 2021 года, — рост объемов Apple (на 68 %) и рост средней цены iPhone (на 21 %) благодаря выходу семейства iPhone 12. В результате доля Apple в обороте российского рынка смартфонов выросла с 29 % в середине 2020 года до 44 % в 2021 году. Еще 44 % рынка в денежном выражении получают Samsung и Xiaomi, их доли в обороте рынка почти сравнялись. Несмотря на рост расходов, закупочные цены на смартфоны выросли только у Apple. Поэтому рынок ожидает ужесточение конкуренции, что приведет к еще большей консолидации рынка и росту цен на смартфоны.

"Несмотря на временный уход со сцены Huawei, российский рынок смартфонов продолжает оставаться вотчиной китайских брендов, которые видят Россию в числе приоритетных рынков. Основной запрос российского потребителя — высокая технологичность и надежность за умеренные деньги — по-прежнему актуален, на этот раз в пользу Xiaomi и Realme, — комментирует руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. — Смена ключевых тенденций может произойти только со сменой самой концепции смартфона, которую через четыре года начнут китайские компании. Поэтому для российских компаний, которые почти покинули текущий рынок смартфонов, важно не упустить этот новый шанс".

Новости из связанных рубрик