Юлия
Мельникова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
02.08.2021

Интернет вещей (IoT) перестает быть отдельным рынком, становясь лишь слагаемым в сумме технологий, "винтиком" в большой системе. В такой ситуации операторам связи нужно оставить попытки продавать IoT как отдельный товар, а вместо этого договариваться с коллегами из смежных отраслей, предлагая IoT в составе комплексного продукта, такого как ИТ-система предприятия.

IoT прошел несколько стадий: сначала операторы связи расценивали IoT как рынок услуг связи, считая умные датчики или сенсоры еще одним видом абонента, способного генерировать приличный поток интернет-трафика и приносить осязаемый доход. При этом операторам связи и телеком-вендорам грела душу мысль, что количество IoT-устройств (или неодушевленных абонентов) может исчисляться десятками и даже сотнями миллиардов, тогда как предельная численность абонентов-людей не может превышать 7,9 млрд (то есть размера населения Земли).

Позже операторы убедились, что трафика IoT-устройства генерируют не так много, и решили, что будут продавать готовые продукты на базе IoT под ключ. Теперь же, судя по всему, приходит понимание, что интернет вещей не обладает ценностью даже как комплексное решение. IoT имеет смысл, только если интегрирован с системами накопления, хранения и интерпретации больших данных, а также в тесной интеграции с системами искусственного интеллекта (прежде всего машинного обучения).

О новой роли IoT и его дальнейшей судьбе говорят и аналитики. Например, в отчете IDC Russia под названием Internet-of-Things Market Forecast 2020-2025 директор по исследованиям IDC в России и СНГ Елена Семеновская отмечает: "После периода пилотных проектов и перехода к полноценным внедрениям технологий IoT в операционную действительность, в организациях изменилось отношение к интернету вещей. Компании рассматривают IoT как средство соединения ИТ и операционных технологий (ОТ), которое позволит им получать и использовать больше данных для анализа и строить цифровую компанию. Информация, предоставляемая с помощью внедрения технологий интернета вещей, имеет решающее значение для улучшения процессов и автоматизации принятия решений. По мере цифровизации компаний интеграция ИТ и OT становится обязательной, что способствует распространению и более широкому признанию интернета вещей".

В начале развития IoT операторы рассматривали его как источник дополнительного дохода, наряду с "живыми" абонентами: установил датчик - получил прибыль. Но время показало: доход получается не от трафика, а от решения комплексной задачи, и смотреть на IoT как на неодушевленного абонента - ошибка. А интернет вещей - это не самодостаточная технология, а лишь звено в технологической цепи.

Отказавшись от идеи заработать на отдельных IoT-датчиках и сенсорах, операторы решили продавать коробочное решение. На массовом рынке большие надежды возлагали на умный дом: те же датчики, только упакованные в комплексное решение. Но идея не взлетела. Оказалось, что никакой дополнительной ценности в оборудовании для дома за 15 тысяч рублей и ежемесячной абонплате клиенты не видят и золотые горы такой продукт оператору не принесет. Пользователи быстро смекнули: проще за несколько долларов купить китайские датчики для дома на AliЕxpress и самостоятельно их установить, благо уровень кастомизации (включая мобильные приложения) у этой продукции весьма высок.

Из-за того, что интернет вещей не вырос в самостоятельный рынок, теряется смысл "битвы IoT-стандартов", которую мы наблюдали в последние годы. Кто же победит: стандарт NB-IoT, который используют сотовые операторы, или наиболее распространенная в мире технология LoRaWAN, или проприетарный, но глобальный SigFox, или сугубо отечественные NB-FI и XNB - сейчас уже все равно. Если исходить из того, что IoT не является самоценной услугой и даже комплексное решение класса IoT под ключ не приносит само по себе заказчику ничего, а ценно только как источник информации, которую в дальнейшем можно обработать, то не очень важно, по какому протоколу и радиоинтерфейсу IoT будет работать.

Согласно отчету IDC, в России в 2020 году лидирующими отраслями по затратам на интернет вещей стали производственная сфера и отрасль, связанная с добычей ископаемых, общая доля которых составила около 30%, за ними следуют транспорт и инфраструктура, включающая коммуникации и коммунальное хозяйство. Эти данные хорошо иллюстрируют тот факт, что IoT - лишь звено в цепи. Важное, но не самостоятельное. Крупные промышленные холдинги разрабатывают бизнес-стратегии и используют комплексные решения, в состав которых интернет вещей входит лишь как один из компонентов.

Исследовательская компания Gartner определяет IoT как сеть физических объектов, содержащих средства для взаимодействия с внешней средой и между собой, а также для передачи сведений о своем состоянии и приема команд. Более точное понятие дает McKinsey: IoT - это датчики и приводы, встроенные в физические устройства и подключенные к интернету через проводные или беспроводные сети.

Сами по себе датчики лишь регистрируют физическую величину и преобразуют измеренное значение в цифровой формат для отправки на микроконтроллер, составляющий "умную" часть датчика.

IoT - это технология, позволяющая получать данные и передавать их в ИТ-системы предприятия. А сами по себе необработанные данные ценности не имеют. В итоге IoT ни как отдельный рынок, ни даже как его сегмент существовать не может - это всего лишь часть механизма. IoT приходит к роли, которую и должен занимать - спидометра в автомобиле, то есть важного прибора, не имеющего высокой ценности вне общей системы. И едва ли оператор, предлагая эту технологию заказчику, может рассчитывать, что ему дадут возможность создать всю ИТ-систему, то есть выступить полноценным интегратором в этом сегменте. В списке возможных интеграторов первые места, как правило, занимают дочерние ИТ-компании крупных промышленных корпораций и профильные интеграторы. А операторам нужно искать новые рынки или договариваться с коллегами из смежных отраслей, чтобы предлагать свой IoT в составе действительно комплексного продукта, такого как ИТ-система предприятия.