Какие проекты ведет Минздрав РФ в настоящий момент

Фото: Минздрав РФ
Фото: Минздрав РФ
Олег
Салагай

заместитель министра здравоохранения России
За последние месяцы весьма востребованными стали технологии искусственного интеллекта. В особенности проекты, специализирующиеся на анализе больших данных.
16.08.2021

Сфера здравоохранения имеет репутацию крайне консервативной и даже косной в плане использования ИТ. Положение усугублялось большим количеством неудачных ИТ-проектов. Однако в период пандемии ситуация в российской медицине начала серьезно меняться. Продолжилась, несмотря на все сложности, реализация ряда значимых проектов, стартовавших до начала пандемии. О реализации планов по цифровизации российской медицины обозревателю проекта Vision Якову Шпунту рассказал заместитель министра здравоохранения России, к. м. н. Олег Салагай.

Насколько управляемо идет процесс внедрения телемедицинских технологий? Как часто приходится сталкиваться с тем, что врачи используют то, что привыкли, а не то, что им внедрили?

– Внедрение телемедицинских технологий осуществляется в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", который пересмотрен Минздравом России в целях достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Как пандемия повлияла на развитие телемедицинских технологий, в том числе отечественных?

– В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 373 "Об утверждении временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" разработана информационная система для сбора сведений информации о пациентах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе о лицах, являющихся носителями возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), о лицах с признаками пневмонии, о лицах, контактировавших с пациентами, о лицах, находящихся на карантине, в том числе в связи с прибытием из стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией, о пациентах вакцинированных от COVID-19.

С целью обеспечения возможности дистанционного формирования листков нетрудоспособности в форме электронных документов, продления и закрытия ранее выданных (сформированных) листков нетрудоспособности, а также формирования рецепта на лекарственный препарат в форме электронного документа при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в случае угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Минздравом России в рамках реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), издано постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. № 973 "Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих".

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко от 1 апреля 2020 г. № ДЧ-П10-2534кв (далее – поручение) Минкомсвязью России совместно с Минздравом России на едином портале государственных услуг и функций реализован в пилотном режиме сервис дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами и их законными представителями (система "врач-пациент").

Активно развиваются отечественные сервисы, многие из которых находятся в стадии апробации.

Несмотря на высокую загрузку в условиях пандемии, ведущие врачи Санкт-Петербурга совместно с Минздравом России создали приложение для смартфонов "Стоп коронавирус", которое направлено на борьбу с коронавирусной инфекцией. Цель приложения – профилактика COVID-19 и информирование населения о способах защиты от новой болезни.

На базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения города Москвы" создан Единый радиологической информационный сервис (ЕРИС), объединяющий большую часть медицинских организаций города. Функционирует Московский референс-центр лучевой диагностики, который посредством ЕРИС обеспечивает: первичные дистанционные описания результатов лучевых исследований, выполняемых в городских поликлиниках; двойные просмотры результатов скринингов; дистанционный пересмотр для контроля качества; экспертные телемедицинские консультации.

В период пандемии в пилотном режиме для жителей Московской области доступна услуга "Получение консультаций врача в режиме онлайн" на едином государственном портале государственных и муниципальных услуг.

В системе государственного здравоохранения Москвы развернут телемедицинский центр Департамента здравоохранения Москвы для дистанционного контроля состояния здоровья пациентов с COVID-19 легкой степени тяжести, проходящих лечение в домашних условиях.

В ФГБУ "Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова" Минздрава России разработана уникальная методология проведения двигательной, речевой и психологической реабилитации с применением телемедицинских технологий пациентов любой степени тяжести в домашних условиях. Данная методология основана на многолетнем опыте реабилитологов Пироговского Центра и современных технологиях.

Какие системы обычно приходилось экстренно внедрять в период пандемии?

– Внедрена информационная система для сбора сведений информации о пациентах с новой коронавирусной инфекцией (Регистр COVID-19), внесение сведений осуществляется в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации № 373 "Об утверждении временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Регистр COVID-19 был создан за 2 недели, внесение сведений в Регистр COVID-19 осуществляется всеми медицинскими организациями РФ, осуществляющих медицинскую помощь пациентам с COVID-19.

Сформирована единая информационная база данных о состоянии и готовности медицинских организаций, в том числе о состоянии коечного фонда, обеспечении оборудованием, обеспечении средствами индивидуальной защиты, наличии медицинского персонала, лекарственных препаратов. Сведения из системы ежедневно представляются в информационный ресурс ИЦК.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг Минздравом России совместно с Минкомсвязью России реализован сервис самообследования для граждан. Заполняя опросник на портале, граждане могут вести дневник здоровья и оценить свои риски заражения новой коронавирусной инфекцией. За время использования к сервису обратилось более 645 тыс. граждан, из них более 105 тыс. граждан заполнили информацию о своем состоянии здоровья. Также создан специальный раздел для обращения медицинских работников по возникающим вопросам по выплатам с возможностью подачи жалоб, а также направление с указанного портала персональных уведомлений медицинским работникам.

На ЕПГУ в пилотном режиме реализован сервис "Онлайн-рецепт".

Также предусматривается возможность розничной торговли дистанционным способом лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту врача, и их доставка с целью сокращения риска заражения инфекционными заболеваниями при посещении гражданами медицинских и аптечных организаций, и обеспечения лекарственными препаратами, в том числе пациентов, больных хроническими заболеваниями.

Какие основные препятствия при внедрении телемедицинских технологий? Что министерство делает для их устранения?

– В рамках реализации мероприятий федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" за счет финансирования из средств федерального бюджета предоставляются услуги связи по подключению к сети Интернет всех фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов до конца 2021 г.

В рамках реализации мероприятий федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" в субъектах Российской Федерации продолжается трансформация процессов организации и оказания медицинской помощи системы здравоохранения на основе медицинской информации, в том числе с использованием цифрового диагностического оборудования, телемедицинского оборудования, цифровых технологий и платформенных решений, применяемых для информационного сопровождения деятельности участников системы здравоохранения, соблюдения клинических рекомендаций медицинскими работниками, систем поддержки принятия врачебных решений, а также межведомственного взаимодействия для создания услуг и сервисов для граждан.

Сеченовский Университет разрабатывает программы обучения медицинских работников применению на практике использования цифровых технологий, телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи и организации использования дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Кроме того, в рамках развития дистанционного обучения проводятся вебинары для руководителей медицинских организаций, врачей медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи, врачей-инфекционистов, врачей-эпидемиологов, врачей-пульмонологов, врачей-анестезиологов-реаниматологов, врачей-педиатров по вопросам содержания профилактики и диагностики новой коронавирусной инфекции COVID-2019".

Минздравом России и органами исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации ведется соответствующая работа, регулярно публикуется информация о проведении образовательных мероприятий на официальных сайтах.

Переход на электронные медицинские карточки. Насколько продвинулся данный процесс? Какие факторы ускорения и торможения?

– В целях совершенствования порядка организации электронного документооборота в сфере охраны здоровья Минздравом России издан приказ от 7 сентября 2020 г. № 947н "Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов" (далее – приказ № 947н), который устанавливает правила организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов. В частности, приказом № 947н устанавливаются требования к формированию, подписанию и хранению электронных медицинских документов, их регистрации в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, предоставлению доступа к медицинской документации, ведение которой осуществляется в форме электронных медицинских документов. Приказ зарегистрирован в Минюсте России.

Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации, имеющие полное оснащение медицинских работников автоматизированными рабочими местами и медицинские информационные системы, ведут электронные медицинские карты.

В какой стадии находится внедрение системы ЕГИСЗ?

– После принятия приказа № 947н медицинские организации могут перейти на ведение медицинской карты пациента исключительно в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, в случае отсутствия заявления пациента (его законного представителя), составленного в простой письменной форме, о ведении его медицинской документации в бумажном виде и при условии выполнения требований, предусмотренных Порядком, утвержденным приказом № 947н.

Развитие ЕГИСЗ осуществляется системно, поэтапно, в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)".

Министерство объявило о том, что в первой половине 2021 министерство полностью перейдет на электронный документооборот. Это касается и медицинских документов тоже или речь идет исключительно об организационно-распорядительном документообороте?

– В Минздраве России внедрен электронный документооборот, Министерство готово перейти на межведомственный электронный документооборот в полном объеме по системе межведомственного взаимодействия.

В отношении внедрения медицинского электронного документооборота сообщаем, что в начале 2021 года вступит в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов" от 07.09.2020 № 947н. Он закрепляет правовой статус электронной документации и устанавливает требования к формированию, подписанию и хранению электронных медицинских документов, включая обмен ими и передачу в ЕГИСЗ. Также в приказе установлены правила предоставления доступа к медицинской документации, ведение которой осуществляется в форме электронных медицинских документов.

Согласно утвержденному порядку, решение о полном или частичном переходе на электронный документооборот принимается медицинской организацией на свое усмотрение. Это означает, что медицинские организации вправе самостоятельно устанавливать сроки перехода на юридически значимый электронный документооборот и виды документов, подлежащие переводу в цифровой формат.

Соответствующие правила закрепляются актом руководителя медицинской организации. При этом за пациентом закрепляется право выбора. В случае, если пациент или его законный представитель подаст заявку с просьбой о дублировании медицинской документации в бумажной форме, медицинская организация обязана удовлетворить его запрос.

Форма ведения первичных медицинских документов должна соответствовать утвержденной форме первичной медицинской документации. Однако допускается изменение формы медицинского электронного документа, если это требуется для его корректного отображения. Файл электронного медицинского документа должен соответствовать формату, размещенному на официальном сайте Минздрава России.

Электронный медицинский документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Журналы, созданные на основе электронных медицинских документов, подписанных УКЭП, можно подписывать другими видами электронной подписи. Также любыми видами электронной подписи могут подписываться электронные персональные медицинские записи, которые расположены в базах данных медицинских информационных систем, но не относятся к электронным медицинским документам.

Электронные медицинские документы, регистрация которых предусмотрена в федеральном Реестре электронных медицинских документов (РЭМД), подлежат регистрации в нем в течение одного рабочего дня с даты формирования. Сроки хранения электронных медицинских документов такие же, как и для бумажных документов.

Доступ к электронным медицинским документам предоставляется гражданам посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), а также посредством информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона № 323-ФЗ. Гражданин или его законный может вправе получить бумажную копию электронного медицинского документа в день обращения в медицинскую организацию.

Также закрепляются правила предоставления гражданами доступа к своим медицинским документам медицинским работникам. Указанный доступ предоставляется посредством информационных систем, в том числе с использованием ЕПГУ. Указанная возможность позволит значительно упростить процесс ознакомления медицинских работников с медицинской документацией пациентов, своевременно и в достаточном объеме получить информацию о лечении, что будет способствовать повышению эффективности оказания медицинской помощи и преемственности в лечении.

По вопросу выпуска организационного-распорядительным документам (ОРД) сообщаем следующее. Ведение ОРД в электронном виде в медицинской организации принимается на основании приказа учреждения.

Процесс импортозамещения в медицинских ИТ. Ставится ли такая задача?

– Информационные системы, задействованные в здравоохранении, с 1 января 2024 г. должны строиться преимущественно на российском программном обеспечении (ПО), а с 1 января 2025 г. – и на российском оборудовании. Это следует из проекта указа президента, подготовленного Минцифры 29 октября 2020 года и опубликованного на портале правовых актов regulation.gov.ru. Тренд импортозамещения очевиден, поэтому управленцы в сфере здравоохранения должны обеспечить поэтапный переход от импортного ПО в пользу отечественного, тем более что в плане качества наше ПО не уступает западным аналогам.

В государственном секторе здравоохранения процесс импортозамещения, в том числе в сфере информационной безопасности, играет важную роль. Это связано с законодательной и экономической необходимостью интеграции с федеральными и региональными сервисами. Так, постановление от 16 ноября 2015 года №1236. обязывает закупать российское ПО для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исключение составляют случаи, когда программное обеспечение с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками в России отсутствует.

Несомненный плюс разработчиков российского ПО – способность оперативно реагировать на вызовы отечественного здравоохранения. В этом плане опыт пандемии показателен: нам удалось быстро развернуть центры телемедицины для больных COVID-19 и запустить пилотные проекты с применением технологий искусственного интеллекта по его диагностике. Уже сейчас растет количество отечественных компаний, которые производят сервисы для поддержки принятия врачебных решений, которые можно встраивать в МИС и, тем самым, создавать уникальные продукты, которым нет аналогов на мировом рынке.

Развитие e-health в России. Насколько проникновение таких технологий усилилось в период пандемии? Есть ли какие-то изменения в целевой аудитории таких технологий?

– Несмотря на то, что пандемия стала своеобразным стресс-тестом для российского здравоохранения, развитие сервисов цифрового здравоохранения в этот период получило ощутимую динамику.

Возросший запрос пациентов на телемедицинские консультации запустил процесс быстрого развития этого направления. С целью дальнейшего масштабирования, в качестве эксперимента, в некоторых субъектах на федеральном сервисе ЕПГУ была реализована возможность оказания медицинской помощи посредством телемедицинских технологий (Белгородская, Московская, Калужская области). Так, например, в Калужской области со 2 апреля было проведено более 12000 консультаций по модели "врач-пациент".

15 регионов осуществляют дистанционное наблюдение больных артериальной гипертензией за счет средств ОМС. Тариф составляет в среднем около 500 руб. за дистанционный мониторинг 1 пациента в месяц.

Получило развитие и дистанционное образование врачей. За период пандемии Минздравом России было разработано 44 интерактивных обучающих модуля и 817 программ повышения квалификации по COVID-19. Суммарно более 1,5 млн. медицинских работников прошли обучение по новым онлайн-программам.

За последние месяцы весьма востребованными стали технологии искусственного интеллекта (ИИ). В особенности проекты, специализирующиеся на анализе больших данных. Например, в Москве запустился пилотный проект по расшифровке КТ-снимков, который автоматизирует процесс первичной обработки КТ-снимков пациентов с подозрением на COVID-19 и пневмонию. Программное обеспечение автоматически определяет степень поражения легких и оповещает врача об отклонениях от нормы.

Сейчас эта технология применяется в московских стационарах и амбулаторных КТ-центрах. Также в России в качестве медицинских изделий были зарегистрированы два программных продукта на основе искусственного интеллекта – система Webiomed и Botkin AI. Многие регионы запускают свои пилотные проекты в этой области и исследуют практические перспективы ИИ в решении своих актуальных задач.