Темпы роста ТМТ-сектора в среднем составят 8,4%. Телекоммуникациям прогнозируют рост на 5% в 2021 г. и на 4% - в 2022 г. В 2021 г. рост будет высок за счет увеличения потребления передачи данных, благодаря росту электронной коммерции и переходу на дистанционную работу. В 2022 г. рост станет ожидаемым результатом от идущего сейчас в США внедрения стандартов 5G.
© ComNews
26.07.2021

Такие данные приводит ГК "Финам" по итогам исследования.

Телекоммуникационная отрасль останется преобладающим сегментом ИКТ-рынка по абсолютной величине и в будущем, и к 2023 г. его объем превысит $1,5 трлн.

Наилучшим образом подтверждает наблюдение о нечувствительности инновационных индустрий к кризису тренд затрат на дата-центры. Даже в 2020 г. компании не прекратили строить дата-центы, увеличив траты на 5%. В текущем году темпы выросли до 8%, а в 2022 г. вернутся на уровень 5%.

В ближайшие пять лет основные ожидания в телекоммуникационном секторе возлагаются на внедрение стандарта 5G. Это простой и мощный драйвер роста, обусловленный только технологиями. Он не требует от телекомов ни усиления конкуренции, ни выхода в смежные области. Однако все острее требуется демонстрация историй успеха компаний, и не исключено, что телекомам придется взять на себя больше обязанностей, чем предоставление услуг связи. Телекомы должны помочь клиентам увидеть революционные преобразования своих индустрий при помощи 5G. Решением считаются конвергенция развлекательных сервисов, новых и традиционных медиа и телекоммуникационных услуг - для обозначения этого и изобретена аббревиатура TMT. Чтобы продать новые услуги, которых пока нет и которых клиенты пока не требуют, операторам приходится по-новому позиционироваться в качестве "цифровых партнеров" или даже "цифровых консьержей".

На первый взгляд, идея конвергенции коммуникаций и медиа выглядит привлекательно. Объем глобального рынка масс-медиа и развлечений достиг пикового значения $2,1 трлн в 2019 г. В результате пандемии коронавируса 5% выручки, то есть $100 млрд, потеряны, но исправление положения ожидается уже в 2021 г. Затем рынок продолжит рост, причем средние темпы даже повысятся с привычных 4,3% до 5,7% в год. По итогам 2024 г. прогнозируется объем рынка в $2,5 трлн. Добавив к этом $1,5 трлн традиционного телекоммуникационного рынка, получим $4 трлн.

Российские телекомы не успели обзавестись медиаактивами и активно вторгаются в системную интеграцию, облачные технологии, финансовые услуги.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын выделяет следующие особенности российского ТМТ-сектора: ограниченность ресурсов, не позволяющих преследовать наступательную стратегию на глобальных рынках; необходимость оборонять свой сегмент рынка от наступления глобальных игроков; активизация государства, которое планирует построить цифровую экономику и начинает требовать использовать российское программное обеспечение, хранить данные в России; опережающий рост электронной коммерции; усиление "экосистем".

Леонид Делицын отмечает, что рынок будет развиваться в рамках, заданных этими ограничениями.

Главный и позитивный тренд - это рост спроса населения на покупку товаров и услуг онлайн, благодаря чему резко растет рынок электронной коммерции. Он становится, подчеркивает Леонид Делицын и источником спроса для сектора информационных технологий, и рекламодателем для медиа.

В июле 2020 г. исследователи Data Insight опубликовали прогноз, согласно которому с 2019 г. по 2024 г. российский рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 трлн до 7,2 трлн руб. Леонид Делицын подчеркивает, что средние темпы прироста интернет-торговли с 2019 г. по 2024 г. (CAGR), по прогнозу исследователей, должны составить 33,2%, в то время как до пандемии ожидалось лишь 26,6%.

Выручка крупнейшего российского маркетплейса Wildberries по итогам 2020 г. выросла на 96%, а выручка Ozon - на 80%. Хотя успехи средних магазинов скромнее, чем у лидеров, полный объем российского рынка вырос на 59%, до 2,7 трлн руб. С учетом этих результатов Data Insight усилила свой прогноз выручки оборота электронной коммерции. Темпы прироста сохранятся на среднем уровне 34% вплоть до 2025 г., по итогам которого оборот достигнет 10,9 трлн руб., или 26% всего торгового оборота России, отмечает Леонид Делицын.

Он подчеркивает, что доля российского сегмента TMT в мировом масштабе составляет 0,9%.

Аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк отмечает, что особенностью TMT в России в период пандемии было то, что в условиях снижения входящего финансового потока в основных экспортных отраслях (например, в сфере добычи сырой нефти и природного газа финансовый поток сократился на несколько десятков процентов от докризисного уровня) сфера инвестиций в TMT испытывала недостаток финансирования. Предприятия и организации предпочитали экономить на перспективных разработках и перенаправлять средства на поддержание текущих процессов в компаниях.

Конечно, подчеркивает Евгений Миронюк, в 2021 г. все изменилось. Вновь стали перспективны венчурные проекты и инвестиции в ИT традиционных секторов экономики - промышленность, добычу полезных ископаемых, логистику, агропромышленный комплекс и др.

Эксперт отмечает, что особенностью TMT в России являются относительно низкие доходы бизнеса телекоммуникационных компаний: тарифы на услуги операторов низки по мировым меркам. По способам привлечения финансирования российские компании предпочитают венчурные инвестиции и кредитование. Привлечение капитала через выход на IPO доступно только крупным компаниям.

В пресс-службе ПАО "Ростелеком" подчеркнули, что во многом представленные в отчете данные совпадают с прогнозами менеджмента "Ростелекома".

Если говорить о финансовых показателях, то официальный прогноз менеджмента "Ростелекома" на 2021 г. - прирост выручки и OIBDA не менее чем на 5%. По итогам I квартала консолидированная выручка группы компаний выросла на 9% год к году, в том числе цифровые сервисы приросли на 13%. Если тенденции I квартала получат продолжение, то компания не исключает пересмотра прогноза, рассказали в пресс-службе "Ростелекома".

Что касается трендов, то в обновленной стратегии "Ростелекома" основная ставка делается на укрепление лидерства в пяти растущих направлениях с большим потенциалом, которые анализируются в отчете: информационная безопасность, дата-центры и облака, цифровая медицина, цифровые государственные сервисы, цифровой регион. Эти же направления, отмечают в пресс-службе "Ростелекома", во многом выступают драйверами рынка ИКТ в целом.

Новости из связанных рубрик