Точка зрения / июль 2021
Умная, зеленая, технологичная: когда на российских дорогах случится революция искусственного интеллекта и стоит ли ждать полной победы искусственного интеллекта над водителем

Андрей
Ольховский

генеральный директор ГК "Автодом"
© ComNews
22.07.2021

По оценкам экспертов, к 2026 году более 50% продаваемых во всем мире автомобилей будут электрическими. Ряд автопроизводителей уже объявили о планах отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Так, Jaguar планирует перейти на электротягу к 2025 году, Volvo - к 2030-му, Mercedes-Benz и Audi - в ближайшие 20 лет. Lamborghini анонсировала переход с классических ДВС на гибридные силовые установки уже в 2024 году. Параллельно идет активное развитие беспилотных автомобилей, которые представляют собой транспортные модули, оснащенные кроватями, диванами, блоками для перевозки крупногабаритных грузов - чем угодно, но только не рулем и педалями, которые мы привыкли видеть. Когда мировые тренды на экологичность и интеллект автотранспорта захватят российский рынок и насколько к ним будут готовы наши соотечественники? Об этом ComNews рассказал Андрей Ольховский, генеральный директор ГК "Автодом".

Электрическая реальность

Бурный рост электротранспорта на дорогах Москвы и других крупных городов возможен благодаря ряду мер государственной поддержки отрасли. В первую очередь это действующие на территории ЕАЭС нулевые пошлины на ввоз новых электромобилей. Впрочем, с 2022 года данная норма утратит силу, а покупателям электрокаров придется заплатить 15% стоимости автомобиля. С этой точки зрения сложно представить лучшее время для приобретения автомобиля с электродвигателем, чем второе полугодие 2021 года. Однако отказ от нулевых пошлин на ввоз новых электромобилей подстегнет продажи экотранспорта с пробегом.

Правительство предпринимает ряд других мер, поддерживающих автовладельцев. Министерство промышленности и торговли РФ планирует установить для автопроизводителей планку продажи "зеленых" автомобилей - авто на газе, электричестве или водороде - уже к 2030 году. Правда, как будет работать такой механизм, пока не до конца понятно. Ведь при выборе между электромобилем и привычным авто владелец обращает внимание на множество факторов. И не последнюю роль играет инфраструктура.

Так, только в Москве сегодня насчитывается более 1100 бензиновых заправок. И всего лишь около 100 станций зарядки для электромобилей. Согласно проекту Дептранса Москвы, их количество уже к 2023 году должно составить порядка 600. Однако плюсом электромобиля становится и то, что его можно заряжать от обычной розетки 220 вольт, но такая процедура занимает до 25 часов. Другой вариант - организовать собственную зарядную станцию на загородном участке. Некоторые владельцы электрокаров выбирают именно этот путь.

С другой стороны, Минэкономразвития обещает субсидировать строительство электрозаправок, компенсируя владельцам до 50% их стоимости (порядка 3,5 млн рублей), и частично покрывать расходы на подключение к электросети (700-800 тысяч).

Еще одной мерой поддержки владельцев должна стать компенсация 25% цены электромобиля. Однако распространяться данная норма будет пока только на бюджетные модели стоимостью до 2,5 млн рублей, произведенные исключительно в России. Очевидно, что таким шагом инициатор программы - Министерство экономического развития стремится стимулировать локализацию производства зарубежных электрокаров в нашей стране или выпуск отечественного "зеленого" транспорта. Однако сегодня сложно найти даже бюджетную модель электрокара, которая отвечала бы такому ценовому параметру. Впрочем, совершенствование технологий и локализация производства будут способствовать снижению цен.

Кроме того, локализация позволяет предотвратить сложности, связанные с нехваткой комплектующих. С этим вопросом владельцы американских электрокаров из России в полной мере столкнулись в 2019-2020 годах. Для того чтобы отремонтировать электрокар из США, в ряде случаев его приходилось везти в Финляндию. Стоит ли говорить, что подобная процедура в условиях закрытых границ была крайне затратной для владельца. К слову, обладатели Jaguar i-Pace или Porsche Taycan с подобными затруднениями не сталкивались из-за правильно выстроенной системы работы сервисных станций и отлаженной цепочки поставок комплектующих. В нынешних условиях локализацию производства можно считать одним из способов, позволяющих не только решить проблему с комплектующими, но и помочь расширить сеть сервисных центров разных брендов, которые продаются в РФ.

Дополнительными стимулами для покупки электромобиля становятся льготы его владельцам. Бесплатная парковка, зарядка за 1000 рублей, которой хватает на несколько недель, отсутствие транспортного налога в Москве и ряде других регионов - все это делает владение "зеленым" автомобилем еще более привлекательным. Кроме того, постоянно вносятся инициативы о разрешении электрокарам передвигаться по выделенным полосам и по платным дорогам бесплатно. Подобные меры позволили бы еще больше увеличить на российских трассах долю электротранспорта, которая уже к 2030 году, согласно концепции Минэкономразвития, должна составить не менее 10%.

Уступая дорогу ИИ

Если тренд на электромобили уже давно ощущается в крупнейших городах России, то развитие умного транспорта пока идет не так динамично. И одна из главных причин - устаревшая нормативно-правовая база. Россия подписала Венскую конвенцию 1968 года - документ, стандартизирующий правила движения и определяющий базовые характеристики транспорта, который передвигается по дорогам общего пользования. Среди прочего конвенция регламентирует обязательное наличие руля, педалей и водителя, который управляет транспортным средством. Данная норма становится существенной преградой на пути развития беспилотного транспорта. Именно поэтому в 2021 году Россия совместно с Бельгией, Швеций, Швейцарией и рядом других европейских стран инициировала пересмотр Венской конвенции. Если документ будет изменен, то нововведения вступят в силу через полтора-два года, и беспилотные автомобили будут официально признаны участниками движения.

Кроме изменения в Венской конвенции требуется создать и собственную нормативную базу, регламентирующую использование ИИ на дорогах. При употреблении термина "беспилотники" важно уточнять, о каком типе транспортного средства идет речь. Могут иметься в виду концепт-кары, такие как Volvo 360c или BMW INEXT, которые полностью работают на электрической тяге, не предусматривают наличия руля и педалей, передвигаются абсолютно автономно, а человек выполняет в них лишь одну роль - пассажира. С другой стороны, речь может идти о серийных автомобилях мировых брендов, на которые установлен комплект оборудования для передвижения в режиме "беспилотного транспорта". Такие авто периодически требуют вмешательства в процесс вождения со стороны человека. Но сейчас в дорожном законодательстве остается неясным ряд положений, связанных с автомобилями, управляемыми ИИ. Если такое транспортное средство попадает в ДТП, кто несет ответственность: компания-производитель, вендор, установивший на нее оборудование для автономного использования, или оператор? Наконец, если представить, что автомобиль полностью автономен, важно продумать механизм взаимодействия с инспекторами дорожного движения, которые приедут на место в случае ДТП.

Уже сегодня на дорогах общего пользования проходят эксперименты с эксплуатацией умных автомобилей, но с присутствием в салоне инженера, который может оперативно вмешаться в ситуацию. После проведения испытаний и обработки полученной информации правительство планирует в отдельных субъектах "создать условия" для допуска на дороги автомобилей, которые будут передвигаться без водителя. Ранее предполагалось, что тестирование автономного транспорта станет возможным уже в 2021 году, а весь эксперимент по использованию беспилотных авто продлится до 2022 года. При этом уже в текущем году будет разработан законопроект, регламентирующий базовые условия эксплуатации беспилотных авто: требования по их страховке, перевозке пассажиров и грузов, периоды прохождения техосмотра.

Российские компании включились в гонку по созданию автомобилей с ИИ и начали тестировать разработки на собственных полигонах. Ряд компаний ведут разработки беспилотных грузовиков отечественной сборки, а к 2022 году планируется создать специализированный полигон для тестирования беспилотных авто. Локация предусматривает 20 км трассы, имитирующих различные ситуации на дороге. Также на полигоне будут установлены элементы системы "умный город", с которыми станет взаимодействовать тестируемый автомобиль.

По прогнозам экспертов, к 2023 году 69% транспортных средств смогут "общаться" друг с другом. Усовершенствование таких технологий поможет ускорить внедрение искусственного интеллекта на российских дорогах. Однако важным фактором, стимулирующим данный процесс, становится развитие высокоскоростного интернета. Это особенно важно, когда автомобили взаимодействуют друг с другом или с системой "умный город" для получения информации о ситуации на дороге. Конечно, некоторые машины уже обладают автономными модулями, которые позволяют работать и без соединения - например, если автомобиль находится в тоннеле и не имеет доступа к Сети. Но все же разработчики полностью автономных авто рассчитывают, что их средство передвижения будет иметь доступ к Сети и сможет быстро обмениваться данными с остальными элементами дорожной инфраструктуры.