По результатам исследования IDC, в прошлом году объем российского рынка ИТ-услуг увеличился на 14,2% и составил 411,6 млрд руб. При этом игроки рынка предсказывают рост по итогам 2021 г.
© ComNews
09.07.2021

По данным компании IDC, пандемия побудила организации по всему миру адаптироваться и перестроиться, чтобы выжить и работать в будущем. Заказчики ИТ-услуг сосредоточились на оптимизации затрат и обеспечении устойчивости бизнеса, выполняя все больший объем работ онлайн и удаленно. Прошлый год показал, что бизнес компаний с передовыми цифровыми услугами и инфраструктурой более устойчив, и это стимулирует спрос на технологии в целом. Российский рынок ИТ-услуг быстро адаптировался к новым условиям ведения бизнеса.

Несмотря на определенные трудности и проблемы, цифровая трансформация идет полным ходом в различных секторах экономики России. Многие компании предпринимали инициативы в этой области до пандемии. Кризис ускорил цифровизацию, необходимую для адаптации к изменениям и обеспечения цифровой устойчивости бизнеса. Главной движущей силой цифровизации в стране является государство.

"Инициативы цифровой трансформации требуют больших инвестиций в ИТ. По прогнозу IDC, в 2021 г. на российском рынке ИТ-услуг ожидается рост в рублевом выражении. Наибольшим спросом со стороны заказчиков будут пользоваться облачные технологии и связанные с ними такие категории ИТ-услуг, как хостинг инфраструктурных услуг, управление приложениями и хостинг обслуживания и администрирования ПО. Экономическая ситуация послужит сдерживающим фактором в отношении долгосрочных контрактов проектноориентированных услуг. Услуги разработки заказного ПО будут пользоваться спросом у организаций, активно вовлеченных в процессы цифровизации и импортозамещения", - комментирует менеджер программ исследований "IDC Россия и СНГ" Наталья Виноградова.

Директор по развитию mClouds.ru Александр Иванников уверен, что рост ИТ-услуг может увеличиться до 25%, чему активно способствует высокий спрос на облачные сервисы и услуги ЦОДов, ввиду продолжающейся пандемии, последствия которой мы будем наблюдать и в 2022-2023 гг. Также, по мнению Александра Иванникова, большое влияние оказывает стремление бизнеса перевести капитальные затраты на операционные, поскольку цифровая трансформация часто требует увеличения бюджетов.

Директор центра стратегического развития компании "Ланит-Интеграция" (группа "Ланит") Павел Сварник согласен с основными результатами исследования, но с небольшим комментарием: обозначенный процент прироста - 14,2% - довольно оптимистичен. "Интегральный прирост в ИТ почти в 15% - это прирост, сильно опережающий темпы развития отечественной экономики. Очевидно, что ИТ являются ее драйвером, но экономическая ситуация в стране у средних и мелких заказчиков не позволяет говорить о таком значительном росте рынка. Темпы роста будут сохраняться, вопрос - на каком значении. Интегрально по рынку 6-10% - цифра вполне реалистичная. Такой сдержанный прогноз можно объяснить экономической ситуацией в целом: если отрасли и некоторые агенты стагнируют, им пока не до увеличения бюджетов на ИТ. Чтобы прогнозировать большие темпы, требуется анализ исходной фактографической информации", - рассказал Павел Сварник.

Директор по сервисам Softline Олег Тремзин ожидает ускоренного роста в ИТ-услугах в 2021 г. На него, по мнению Олега Тремзина, будут влиять отложенные проекты с прошлого года, прежняя динамика кратного роста данных в системах, трансформация многих бизнесов на цифровые платформы, изменение бизнес-моделей бизнеса.

Директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов отмечает, что рынок ИТ-услуг в России продолжает увеличивать темпы роста. "14,2% в 2020 г. против 8% в 2019 г. - это, безусловно, позитивная тенденция. Конечно, огромное влияние на сферу оказала пандемия и вызванная ею стремительная миграция бизнеса в облака. Однако мы убеждены, что и в целом рынок будет показывать стабильный рост, по крайней мере в ближайшие несколько лет. В 2020 г. доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экономике страны составила 3,1% - это максимальный показатель за всю историю. При этом IDC отмечает, что облачные услуги остаются одним из самых быстрорастущих направлений ИТ-рынка в России. Мы в Selectel согласны с этим утверждением: в 2020 г. рост выручки составил 43%, что значительно превосходит рост рынка. Рост потребления облачных сервисов компаниями, чей бизнес вырос в условиях кризиса, перекрывает сокращение объемов у тех, кто от него пострадал. В I квартале 2020 г. "облачная" выручка Selectel выросла почти на 50% относительно того же периода в 2019 г.", - рассказал Александр Тугов.

Он прогнозирует сохранение темпов роста. "В первую очередь благодаря увеличению доверия бизнеса к ИТ в целом, а также за счет того, что конечные клиенты, попробовав цифровые сервисы, оценили их удобство и выгоду. Российский рынок следует глобальным тенденциям распространения IT-аутсорсинга и применения облачных сервисов в бизнесе, но все еще отстает от международного рынка. При этом со стороны бизнеса выросло доверие к облачным технологиям - эта лояльность позитивно повлияла на потребление услуг различными игроками", - считает Александр Тугов.

Директор департамента решений на базе ИИ компании Oberon Владимир Борисов отметил, что 2020 г. повлиял на все сферы нашей жизни, ИТ-услуги не стали исключением. "Многие компании были вынуждены оперативно внедрять цифровые технологии как для перевода сотрудников на удаленку, так и для повышения качества обслуживания в связи с растущей конкуренцией. От многих решений, развивающихся эволюционным путем, рынок потребовал мгновенных результатов. Согласен с данными исследования, пандемия дала мощный толчок для внедрения цифровых технологий во все сферы без исключения", - объяснил Владимир Борисов.

По его словам, рост рынка ИТ-услуг ускорится. "На этот факт повлияют долгосрочные проекты по реализации нацпрограммы "Цифровая экономика" и утвержденные дорожные карты для сквозных инновационных технологий - Big Data, AI, quantum computing, блокчейн, IIoT, RPA, VR и др. Также наблюдается рост экосистем финансового сектора, увеличение и без того высокой конкуренции на рынке e-commerce и развитие решений и продуктов, направленных на импортозамещение. Активное внедрение цифровых технологий продолжится в здравоохранении, образовании, топливно-энергетическом комплексе", - рассказал Владимир Борисов.

Исполнительный директор Sibling Михаил Шкляр считает, что рынок действительно растет, причем этот тренд продолжится. "Игроки будут подстраиваться под текущую ситуацию - например, будут развиваться технологии, связанные с удаленной работой, большое внимание будет уделяться минимизации экономических потерь, в том числе соответствующим сервисам, позволяющим снижать затраты за счет их использования. По сравнению с прошлым годом темпы роста рынка увеличатся, и в этом свою роль сыграют и планируемые законодательные изменения - в частности, про технологические платформы и гранты. Государство будет в целом активнее выделять средства на развитие сферы ИT. Переход на отечественный софт также сыграет свою роль в росте рынка. Но также стоит понимать, что рынок ИT - очень широкое понятие, поэтому в разных сегментах динамика может отличаться, а исследование показывает все же только общую картину", - подчеркивает Михаил Шкляр.

По оценкам управляющего директора M1Cloud (Stack Group) Евгения Горохова, темпы роста рынка ИТ-услуг в целом и облачных сервисов в частности останутся на уровне 2020 г., то есть по итогам 2021 г. составят около 25-30%.

Директор по маркетингу Лиги Цифровой Экономики Виктория Климова согласна с результатами исследования IDC. "Их подтверждают финансовые показатели Лиги Цифровой Экономики за 2020 г. Совокупная выручка составила 17,8 млрд руб. с НДС, что на 30% выше аналогичного показателя предыдущего года. Больше всего Лига заработала именно на ИТ-услугах, где доход составил 16,72 млрд руб., или 94,2% от общей выручки. Наша компания планирует продолжить рост в 2021–2025 гг., к этому есть определенные предпосылки. Несмотря на кризисные явления в отдельных секторах экономики, процессы цифровизации значительно ускорились. Невозможность физического контакта в период локдауна побудила организации активно развивать цифровые каналы для взаимодействия с клиентами и сотрудниками. Этот тренд, безусловно, сохранится и после окончания пандемии, так как работа в онлайне стала стандартом де-факто. Будут по-прежнему востребованы различные ИТ-услуги. Большой популярностью будут пользоваться облачные технологии, BI и Big Data, роботизация различных функций, а также другие сервисы, позволяющие бизнесу и государству осуществлять свою деятельность в цифровом мире", - рассказала Виктория Климова.

Новости из связанных рубрик