X5 Retail Group расширяет формат магазинов, работающих по принципу умного дома. Такой магазин торговой сети "Пятерочка" открылся в Москве. В магазин включена зона коворкинга.
© ComNews
06.07.2021

Как и первый магазин, новая "Пятерочка" работает по принципу умного дома: на основе архитектуры IoT (интернета вещей) за происходящим в зале наблюдают 15 камер, полки оснащены электронными ценниками. Покупки в магазине совершаются самостоятельно, без кассиров, однако в магазине предусмотрены сотрудники для коммуникации с гостями, а также для контроля за свежестью товаров. В магазине размещен постамат 5Post, где можно получать свои заказы.

Директор программы "Пятерочка #Налету" Вадим Рыдкин рассказывает, что еще один магазин с похожей концепцией планируется открыть этой осенью в локации с более высоким трафиком и деловой активностью в Москве.

"Мы не раскрываем объем инвестиций в проект, можем сказать, что они находятся на том же уровне, что и первый подобный магазин. Бизнес-модель "Пятерочки #Налету" основана на сочетании цифровых решений и обновленного ассортимента - это быстрая покупка необходимых продуктов в автоматизированном безопасном режиме. Здесь собраны инновационные решения, которые в разном объеме мы разрабатывали и внедряли в течение последних трех лет, - электронные ценники, видеоаналитика, системы самообслуживания, экспресс-скан и т.д. За счет масштабирования и собственной разработки стоимость этих систем удалось существенно снизить, и они являются составной частью "цифрового" магазина", - отмечает Вадим Рыдкин.

"Дальнейшие темпы тиражирования #Налету будут зависеть от результатов пилота. Мы не исключаем открытие магазинов без кассиров в других городах, более уверенно об этом можно будет говорить, когда операционная и бизнес-модель станут доработаны. Пока мы сосредоточены на изучении созданного продукта и продолжим совершенствовать покупательский путь, адаптируя товарную матрицу и набор сервисов под предпочтения гостей", - подчеркивает Вадим Рыдкин.

В пресс-службе "Ленты" сообщили, что компания также внедряет решения, направленные на автоматизацию покупок. Сегодня кассы самообслуживания появляются в каждом новом магазине, который открывает "Лента", вне зависимости от его формата, - от "Мини Ленты" до гипермаркета. Кроме того, компания тестирует умные весы с системой распознавания продукта по внешнему виду. Еще один проект - система видеораспознавания товаров, благодаря которой сотрудники магазина могут в онлайн-режиме контролировать полноту ассортимента на полках, соответствие выкладки планограмме и корректность ценников.

Product manager Softline Digital Lab Юрий Свиридов отмечает, что сам формат магазина, как некое пространство, направленное в первую очередь на покупательский опыт, - общий тренд крупных ретейлеров. Если говорить о формате "магазин без продавцов", то, кажется, это так же, в большей степени маркетинговый ход, направленный на привлечение клиентов, а не на уменьшение операционных издержек. Является ли он перспективным - скорее да, чем нет, но пока мировой опыт говорит о явных сложностях с развитием этого формата.

"Планы по открытию подобных магазинов в Китае не реализовались. В США Amazon GO c 2018 г. открыли менее 30 точек. Очевидно, что вообще формат магазина будущего будет активно тиражироваться в ближайшее время. И чем точнее и эффективнее будут становиться системы распознавания и ML, чем быстрее будет происходить удешевление технологии, тем бодрее это будет происходить. Очень здорово, что у "Пятерочки" формат "догружен" еще и кучей приятных и востребованных потребительских фич: коворкинг-зона, плейлисты, печать картинки на кофе и пр. Зумеры и миллениалы это оценят. Позитивный эмоциональный фон и максимально простая система оплаты в сумме однозначно позволят увеличить средний чек и повысить лояльность покупателей к сети", - подчеркивает Юрий Свиридов.

Он отмечает, что если мы говорим о преимуществах для ретейлера, то чем проще и приятнее совершать покупку, тем больше покупатель готов потратить - это доказанный факт. Если посмотреть на это глазами покупателя, то речь, конечно, в первую очередь об экономии времени, ну и получении положительных эмоций и удовлетворения других важных потребностей.

Также можно говорить о сокращении персонала (например, если подобные магазины работают по принципу "одна обслуживающая бригада на несколько торговых точек"). В любом случае магазины пока не могут быть совсем без сотрудников. Тут скорее правильнее рассуждать о покупательском опыте, о привлечении молодых людей, которым сам принцип может быть интересен, и наличие коворкинга во втором открытом магазине говорит в пользу этого, подчеркивает Юрий Свиридов.

Он считает, что расширение географии - очевидно, вопрос ближайшего будущего. Как только бизнес-кейс масштабирования формата #Налету сбалансируется внутри сети (технологии станут дешевле и потенциал роста РТО от нового формата магазина станет понятным), так сразу можно ждать геоэкспансии в регионы и вытеснения традиционных форматов.

По мнению Юрия Свиридова, во многом именно в сфере ретейла Россия находится на технологическом пике. И если говорить об общем тренде на оплату покупок с помощью биометрии и всеобщим распространением этой технологии, как минимум проблема "простого выхода" будет решаться легче, что в свою очередь значительно продвинет и развитие подобных форматов магазинов.

Директор по развитию бизнеса ИТ-компании "Крок" в ретейле Дмитрий Смирнов считает, что "каменные магазины" остаются точкой коммуникации с клиентом и витриной, где потребитель может получить сервис и рассмотреть товар, более того - намечается тенденция к своего рода балансу между онлайном и офлайном, где у физических торговых точек есть определенный трафик. Именно поэтому ретейлер может удержать клиента надолго, если даст ему максимально позитивный потребительский опыт в каждой точке контакта - как онлайн, так и офлайн.

В этом и суть phygital-бизнес-модели: максимальный потребительский опыт создается как за счет технологий, так и физического воздействия, отмечает Дмитрий Смирнов. Phygital-технологии вполне осязаемо влияют на бизнес ретейлеров. Помимо wow-эффекта, такие решения позволяют вернуть трафик в физические точки продаж. Поэтому магазины в формате умного дома, как у "Пятерочки", - перспективная история.

Руководитель направления пользовательского опыта и дизайна Accenture в России Эмиль Алентьев подчеркивает, что для распространения автоматизированных магазинов в России появилось множество драйверов. IoT-технологии, аналогичные Х5 "Экспресс-скан", появляются у многих ретейлеров и становятся привычны покупателям. X5 следит за подобными сдвигами в технологических и социальных факторах и запускает подобные экспериментальные бизнес-модели на стыке пользовательского опыта и технологий.

Эмиль Алентьев уверен, что подобный формат магазинов будет востребован не только в крупных городах, но и может стать чем-то вроде комьюнити-центров в небольших городах. Быстрый Wi-Fi с аутентификацией по программе лояльности, уютные рабочие места будут пользоваться спросом. А такие сервисы, как постаматы 5Post, входящие в экосистему X5, могут увеличить трафик магазинов, особенно если расширится количество пользовательских сценариев по взаимодействию с ними. Дальнейший анализ пользовательских миссий и продуктовых корзин поможет оптимизировать операционную модель и издержки подобных магазинов, и мы увидим еще больше клиентоориентированных сервисов.

Новости из связанных рубрик