Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
05.07.2021

Власти с завидным рвением взялись за регулирование ситуации с электросамокатами, заполнившими тротуары российских городов. Не последнюю роль в популяризации передвижения при помощи этих транспортных средств играют и соответствующие сервисы проката (кикшеринговые компании), которые являются типичными представителями бизнес-концепции online to offline (O2O), активно захватывающей сферу услуг в нашей стране. И хотя решить вопрос с электросамокатами - дело благое, но смотреть на вопрос следовало бы шире.

Согласно данным МВД, количество ДТП с участием электросамокатов удвоилось в 2021 году по сравнению с прошлым годом. С января по май 2021-го в стране зарегистрировано 112 таких ДТП, два человека погибли, еще 119 пострадали. Больше всего таких аварий зарегистрировано в Москве и Петербурге.

Очевидно, что не последнюю роль в популяризации передвижения по улицам российских городов при помощи электросамокатов играют и соответствующие сервисы проката (кикшеринговые компании), которые стали во множестве появляться в нашей стране.

Надо отдать должное, власти регионов относительно быстро начали предпринимать меры для того, чтобы ввести использование электросамокатов в правовое поле. В ряде регионов вводятся (или планируются к введению) ограничения по скорости передвижения для самокатов, и власти договариваются с теми же кикшеринговыми компаниями (например, в Москве и Новосибирске), а также определяются зоны, где кататься на электросамокатах запрещено. Более того, обсуждается, например, инициатива обеспечить движение электросамокатов в Москве по отдельным велодорожкам, а также предпринимаются меры по ограничению максимального веса разрешенных к использованию электросамокатов.

То ли в силу того, что лихие самокатчики очень быстро привлекли к себе внимание широких слоев общественности и СМИ, а в преддверии осенних думских выборов нужно показать служебное рвение, то ли власти и правда научились быстрее реагировать на новые явления, но факт остается фактом: ситуацией занимаются и начали это делать достаточно быстро.

Здесь, однако, хотелось бы видеть подход более комплексный и системный. Когда ситуацию с электросамокатами удастся решить (по крайней мере есть на это надежда), пройдет совсем немного времени и появится новый вызов, связанный с отсутствием регулирования той или иной услуги. И скорее всего, такой вызов будет связан с тем, что новые схемы бизнеса все больше и все чаще приходят в реальную жизнь из онлайна.

Очевидно, что концепция online to offline (O2O) в самом широком смысле очень активно находит себе дорогу в России в различных сферах, и сфера услуг здесь - одно из основных полей, на котором играют бизнесмены, делающие деньги на стыке реального и виртуального пространства. По сути, те же кикшеринговые сервисы - это классический пример O2O, где часть услуги предоставляется онлайн (аренда электросамоката через приложение), а часть (само транспортное средство) - офлайн. И здесь стоит отметить, что сегодня очень многие сервисы идут именно по этому пути.

Рынок такси, например, уже бесповоротно и навсегда изменился, с тех пор как на него зашли сервисы-агрегаторы. Каршеринговые сервисы получили развитие. Доставка еды (как готовой, так и отдельных продуктов из магазинов) стала такой, какой мы ее знаем, после прихода O2O-игроков. Что уж говорить про онлайн-торговлю другими видами товаров в целом и курьерскую доставку.

Добавила ускорения O2O и пандемия с ее самоизоляцией, когда люди очень быстро перешли на заказ всего, не выходя из дома. Таким образом, с высокой долей вероятности можно предположить, что уже очень скоро близкое к 100% количество повседневных услуг мы будем получать именно при помощи этой гибридной схемы.

O2O как способ оказания услуги, однако, безусловно, имея ряд преимуществ, имеет и особенности, которые в числе прочего и приводят к тому, что государству раз за разом нужно решать вопрос законодательного регулирования различных сервисов.

Многие из особенностей этих, скажем так, родовые и проистекают из того, что сам бизнес строится на стыке двух миров, работающих по своим законам. В частности, многие из O2O-проектов или даже направлений родились именно на виртуальной стороне, то есть придуманы компаниями, которые очень хорошо знают, что и как делать в онлайне. Однако в том, что касается офлайновой части бизнеса (особенности и нюансы), во многих случаях понимания рынка у таких игроков недостаточно, и это порождает проблемы. Такие сервисы, как правило, отлично работают в своей онлайн-части, но стоит чему-то пойти не так в офлайн-составляющей - и решить проблему оперативно (а иногда и в принципе) такие онлайн-компании не в состоянии. Ярчайший пример - агрегаторы такси. Регулярно в СМИ появляется информация, что водители, которые таксуют при помощи таких сервисов, позволяют себе лишнее (от работы без перерыва по 20 часов в сутки до откровенного криминала в отношении пассажиров). Что, как правило, может сделать агрегатор (и что он делает) в таких случаях? Отключает от сервиса. И это все, что он может сделать. Но у кого должен искать правды клиент, который пострадал?

На этом примере мы видим еще одну общую для всех O2O-проектов проблему. Это вопрос ответственности сервиса перед своим клиентом. Не секрет, что в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств (будь то неадекватный "таксист" или погрызенная еда, которую доставил курьер) будет весьма сложно привлечь к ответственности именно O2O-сервис.

То, что власти взялись за регулирование ситуации с электросамокатами - дело благое, но смотреть на вопрос следовало бы шире. Для того чтобы каждый раз в авральном режиме не пытаться решать проблемы, возникающие по причине того, что O2O захватывает все новые сферы, следовало бы уже сейчас задуматься, чтобы хотя бы в общих чертах определить правила и ограничения для сферы online to offline в целом. Это могло бы дать законопослушным бизнесменам понятные ориентиры в O2O-пространстве и отсечь тех, кто хочет ловить рыбку в мутной воде, пользуясь правовой неопределенностью на стыке двух миров. Кроме того, это дало бы самой власти общее понимание, как и куда движется регулирование этой сферы. А это ускорит реагирование на частные случаи, и, возможно, мы увидим, что власть начнет действительно оперативно избавляться от серых зон на рынке по мере их появления. Иными словами, вместо "катания по кругу" в стремлении каждый раз решить конкретную проблему, стоило бы выбрать магистральный путь к регулированию O2O-пространства в целом.