Реализация программ импортозамещения привела к заметному росту спроса на специалистов по отечественному ПО. В итоге оказались востребованы курсы по переподготовке кадров. При этом эксперты рынка разработки ПО призывают не забывать о фундаментальной подготовке и не стремиться к массовому обучению "кустарей" путем быстрого натаскивания на решение типовых задач. Эти и другие вопросы, связанные с разработкой ПО и подготовкой кадров для отрасли, обсудили участники объединенной конференции "СПО: от обучения к разработке".
© ComNews
22.06.2021

Пандемия коронавируса привела к переносу конференции "СПО в учебном процессе" с января на июнь. Несмотря на то что форум проводился во время экзаменационной сессии, количество заявок заметно превысило ожидания организаторов.

В Переславле-Залесском прошла объединенная конференция "СПО: от обучения к разработке". Она объединила два мероприятия, которые раньше проводились в разное время: "СПО в учебном процессе", которая работала 15 и 16 июня, и "Разработка свободного ПО", прошедшую 17 и 18 июня. Однако вмешался фактор пандемии, что привело к переносу образовательной конференции, которая традиционно проводилась зимой, в период зимних каникул в высшей школе.

Как отметил заместитель генерального директора "Базальт СПО" Алексей Новодворский, открывая конференцию, форум собрал неожиданно много заявок, несмотря на не самое удобное для сотрудников школ и вузов время, на которое приходятся госэкзамены в школах, сессия и защита дипломных работ в ссузах и вузах. В итоге отбор участников на оба форума был ужесточен, и требования будут оставаться строгими и впредь, все проекты, о которых идет речь в докладах, должны быть свободным ПО.

Директор Института программных систем РАН Сергей Абрамов призвал обучать не современным технологиям, которые за время обучения студента безнадежно устареют, в итоге актуальными к моменту окончания курса останется в лучшем случае 3-5% полученных знаний и навыков. Необходимо обучать перспективным технологиям, которые существуют на уровне прототипов. И тут применение свободного ПО является единственным выходом, ведь именно они находятся на переднем крае развития технологий в ИТ.

Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ринат Лашин рассказал о работе Комитета по информатизации образования при АРПП. При этом процесс перехода отечественного образования на отечественные решения идет тяжело. Так, до сих пор невозможно проведение ОГЭ и ЕГЭ в среде отечественных операционных систем. Также с отечественными системами несовместимы электронные учебники от ведущих издательств. В результате учебные заведения не спешат переходить на использование российского ПО. Плюс ко всему, указания по переходу на российское ПО сферы образования, как оказалось, отсутствуют. В итоге доля ОС Windows в российских школах, как показывает статистика, близка к 90%.

Председатель Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ), заведующий кафедрой МТУСИ Аркадий Кремер назвал важнейшими задачами формирование вкуса к использованию отечественных решений и преодоление недоверия к ним. Тем более что всем известные зарубежные компании обладают значительными ресурсами и кадрами опытных маркетологов.

При этом реализация программ импортозамещения привела к заметному росту спроса на специалистов по отечественному ПО. В итоге оказались востребованы курсы по переподготовке кадров. По мнению Дмитрия Гудзенко, основателя и генерального директора центра "Специалист" при МГТУ им. Баумана, появился рыночный спрос на специалистов по российским Linux, в том числе со стороны государственных и корпоративных структур, и этот спрос необходимо удовлетворять. Раньше курсы по Linux, как отметил Дмитрий Гудзенко, были востребованы со стороны гиков, то сейчас им на смену пришли профессионалы. Егор Орлов из Высшей инженерной школы СПбПУ назвал одними из главных драйверов также требования закона о защите критической информационной инфраструктуры. Кроме того, велик практический интерес со стороны медицинских учреждений.

При этом генеральный директор PosgresPRO Иван Панченко призвал не забывать о фундаментальной подготовке и не стремиться к массовому обучению кустарей путем быстрого натаскивания на решение типовых задач. Другой опасностью, по его мнению, являются ранняя демотивация студентов и фактическая подготовка к эмиграции. Избежать этих подводных камней может расширение участия бизнеса в процессе обучения необходимых кадров.

В то же время стоит задача массового освоения базовых навыков программирования, причем с самого раннего возраста, в том числе тех, кто еще не умеет читать. Научный сотрудник ИПС РАН Яков Зайдельман рассказал об опыте использования продуктов семейства "КуМир", в том числе новейшего "ПиктоМир-К" ("пиктомирки") для начального обучения дошкольников и младших школьников.

Новости из связанных рубрик