Станислав
Кудж

ректор ФГБОУ ВО "МИРЭА - Российский технологический университет", д.т.н.
© ComNews
15.06.2021

Сегодня о системе "Умный дом" слышали практически все, а многие самые прогрессивные уже оснастили подобными гаджетами свое жилье. Считается, что впервые об умном доме заговорили в рекламных роликах США. Но мало кто знает, что разработки промышленных дизайнеров СССР еще в 1980-х годах предвосхитили современные цифровые устройства.

Очевидно, что после распада Союза многие не представлявшие особой ценности, по мнению представителей власти, отрасли экономики перестали развиваться. Все силы были брошены на удовлетворение первичных потребностей граждан - обеспечение продовольствием и жильем. Как следствие, разработки советских ученых были отложены в долгий ящик.

В результате совершенно незаслуженно эпоха новой промышленной революции пришла в Россию с опозданием. Цифровые технологии, применяемые сегодня в Smart Home, в основном представлены отдельными элементами. Однако в глобальном смысле концепция представляется единой сетью с программным обеспечением, позволяющим легко интегрировать любое оборудование для дома, офиса или дачи. Это не только видеокамеры или сигнализация. Водоснабжение, отопление и бытовая техника, включая заметки в календаре - все управляется централизовано.

Для обычных российских граждан с невысоким доходом продвинутые западные технологии не всегда доступны. Сейчас в продаже есть упрощенный аналог экосистемы - умный дом, который удаленно с помощью приставки или смарт-дисплея позволяет регулировать в квартире свет, отопление, подачу электричества в розетки. Благодаря такому устройству, можно не беспокоиться о не выключенном вовремя утюге или сварить чашку кофе еще по пути домой.

При этом никто не акцентирует внимание на том, что, например, прогрессивная западная экосистема Apple c универсальным хранилищем данных iCloud и доступом к нему с любых гаджетов сильно напоминает радиокомплекс СФИНКС - концепт которого представлен миру еще в 1987 году на семинаре "Интердизайн" в Ереване, а затем через три года подробно описан в советском журнале "Техническая эстетика". Авторы данной технологии - проектировщики Всесоюзного НИИ технической эстетики (сейчас РТУ МИРЭА).

Суперфункциональная интегрированная коммуникационная система, как расшифровывалась аббревиатура СФИНКС, аналог современного умного дома, по задумке ее разработчиков, к 2000 году должна была стать предметом быта всех советских граждан. Изначально дизайнеры того времени стремились решить эстетическую проблему электронных приборов в доме: привести их к единому стилю и сделать более компактными для размещения в небольших советских квартирах.

Современные профессионалы на этом бы и ограничились - умение создавать стильную и запоминающуюся форму сегодня считается вполне достаточным набором навыков дизайнера. Но специалисты в СССР хотели проектировать реально работающие цифровые системы будущего. Промышленный дизайн находился на стыке науки и творчества, поэтому СФИНКС призвана была не только украсить, но и функционально облегчить жизнь потомков.

Рационализаторские идеи советских разработчиков умной системы не только предвосхитили, но и во многом концептуально превзошли технологии современного умного дома. В 70-е годы прошлого столетия в СССР случился прорыв в сфере промышленного дизайна. Некоторые разработки советских специалистов еще только предстоит внедрить. Например, проекция навигаторов и датчиков на лобовое стекло в машинах пока не общедоступна из-за стоимости. Большая часть этих проектов находятся в архивах РТУ МИРЭА, изучаются специалистами, оцифровываются и в ближайшем времени будут доступны широкой публике.

Если же в целом говорить о российской промышленности, то база остается мощной, однако какого-то глобального прорыва за последнее десятилетие не произошло. Одной из причин можно отметить отсутствие мер стимулирования и государственной поддержки промышленного дизайна, которые были упущены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Промдизайн, в принципе, в нашей стране не рассматривается на государственном уровне как одна из движущих сил инноваций и развития экономики в целом. Принятие Концепции развития промышленного дизайна неоднократно откладывалось (разработка такого документа на период до 2015 года предусмотрена приказом Минпромторга РФ от 15.02.2010 №123, но так и состоялась).

Распоряжением правительства РФ от 11.06.2020 №1546-р утверждена дорожная карта в области инжиниринга и промышленного дизайна. В документе предусмотрены системные проекты по развитию инжиниринга, однако развитие промышленного дизайна остается на втором плане. В частности, оценка объема рынка и контрольные показатели его роста предусмотрены только для инжиниринга. Следует отметить, что аналогичная дорожная карта действовала в период 2013-2018 годов, но значимых изменений в области промдизайна не принесла.

При этом анализ зарубежного опыта демонстрирует, что именно системная государственная поддержка промдизайна способствует экономическому развитию. В частности, взрывной рост южнокорейской экономики - так называемый корейский промышленный феномен - напрямую связан с программой "Национальная стратегия дизайна" и Законом о продвижении промышленного дизайна, действующих с начала 90-х годов ХХ века. При этом эстетике, созданного в 1944 году как вневедомственный государственный орган для поддержки дизайна в промышленной сфере. Похожие национальные программы сейчас активно внедряет Индия, мировыми лидерами в этой сфере, сумевшими конвертировать инвестиции в промдизайн в экономический рост, являются Швеция, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды. В 2011 году Еврокомиссия назвала дизайн движущей силой инноваций в Европе.

А что же у нас? На сегодняшний день даже невозможно получить в открытых источниках достоверные и полноценные цифры о развитии отрасли. Госстатистика информации по рынку не публикует. А вот по данным московского бюро инженерного дизайна "Формлаб", в 2020 году объем выручки отечественного промдизайна может составить 529,6 млн рублей, то есть в десятки раз меньше показателей европейских стран. Вывод напрашивается сам собой. Проблематика вокруг развития промышленного дизайна в России гораздо шире и требует рассмотрения с нескольких сторон.

С точки зрения дизайнерской среды проблематика кроется в отсутствии всероссийской информационной платформы и единой коммуникационной площадки. В итоге российская дизайн-индустрия больше сосредоточена на областях веб-дизайна или современной моды, чем на промышленности. А в законодательстве пробел даже с определением, что же такое промышленный дизайн.

Если посмотреть на проблематику со стороны самого промдизайна, то тут мы видим отсутствие коммуникации вузов и промышленных компаний. Как следствие, происходит отрыв студентов от реальной практики. К сожалению, лишь несколько высших учебных заведений в России дают реальное практическое представление о профессии, от основ проектирования до погружения в процесс производства, в большинстве вузов все ограничивается чертежами и учебными макетами. Более того, проблема усугубляется тем, что на смежных специальностях (экономика, менеджмент и т.д.) не уделяется должного внимания дизайну и его важности как конкурентному экономическому преимуществу.

Однако крайне важно решить проблемы в самой промышленности. А их немало. Так, например, отсутствие спроса на продуктовый дизайн - это лишь следствие отсутствия конкурентного рынка потребительских товаров. Да и сами руководители предприятий неверно оценивают роль промдизайна. Как следствие, компании не вкладывают средства в его развитие. Усугубляет все современное состояние экономики, которое лишает возможности вкладываться в собственные долгосрочные разработки. Государственное финансирование и поддержка в основном сосредоточены на нескольких компаниях и не способствуют развитию отрасли в целом. В итоге небольшие дизайн-студии лишаются банального доступа к промышленным хабам. А вся база для производства пресс-форм и мелкосерийных партий изделий представлена импортом из Южной Кореи и Китая.

Очевидно, что такая ситуация требует качественных изменений, и прежде всего смены вектора уровня господдержки.

Российские специалисты должны вернуться к формам моделирования будущего. Как мы видим сегодня, у них это феноменально получалось. На первоначальном этапе достаточно сделать ряд простых шагов:

1. Закрепить роль промышленного дизайна в России как одной из движущих сил инноваций и развития экономики в целом.

2. Обозначить в качестве одной из ключевых задач Стратегии инновационного развития РФ на период до 2030 года создание национального стиля в промышленном дизайне, который стал бы узнаваемым в мире и демонстрировал бы технологичность, надежность и качество отечественных инженерных решений. Выработка такого стиля ведущими специалистами в области промдизайна при поддержке государства в перспективе снизит стоимость промышленного дизайна для товаров массового производства.

3. Сформулировать на законодательном уровне определение термина "промышленный дизайн".

4. Предусмотреть систему господдержки и стимулирования среднего бизнеса в промышленном секторе экономики для развития промышленного дизайна и сотрудничества с вузами. В настоящее время только крупнейшие компании могут позволить себе создавать собственные дизайн-центры и вести активную работу с вузами по наращиванию кадрового потенциала. В будущем такая коллаборация поможет предотвратить проблемы, связанные с кадровым потенциалом отрасли.

Эти меры, с одной стороны, заметно улучшат эстетику производимой в России промышленной продукции, повысят ее конкурентоспособность на мировом рынке, а с другой стороны, будут стимулировать развитие рынка промышленного дизайна в России. Учитывая прошлый опыт, сегодня, в эпоху четвертой промышленной революции, наши разработчики и государство должны понимать, что вполне в их силах дать толчок для революционного прорыва в сфере индустриальных научных открытий.