К переходу на российское ПО в сфере образования в целом отношение положительное. Однако эксперты обращают внимание на проблемы и сложности, среди которых совместимость, а также получение обновлений и технической поддержки. Серьезной сложностью является то, что ПО для ОГЭ и ЕГЭ работает только под Windows. Также среди сложностей моменты, связанные с обучением преподавательского состава, наличием современной инфраструктуры, а также опасения по поводу срыва образовательного процесса после перехода на российское ПО.

© ComNews
12.04.2021

В конце минувшей недели прошла первая отраслевая конференция Astra Linux "Цифровая трансформация системы образования: импортозамещение в сфере IT". Организаторы постарались сделать акцент на успешные внедрения в разных сегментах сферы образования, включая школьное, внешкольное, профессиональное, среднее специальное, высшее, дополнительное и послевузовское.

Директор по маркетингу ГК Astra Linux Александр Гутин назвал выход компании на рынок образования серьезной инвестицией, причем длинной. К примеру, развивая программы, рассчитанные на школьников, горизонт возврата инвестиций составляет как минимум 10 лет, на студентов - минимум 5 лет. При этом те, кто уже использует продукты семейства Astra Linux, работают в условиях кадрового голода, и нужно, чтобы сотрудники, которые приходят на работу, имели соответствующие навыки. Тем самым образовательные программы являются для ГК Astra Linux формой повышения социальной ответственности.

Заместитель начальника всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) "Юнармия" Ульяновской области по научно-техническому направлению Юрий Денисов также остановился на том, что использование российского ПО в сфере образования не только решает задачу устранения кадрового голода, но и дает толчок развитию российской экономики. К примеру, в инженерных классах "Юнармии" изучают робототехнику с использованием российских наборов, тем самым создается спрос на них.

Директор департамента образования ГК Astra Linux, ректор "Астра Академии" Федор Кирдяшов подчеркнул, что при создании образовательных программ максимально использовали системный подход, объединяя все уровни образования. В этих программах участвуют 1000 школ и 300 других организаций и учреждений, всего подготовлено более 10 тыс. человек. И среди выступающих были те, кто использует ОС Astra Linux в своей практической работе. Они охватывают практически всю сферу образования, кроме разве что дошкольного.

Директор департамента цифрового государственного управления Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергей Цветков рассказал, как реализуется план перехода на отечественное ПО.

Требования, предусмотренные постановлением правительства №1236, планировалось распространить на систему образования в конце 2021 г. Вместе с тем ограничительные меры, принятые против ряда российских вузов, вынудили разработать методические материалы по переходу на отечественное ПО. Как подчеркнул Сергей Цветков, в реестре российского ПО уже имеется 10 решений, предназначенных для высших учебных заведений, и около 150, ориентированных на школы. Также на период до 2024 г. запланировано выделение 120 млрд руб. на обновление ИТ-инфраструктуры школ, включая обеспечение доступом в интернет и обновление парка вычислительной техники, оснащенной отечественным ПО. К 2024 г. должна заработать Цифровая образовательная среда (ЦОС), целью которой является обеспечение учителей верифицированным образовательным контентом. Это трудная задачей, которая требует масштабной переподготовки кадров.

И.о. директора ФГАУ "Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования" Министерства просвещения России Людмила Бокова подчеркнула, что в образовании применимы только технологии, которые реально улучшают процесс донесения до учеников тех или иных знаний и навыков. При этом многие процессы цифровизации заметно ускорились, в результате уже в начале текущего года реализованы задачи создания ЦОС, которые изначально запланированы на конец 2022 г. ЦОС, как отметила Людмила Бокова, должна решить задачу создания единой образовательной среды в рамках всей страны. Сейчас же существуют разрозненные локальные решения, часто никак не связанные между собой. Также ЦОС должна обеспечивать обучение в дистанционном режиме. Пилотирование ЦОС уже началось в 15 российских регионах. При создании ЦОС будет использоваться отечественное ПО, а при его отсутствии - свободное ПО (СПО). Оборудование должно соответствовать санитарным требованиям и обеспечивать контентную фильтрацию согласно нормам закона 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Заместитель директора по инновациям ГК "Аплана" Анна Ушакова огласила результаты исследования "Применение российского ПО в школьном образовании". В онлайн-опросе приняло участие более 5000 сотрудников образовательных учреждений. Не используют ПК в учебном процессе лишь 5% школ. С российским ПО, хотя бы на уровне "что-то слышали", знакомы около половины опрошенных. Из российских операционных систем лучше всего знакомы российским учителям Astra Linux, Alt Linux и RedOS.

К переходу на российское ПО в целом отношение положительное. Однако многие обращают внимание на проблемы и сложности, среди которых совместимость с другим ПО, а также получение обновлений и технической поддержки. Серьезной сложностью, на которую сетовали многие участники конференции, является то, что ПО для ОГЭ и ЕГЭ работает только под Windows. Также среди сложностей назывались моменты, связанные с обучением преподавательского состава, наличием современной инфраструктуры, а также опасения по поводу срыва образовательного процесса после перехода на российское ПО.

В целом готовы к переходу на российское ПО 72% опрошенных. При этом на момент проведения опроса 89% использовали Windows.

Новости из связанных рубрик