В 2020 г. спрос на дистанционный мониторинг и услуги рынка дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) вырос в разы. При этом спрос вырос не просто на космическую съемку, а на услуги дешифровки данных. Об этом заявили участники XIII международной конференции SATELLITE RUSSIA & CIS 2021.

Елизавета
Неупокоева
© ComNews
12.04.2021

"Можно наблюдать несколько тенденций: большие данные, применение нейросетей, применение новых систем наблюдения. Со своей стороны, как обработка данных как уровень цепочки с добавленной стоимостью, мы видим, что есть постоянно растущий объем данных со спутниковых систем", - выделил тренды на рынке ДЗЗ генеральный директор ООО "Геоалерт" Георгий Потапов.

Коммерческий директор АО "Терра Тех" Владимир Финогенов рассказал о трендах в бизнес-моделях: "Потихоньку мировой рынок уходит от продажи данных либо к какой-то сервисной модели, либо к информации. То есть доля снимков снижается, а доля информационной, аналитической работы в наших контрактах увеличивается. Это касается и наших зарубежных партнеров. Почти все мировые операторы создают сейчас подписочные модели. Они уходят от единичных продаж к платформам, где все эти данные аккумулированы и любой человек может купить эту подписку и ей пользоваться. Сейчас многие переходят на гигабайтную модель, потому что она более актуальна, когда ты пользуешься таким объемом данных".

В ходе обсуждения бизнес-моделей рынка ДЗЗ руководитель группы маркетинга АО "Ракурс" Андрей Пирогов отметил, что сектор ДЗЗ низкомаржинальный и крайне затратный. "Мой пессимистичный прогноз - лет через пять-десять данные ДЗЗ просто не будут нужны. Почему? Потому что будут дроны", - подчеркивает Андрей Пирогов.

С ним не согласился генеральный директор ООО "Лоретт" Владимир Гершензон: "Всегда можно найти ниши, в которых вполне возможна прибыль. Мой прогноз по космосу совершенно другой. Сейчас будет запускаться огромное количество летальных аппаратов, и наше желание все и везде видеть будет агрегироваться операторами по-разному, а космос дает сразу глобальный доступ. Я предлагаю задуматься о двух моментах - о бизнес-моделях и парадигмах. Парадигму надо менять. На самом деле, сегодня нет барьеров в технологическом плане между странами, компаниями. ДЗЗ является самой простой нишей, где выбор орбиты, выбор датчика и т.д. можно продемонстрировать и обратить на себя внимание. Поэтому даже в смысле пиара технологических информационных компаний это будет огромная ниша. Этот процесс неостановимый, он массовый, и вопрос только в умелой агрегации и модерации этого процесса операторами".

В ходе дискуссии была затронута тема перспектив развития рынка ДЗЗ без госзаказов. "Мировая статистика говорит, что на данный момент таких перспектив нет. У главных операторов ДЗЗ основной заказчик - это государственная структура. Но не очень понятно, что здесь такого плохого. Государство - это такой же бизнес. Мне кажется, нельзя делить современную экономику на государственную и коммерческую", - отмечает Андрей Пирогов. При этом он подчеркивает, что государство и бизнес безусловно являются партнерами.

Заместитель директора департамента навигационных космических систем (ГЛОНАСС) госкорпорации "Роскосмос" Валерий Заичко отмечает, что "Роскосмос" по мере возможности пытается работать с коммерческими организациями. "Никакого отторжения у нас нет, и более семи лет назад мы пытались организовать работу с дистрибьюторами, создать и расширить в России рынок данных ДЗЗ. У нас около 20 дистрибьюторов. К сожалению, в основном в России, да и во всем мире рынок данных ДЗЗ состоит из государственных заказов. Поэтому поскольку "Роскосмос" отдает потребителям данные бесплатно, на бездоговорной основе, то потребителей, которые их покупают, практически осталось совсем немного. В этой связи такого рынка, который мог бы дать драйв развитию ДЗЗ, в России просто нет, потому что все берут бесплатно. Другое дело, когда мы говорим о возможности обработки данных. Через год-два данные не будут ничего стоить. Стоить будет информация, которая из этих данных получается. И вот наша компания "Терра Тех" и другие предприятия "Роскосмоса" нацелены на то, чтобы создавать информационную услугу и обработку данных в автоматическом режиме. Поэтому мы на сегодняшний день создали облако данных ДЗЗ, но в этом облаке данных находится и программное обеспечение обработки данных, в том числе и тематическое. Поэтому оно доступно для любого потребителя", - подчеркивает Валерий Заичко.

По его словам, для того чтобы действительно расширить возможности коммерческих организаций не только по использованию данных, но и созданию вторичных продуктов с добавленной стоимостью и выйти на рынок разработки космических аппаратов, на полезные нагрузки ракет, "Роскосмос" на сегодняшний день подготовил первый законопроект, который называется "Дистанционное зондирование Земли из космоса. "Мы долго к нему шли, но на сегодняшний день законопроект готов. Его первая редакция на следующей неделе будет отправлена в государственные органы исполнительной власти для согласования, и в мае запланировано обсуждение на полях общественного совета "Роскосмоса". В этом законе как раз будут закреплены все положения, которые будут связаны с коммерческой космической деятельностью в области ДЗЗ, с государственно-частным партнерством, с другими вещами, которые расширили бы возможности коммерческих частных компаний для работы в этом секторе космического рынка", - отмечает Валерий Заичко.

Новости из связанных рубрик