Юлия
Мельникова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
12.04.2021

Похоже, что Роскомнадзор все же перешел к активным действиям в отношении иностранных социальных сетей и коммуникационных платформ. У интернет-гигантов есть выбор - исполнять требования российского регулятора или повторить судьбу социальной сети для бизнеса Linkedin.

Весной 2021 года Роскомнадзор явно активизировался в стремлении проконтролировать, предупредить, оштрафовать, пригрозить иностранным соцсетям. В начале месяца Twitter в Таганском суде Москвы получил за день три штрафа за "систематическое неудаление противоправной информации" (общая сумма штрафов составила 8,9 млн руб.). Ранее Роскомнадзор обвинил Twitter в "злостном нарушении" российского законодательства. Ведомство сообщало, что с 2017 года соцсеть не удалила почти 3000 материалов с запрещенной информацией. Также 10 марта Роскомнадзор заявил о замедлении работы Twitter на территории России. Помимо этого, ведомство пригрозило, что в случае, если соцсеть продолжит нарушать российское законодательство, ее могут закрыть в России окончательно.

6 апреля мировой суд Таганского района Москвы по административному протоколу, составленному Роскомнадзором, оштрафовал социальную сеть TikTok на 2,6 млн рублей за неудаление информации, призывающей несовершеннолетних участвовать в несанкционированных массовых мероприятиях 23 января 2021 года. "Согласно требованиям российского законодательства, если после получения уведомления от Роскомнадзора администрация интернет-платформы не ограничила доступ к запрещенной информации в течение суток, то она может быть привлечена к ответственности в виде штрафа на сумму от 800 тысяч до 4 млн рублей", - говорится в сообщении ведомства.

В российских судах также лежат протоколы на Facebook, Telegram и Google: представителям этих компаний дали время изучить материалы дела. Facebook давно не нравится Роскомнадзору. В 2020 году соцсеть оштрафовали на 4 млн рублей за невыполнение обязанности размещать базы данных, содержащие сведения о гражданах РФ, на территории России. В марте 2021-го Роскомнадзор направил Facebook требование подтвердить выполнение положения российского законодательства о размещении баз персональных данных. Недавно в СМИ появилась информация, что в интернет попали уникальные идентификаторы пользователей этой социальной сети (около 533 млн учетных записей, в том числе почти 10 млн пользователей Facebook из России). В конце прошлой недели Роскомнадзор направил запрос руководству Facebook с требованием предоставить максимально полную информацию о произошедшей утечке персональных данных (ПД) российских пользователей социальной сети. Кроме того, Роскомнадзор направил Facebook письмо с требованием снять все ограничения и объяснить причину блокировки трансляции прямого эфира, посвященного 60-летию полета в космос Юрия Гагарина. 9 апреля Russia Today проводило прямой эфир совместно с несколькими космонавтами, который транслировался на официальном аккаунте RT в Facebook, но был заблокирован администрацией интернет-платформы под предлогом нарушения авторских прав.

В США отсутствует общенациональная система защиты прав субъектов персональных данных. Отдельные законодательные акты существуют только на уровне некоторых штатов. Возможно, по этой причине Facebook и Twitter не справляются с претензиями российского регулятора, предъявляющего все новые и новые требования в их адрес. На примере Twitter Роскомнадзор показал иностранным интернет-гигантам, что шутки с российским законодательством могут закончиться плохо.

После принятия 10 марта мер по замедлению трафика Twitter истребил около 1,9 тысячи из 3,1 тысячи не удалявшихся с 2017 года запрещенных в России материалов. 1 апреля по инициативе администрации Twitter состоялось совещание, на котором вице-президент по публичной политике в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Twitter Inc. Шинейд Максуини сообщила об усилиях, предпринимаемых компанией по улучшению модерации запрещенного контента. С учетом стараний соцсети Роскомнадзор решил не переходить к полной блокировке работы Twitter на территории РФ, продлив меру по замедлению трафика до 15 мая.

Похоже, что Twitter своими действиями лишь убедил российского регулятора в правильности курса, и теперь у Роскомнадзора появился козырь, который позволит говорить с иностранными соцсетями, позабывшими историю с Linkedin, с позиции силы. Деловая социальная сеть Linkedin заблокирована на территории РФ с 17 ноября 2016 года и внесена в реестр запрещенной информации. Все операторы связи ограничили доступ к ресурсу для пользователей России, поскольку суды постановили, что Linkedin не исполняет закон о хранении персональных данных россиян.

Прошло совсем немного времени с того момента, как Роскомнадзор сделал в отношении интернет-гигантов какие-то движения активнее увещевательных бесед, и вот уже американская коммуникационная платформа Zoom на прошлой неделе сообщила об отказе предоставлять услуги российским организациям, относящимся к госсектору.

Возможно, что так сошлись звезды, но вероятно и другое: ситуация с исками и угрозами иностранным соцсетям заставила владельцев американского сервиса задуматься - а надо ли им связываться с российской властью, да еще и от собственной получить проблемы за сотрудничество с Россией. Ведь в США регуляторы открыто не ставят интернет-гигантам запреты, зато глава Facebook Марк Цукерберг регулярно дает многочасовые отчеты в конгрессе. Например, в ноябре 2020 года прошли слушания в сенате США (верхняя палата конгресса), на которые вызывали Марка Цукерберга и главу Twitter Джека Дорси. Главам интернет-гигантов задали вопрос и о том, признают ли они, что их платформы могут вызывать зависимость у пользователей, а также поинтересовались, как платформы будут обращаться с аккаунтами Дональда Трампа после того, как он уйдет с поста президента. Джек Дорси ответил, что политика Twitter, в соответствии с которой ряд правил не распространяется на мировых лидеров, не будет действовать в отношении Трампа, а позднее Twitter навсегда заблокировал аккаунт действующего на тот момент президента США Дональда Трампа.

Иностранные соцсети оказывают огромное влияние на информационные потоки, а власти нашей страны активно намекают: Россия обойдется без иностранцев в том, что касается коммуникационных платформ, как минимум. Член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Александр Башкин заявил, что в случае, если Zoom примет решение о запрещении продажи доступа к сервису российским госучреждениям, не исключена его блокировка на территории России. В Роскомнадзоре посоветовали пользователям переходить на российское ПО. 7 апреля замглавы Минцифры РФ Максим Паршин допустил, что и другие мировые интернет-гиганты могут ограничить доступ российских госкомпаний к своим сервисам, и отметил: "Мы к этому готовы и готовимся". В этот же день Максим Паршин сообщил, что Минцифры предлагает создать международную площадку по регулированию всего интернета на базе Международного союза электросвязи (МСЭ). "Должен быть глобальный пакт, который определит согласованные подходы и политики, закрепит четкое распределение ролей между государствами, компаниями, сообществами и гражданами, - сказал замглавы Минцифры. - Надо в рамках ООН определить структуру, которая будет разрабатывать и внедрять правовые нормы и стандарты в области управления интернетом. Нам видится, что такой площадкой мог бы стать Международный союз электросвязи". В январе этого года сенаторы Совета Федерации предложили разработать международную конвенцию, которая регулировала бы деятельность глобальных интернет-компаний.

На прошлой неделе заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер с трибуны Российского форума по управлению интернетом RIGF-2021 сообщил, что Россия рассматривает суверенитет данных через призму цифрового суверенитета, причем обязанностью государства является использовать данные, которые производятся на его территории, для того чтобы здесь развивались технологии местными специалистами и формировалась инфраструктура. Кроме того, по словам Милоша Вагнера, важно обеспечить защиту граждан и их персональных данных. "Мы в России считаем и на этом настаиваем, что в нашей стране должны соблюдаться принципы нашего законодательства", - отметил Милош Вагнер.

Если иностранным соцсетям и коммуникационным платформам надоест реагировать на претензии российского регулятора, не исключена ситуация, что в России наступит этап "цифрового железного занавеса". Судя по активности Роскомнадзора, очень похоже, что российские власти перестали об этом переживать и беззубо упрашивать интернет-гигантов "соблюдать правила". Возможно, россиянам стоит быть готовыми, что однажды утром, сев за чашкой кофе листать ленту Facebook, они обнаружат, что доступа к любимой соцсети больше нет.

Однако такой исход вызывает большие сомнения. И в первую очередь на уход с российского рынка не согласятся сами мировые интернет-гиганты. Несмотря на разговоры про то, что, например, для Twitter, российский рынок - это "жалкие крохи" и компания оставит его без сожаления, после того как Роскомнадзор начал замедлять трафик соцсети, в руководстве Twitter быстро осознали, что детская порнография - это плохо, и начали удалять контент, который размещался до этого годами.

Как уже говорилось ранее, иностранные соцсети оказывают огромное влияние на информационные потоки, и уйти с рынка - значит это влияние ослабить. И тут уже не особо важно, действует Twitter, Facebook и прочие по своей воле или с оглядкой на тех, кто их регулярно вызывает с отчетами. Важно сохранить влияние на информационные потоки, чтобы формировать повестку и настроения в обществе, а через это и формировать тренды - которые очень хорошо превращаются в товар и еще лучше продаются. Власть и деньги всегда ходят рука об руку.

А для сохранения влияния необходимо всеми силами оставаться на ключевых рынках, в числе которых и Россия. Так что, скорее всего, нас ждет еще пара-тройка "намеков" наподобие действий Zoom, но даже если российские власти "не поймут" намеков и будут идти до конца, иностранные гиганты выполнят требования и заплатят по счетам, чтобы исключить все формальные претензии к себе, снизив вероятность крайних мер. В таком случае все, на первый взгляд, остаются в выигрыше. Регулятор сможет победно отрапортовать, что условный Twitter подчиняется российскому законодательству, а интернет-гиганты продолжат легально поставлять российскому интернет-пользователю контент, формировать мнение и проводить прочую "просветительскую" работу.

Однако если говорить о сути вещей, то в том, чтобы показать "кузькину мать" заморским супостатам, мало толка. Вопрос состоит не в том, что Twitter, Facebook или YouTube должны формально подчиняться российским законам (хотя это тоже нужно), а в том, что они не должны быть на нашем рынке единственными и безальтернативными поставщиками мнений. И если уж государство считает, что необходимо давать доступ к различному контенту, а западные площадки - по его мнению - грешат однобокостью, то оно же должно внятно сформулировать "правильный" контент и предоставить его на альтернативной площадке, а затем вложить в раскрутку этой площадки сумму, составляющую хотя бы один процент от того, что запланировано потратить из бюджета на нацпрограмму "Цифровая экономика" (почти 2 трлн рублей).