Алек­сандр
Ануф­ри­ен­ко

ди­рек­тор де­пар­та­мен­та R&D На­цио­наль­но­го цен­тра ин­форма­тиза­ции гос­корпо­рации "Рос­тех"
© ComNews
09.04.2021

Цифровая трансформация промышленных предприятий - это не просто модный тренд. Современные цифровые технологии требуется внедрять в производство, чтобы сохранить конкурентоспособность. Но этот процесс требует множества усилий и сопряжен со значительным числом трудностей.

За рубежом процесс цифровизации начался порядка 10 лет назад, и лидерство задавали промышленные гиганты, такие как General Electric, Kodak, Boeing. Как первопроходцы, они допустили на этом пути немало ошибок, на которых не зазорно учиться.

Хрестоматийным примером несбывшихся надежд является одна из инициатив General Electric. В корпорации была учреждена профильная компания GE Digital и создана облачная платформа Predix, которая активно предлагалась в пакете с оборудованием GE. Но оказалось, что платформа GE сама по себе не решает проблемы, не изменяет бизнес-процессы и не обновляет оборудование. Цели не были достигнуты ни в GE, ни, тем более, в компаниях, которые внедряли Predix.

Причина провала заключалась в том, что сами по себе IT-продукты и новые технологии не повышают скорость производства, качество продукции и не наращивают продажи. На первом месте в процессе цифровизации всегда должны быть бизнес-процессы.

Для эффективной цифровой трансформации, в первую очередь, требуется проведение оценки всех бизнес-процессов предприятия. Далее следует этап выявления неэффективных бизнес-процессов и определение тех, которые могут стать эффективными с помощью развития персонала, модернизации оборудования, внедрения информационных систем (интернет вещей - IoT, искусственный интеллект - AI, блокчейн и т.д.). И уже после этого начинается внедрение конкретных, экономически обоснованных решений в точечных областях.

Рассмотрим задачу на примере склада. В еще недалеком прошлом кладовщики держали в голове примерное количество запасов и их размещение. То есть все компетенции были сосредоточены в руках одного специалиста - кладовщика. Если убрать его - работа склада остановится. А это прямой риск для предприятия: человека нельзя уволить за дисциплинарные проступки, в случае его болезни склад простаивает и т.д.

После внедрения ИТ-системы учета появляется возможность в автоматическом режиме проводить анализ складских запасов, движения продукции и анализировать сбыт. А если оборудовать склад автоматическими роботами-погрузчиками, которые будут передвигать товары и выдавать их дистрибьюторам, то и скорость отгрузки и поставки существенно вырастает. При этом эффективность работы становится измеримой до отдельной единицы товара.

Но в данном случае, мы рассматриваем идеальный вариант, который практически не встречается в жизни. На производственных предприятиях еще необходимо найти определенные бизнес-процессы и методы их корректировки, не приводящие к остановке производственных процессов.

На мой взгляд, ключевыми факторами успеха в процессе цифровизации является четкая постановка целей, которые должны быть измеримы, поддержка руководства и наличие бюджета. Цифровизация должна осуществляться силами сотрудников, имеющих всесторонний, комплексный взгляд на процессы.

Конечно же, цифровизация столкнется с существенным внутренним сопротивлением. Резкие и значительные перемены в привычном рабочем процессе часто могут не нравиться вовлеченным в них сотрудникам. Поэтому лицо, ответственное за цифровизацию, должно быть исключительно в прямом подчинении у генерального директора и являться независимым от других отделов.

Если в процессе изучения структуры бизнес-процессов оказывается, что цифровизация требует технического перевооружения (закупок дорогостоящего оборудования), а следовательно, значительных инвестиций, то становится необходим особо взвешенный подход и пристальный контроль. Так, часто закупки ИТ-систем осуществляются по решению ИТ-директоров, без участия других управленческих кадров организации и учета бизнес-задач. Есть примеры, когда на предприятии внедрялась аналитика, но на уровне ввода данных в систему попадала некорректная информация, вследствие чего невозможно было выявить тренды и проблемные места.

Особенно сложен процесс цифровизации на крупных промышленных предприятиях, не связанных с массовым выпуском продукции. В таких компаниях в силу особенностей присутствует большая доля ручного труда и квалифицированные специалисты представляют собой самый ценный актив. В этом случае задача цифровизации заключается в том, чтобы снять с человека лишние рутинные операции.

Поэтому чем сложнее и специфичнее предприятие, а также масштабнее план цифровизации, тем глубже и детализованнее должен быть организован сам процесс цифровой трансформации. Без учета всех аспектов производства, отсутствия четкого плана и измеримых целей, есть риск внедрить не то, не там, а в худшем случае - упустить тонкие моменты, которые приведут к отрицательному результату от диджитализации.