Анна
Устинова
08.04.2021

Около 70% всех вызовов на мобильные с неизвестных номеров в первом квартале 2021 года — спам-звонки. По сравнению с прошлым годом их число выросло на 7 п.п., подсчитали для "Известий" в "Лаборатории Касперского".

Люди чаще стали принимать звонки с незнакомых номеров из-за того, что стали больше пользоваться доставкой в пандемию и охотнее берут трубку в надежде услышать курьеров. Мошенники это понимают и пользуются всеми возможностями, чтобы выманить у людей деньги, говорят эксперты.

В ожидании курьера

Доля спам-звонков от всех входящих с неизвестных номеров в России в январе–марте 2021 года составила 70%. Об этом говорится в анонимизированной статистике приложения Kaspersky Who Calls (есть у "Известий").

По предварительной оценке аналитиков, в целом в 2020 году доля спам-звонков была ниже — 63%. Чаще всего в январе–марте нежелательные звонки поступали с предложением займов — их доля составила 46%, а также от коллекторов (26,5%). Среди других распространенных категорий — "связь и интернет" и "медицинские услуги". Доля звонков с подозрением на мошенничество также выросла с 5,6% до 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

— Даже после того, как большинство ограничений, введенных для борьбы с коронавирусной инфекцией, были сняты, люди продолжили активно пользоваться разными интернет-услугами. Например, многие оценили сервисы доставки и часто ждут звонка с неизвестных номеров, в частности, от курьеров, поэтому могут охотнее брать трубку, а порой даже готовы сами перезванивать. Мошенники это понимают и пользуются всеми возможностями, чтобы выманить у людей деньги, — объяснил аналитик Kaspersky Who Calls Виталий Воробьев.

По данным анонимизированной статистики приложения "Яндекса", одной из функций которого является бесплатный автоматический определитель номера, от неизвестных чаще всего поступают финансовые и банковские предложения (в 17% случаев), сказали в корпорации. Другая реклама распространяется в 12% ситуаций, неопределенный негатив исходит в 7%, коллекторы звонят в 6%, предложения от телекома поступают в 3% и навязчивые опросы в 1%.

Сбросить вызов

У каждого из мобильных операторов есть свои решения для борьбы со спам-звонками. У "Вымпелкома" (бренд "Билайн") благодаря системе AntiFraud ежемесячно блокируется более 100 млн звонков-сбросов на номера абонентов оператора, сообщили в компании. Услуга "Кто звонит" позволяет получить информацию о входящем звонке с неизвестного номера сразу же во время вызова. При этом автоматической блокировки входящих не происходит — абонент сам решает, отвечать на такой звонок или нет.

"Мегафон" блокирует 25–30 млн спам-звонков в неделю, указали в пресс-службе оператора. Бесплатная услуга "Знаю, кто звонит" позволяет абоненту во время входящего вызова видеть название компании или предупреждение, если за организацией были замечены навязчивые звонки. На интернет-портале услуги можно также проверить номер, с которого поступил звонок, увидеть комментарии других абонентов и сообщить о номерах, с которых поступает спам.

МТС выявляет и блокирует около 65 тыс. звонков в час, сообщили в компании. Их количество увеличилось в несколько раз по сравнению с прошлым годом, пояснил "Известиям" представитель оператора Алексей Меркутов. В компании функционирует собственная антифрод-система, которая блокирует подменные номера, когда злоумышленник подставляет короткий номер банка и пытается ввести жертву в заблуждение. У МТС можно подключить услугу "Черный список" и внести в него весь спам, есть опция "Блокировка спам-звонков" для фильтра рекламных звонков, а также бесплатная и платная версии услуги "Кто звонит", которая не блокирует, но может показать, кому принадлежит номер.

Tele2 разрабатывает многоуровневую защиту клиентов от голосового спама, сказала представитель оператора Дарья Колесникова. За счет совершенствования алгоритмов big data для распознавания спама число таких звонков поквартально сокращается, указали в Tele2. Скоро у оператора появится функционал, который позволяет клиенту уведомлять оператора о том, что звонок относится к категории телефонного спама, сказали в компании.

Если клиент получил спам-звонок, то он может сообщить об этом в контактный центр через чат в приложении Yota, отметили в пресс-службе сервиса. Компания взаимодействует с другими операторами по предотвращению таких звонков, сказали там.

Еще в прошлом году "Тинькофф" вместе с крупнейшими мобильными операторами (Tele2, "Мегафоном", МТС и "Тинькофф Мобайлом") запустил первую антифрод-платформу для защиты от телефонного мошенничества Tinkoff Call Defender, напомнили в банке. Она определяет характер различных видов и сценариев мошеннических звонков в восьми случаях из 10, утверждает разработчик. Любой клиент экосистемы "Тинькофф" может сообщить о нежелательном звонке в чате мобильного приложения или набрав горячую линию.

Для борьбы с телефонными мошенниками совместно с операторами сотовой связи внедрены технологические решения, которые не позволяют злоумышленникам использовать официальные телефонные номера банка для звонков гражданам, указали в пресс-службе ВТБ.

На вырост

Количество спама в 2021 году будет только возрастать, прогнозирует ведущий эксперт направления "Информационная безопасность" ИТ-компании "Крок" Александр Черныхов. Это связано с тем, что, с одной стороны, средства коммуникаций стали играть критическую роль, а с другой, выросла социальная дистанция, и люди стали более "атомизированы" и более подвержены манипуляциям. Кроме того, количество утечек персональных данных, в том числе мобильных телефонов, в 2020 году значительно возросло. Это позволяет мошенникам получать доступ к обширным базам для обзвона, более того, в этом году мы увидим гораздо более изощренные, таргетированные способы социальной инженерии, ожидает он.

В "Лаборатории Касперского" напомнили, что никогда нельзя сообщать третьим лицам, даже если они представляются сотрудниками банков, конфиденциальную информацию, в том числе одноразовый код из SMS или push-уведомления. Не стоит переходить по сомнительным ссылкам из сообщений, добавили там, и порекомендовали установить решение, определяющее мошеннические и спам-номера.

Если "сотрудник" банка начал задавать вопросы, чтобы узнать данные счетов, карт, SMS-коды и прочую конфиденциальную информацию, немедленно нужно прекратить разговор, поскольку звонит, скорее всего, мошенник, предупредил руководитель направления "Информационная безопасность и платежные системы" информационно-аналитического управления Ассоциации банков России Глеб Жижанов. Если есть подозрения относительно сохранности средств, то лучше самостоятельно перезвонить в банк по номеру, который указан на официальном сайте или в договоре.

Новости из связанных рубрик