Новости / апрель 2021
Сбер и "Ростелеком" вместе взялись за биометрию

Сбер и "Ростелеком" договорились о совместном развитии цифровых технологий идентификации, включая биометрию. Стороны подписали предварительное соглашение о намерениях, согласно которому на паритетных началах будет создано совместное предприятие - ООО "Цифровые технологии идентификации". Эксперты отмечают, что у совместного проекта есть все шансы стать ключевым игроком рынка удаленной идентификации.
Елизавета
Неупокоева
© ComNews
08.04.2021

Новое предприятие будет заниматься разработкой, развитием и тиражированием технологий идентификации для повышения уровня цифровизации в различных отраслях экономики. Стороны объединят усилия и экспертизу в этом направлении для ускорения перевода различных услуг в электронный вид. От более подробных комментариев в пресс-службе Сбера отказались.

"Поставленная президентом РФ цель цифровизации экономики обретает очертания. Я считаю, что целью создания такого союза выступает интенсификация работы единой биометрической системы (ЕБС) путем обеспечения безопасности передачи данных. В дальнейшем это, вероятно, будут проекты по анализу собранных данных, эффективному хранению и размещению. Сбербанк является крупнейшим банком страны, "Ростелеком" - провайдером. Их объединение создаст почву для ускоренного проникновения информационных баз. По планам властей в части биометрии называлась цифра в 70 млн профилей в течение двух лет. На мой взгляд, слишком оптимистичный сценарий", - отмечает аналитик "Фридом Финанса" Антон Скловец.

"Так как это союз Сбербанка и "Ростелекома", основным акционером которого является правительство РФ, то это позволит создать самого значимого игрока на рынке удаленной идентификации. В целом рынок биометрии можно оценить до $10 млрд", - подчеркивает Антон Скловец.

"По информации ЦБ, к концу 2020 г. данные в Единую биометрическую систему собирают менее 40% отделений банков. Большую роль играет географический фактор, из-за которого не все отделения российских банков оборудованы необходимыми системами для сбора и хранения биометрических данных. Отделения Сбера отличаются не только большой распределенностью, но и технической оснащенностью. Сотрудничество банка с "Ростелекомом" позволит качественно повысить работу по сбору данных для ЕБС. Поэтому это вполне ожидаемое решение, позволяющее популяризировать данный сервис, так как повышается доступность финансовых услуг для людей из отдаленных регионов, где выбор банков ограничен или вообще отсутствует, а также маломобильных групп граждан", - считает директор по технологиям Infosecurity a Softline company Никита Пинчук.

"Речь идет не столько о сборе биометрических образцов, сколько о тотальной популяризации оказания сервисов с использованием биометрической идентификации. Учитывая глобальное присутствие и экосистему Сбера, можно смело предположить увеличение объемов сервиса с использованием биометрической идентификации пользователя. Еще одним преимуществом биометрии для граждан является высокая точность идентификации пользователя, что позволит снизить риск мошеннических операций", - отмечает эксперт.

"Настоящее СП поможет развивать способы аутентификации пользователей, а также внедрять сложные криптографические алгоритмы для повышения защищенности данных. Для "Ростелекома" это не первый подобный проект, оператор уже обеспечивает связь биометрического идентификатора с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) госуслуг, для синхронизации персональных данных. У истоков компании стоят крупнейшие игроки рынка информационной безопасности, с высокой технической экспертизой и богатым опытом, поэтому у СП есть все шансы стать ключевым игроком на рынке идентификации и аутентификации", - считает Никита Пинчук.

"У экономистов есть так называемая производственная функция, у которой на входе - труд, капитал, научный потенциал, а на выходе - объем производства. Причем для некоторых видов таких функций, если одна переменная недостаточно велика, то другие увеличивать бесполезно - это не даст увеличения продукции. По-видимому, в цифровой экономике на входе - технологии, данные и вычислительные мощности. И если нет данных, то бесполезно развивать теорию или покупать суперкомпьютер - их не к чему применить. Данные сейчас есть у Сбера, трудолюбивые менеджеры которого собрали биометрию миллионов россиян в 14 тыс. отделений. Технологии идентификации есть у "Ростелекома". Возможно, они есть и у Сбера тоже, но, скорее всего, опыт внедрения решения в организациях у "Ростелекома" гораздо более длительный и широкий. Иными словами, "Ростелеком", по-видимому, имеет ясную перспективу - где внедрять биометрию. Сбер, разумеется, тоже видит области применения, но, честно говоря, лично я, сдав биометрию и попытавшись идентифицироваться в банкомате, успеха не достиг, и никто меня понуждать к успеху не стал. "Ростелеком", кроме того, явно стремится стать ведущим игроком индустрии кибербезопасности. Сбер такой активности вроде бы не проявляет. С другой стороны, никому, кроме Сбера, собрать данные не удалось. Для того чтобы на выходе производственной функции появились востребованные сервисы, нужны, с одной стороны, понимание спроса, которое есть у "Ростелекома", с другой - данные, которые есть у Сбера", - отмечает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.

"Ряд теоретиков полагают, что биометрия - это самая наглядная составляющая третьего этапа внедрения искусственного интеллекта, когда компьютеры начинают не только обрабатывать данные просмотров и кликов, чеков и баз данных, но и сами собирают данные и управляют их сбором. Летом был анонсирован ресторан KFC в Москве, который должен был узнавать посетителей - сдавших биометрию, - и обслуживать их без пластиковых карточек, смартфонов и наличных. Не могу поручиться, что он в самом деле заработал, но в Китае вроде бы такой же работает уже три года. Приложения биометрии в ретейле и транспорте очевидны - мы сможем, наконец, ездить "зайцами" - в беспилотных электробусах, разумеется, - и оплачивать покупку "Доширака" со вкусом курицы, просто глазея и облизываясь. Сбер прокредитует нам такую покупку, в течение микросекунды проанализировав данные так называемой поведенческой биометрии, которую соберет и передаст в облако умное видеонаблюдение. Чтобы глубокое обучение заработало и дало полезные результаты, данные должны быть "большими". Проще говоря, данные должны обеспечивать обучение на образцах на все мыслимые случаи жизни. В противном случае алгоритмам придется сочинять отсутствующие данные, а кому-то - проверять, правдоподобно ли у них вышло. Если же данные собраны, то проверять их не надо - они проверены жизнью", - подчеркивает Леонид Делицын.

"Первоочередная задача СП, скорее всего, - развитие электронного государства. Технологии готовы, но биометрические данные не собраны. Возможно, для дальновидных стратегов Сбера целью сбора биометрии на самом деле был вход на рынок сервисов для электронного государства. Судя по всему, компания намерена стать системообразующим игроком этого рынка, а остальные будут внедрять и продавать её решения", - считает Леонид Делицын.

"Глобальный рынок биометрии оценивают в $36,6 млрд, прогнозируя рост до $68,6 млрд к 2025 г. При этом каких-либо крупных публичных торгуемых на фондовом рынке компаний, специализирующихся только на биометрии, нет, специализированные игроки довольно невелики. Российскую долю глобального рынка биометрии J'Son & Partners оценивает в 1%, а значит, речь идет о 28 млрд руб.", - оценивает рынок Леонид Делицын.

"Сама идея развития цифровых технологий идентификации в период пандемии начала активно развиваться. У "Крок" уже есть многолетняя практика в решении задач с использованием инструментов биометрии и видеоаналитики. Например, в 2020 г. Мосгорсуд протестировал видеоаналитику для проведения дистанционного заседания суда: с помощью нейросетей человека в кадре идентифицируют в процессе онлайн-заседания, а при смене участника на экране судьи появляется индикатор", - отмечает руководитель направления "Цифровые процессы" ИТ-компании "Крок" Виктор Смирнов.

"Цифровые технологии идентификации применимы, безусловно, для финансовых организаций: они могут использовать, помимо двухфакторной идентификации пользователей, биометрию - идентификацию по голосу, лицу, отпечатку, - что значительно повышает уровень достоверности. При наличии таких данных о пользователе есть возможность предоставить ему удаленно намного больший перечень услуг, а также упростить сам процесс оказания услуги как для финансовой организации, так и для пользователя", - подчеркивает Виктор Смирнов.

"Однако сфера применения биометрии не ограничивается финансовой отраслью. К примеру, ретейл вполне может реализовать более высокий уровень доверия клиентам. К слову, в Москве есть один магазин крупной сети, в который посетитель, предварительно зарегистрировавшись в системе, просто приходит и забирает продукты. Система идентифицирует его, выбранные товары и автоматически списывает деньги со счета. Безусловно, такие технологии нуждаются в очень качественной настройке, чтобы исключить вероятность ошибки", - отмечает Виктор Смирнов.

Напомним, ЕБС, оператором которой является "Ростелеком", заработала в июне 2018 г. Россияне получили возможность открывать счета, вклады и получать кредиты с помощью идентификации через ЕБС и единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Наличие данных одновременно в двух системах заменяет гражданам паспорт. Изначально ЕБС была направленна на сбор информации и ее использование для идентификации пользователей финансовых услуг. А сдать данные в ЕБС можно было только в отделениях банков. С 1 января 2021 г. вступил в силу закон, расширяющий сферы применения ЕБС, а также позволяющий сдать биометрические данные в МФЦ. Теперь собирать информацию смогут не только банки, но также МФЦ и специальное приложение, которое разрабатывает оператор реестра ЕБС "Ростелеком" (см. новость ComNews от 10 марта 2021 г.). За два года власти рассчитывают увеличить количество записей в ЕБС до 70 млн с текущих 164 тыс., настаивая на удобстве системы для граждан. Цифра в 70 млн равна количеству подтвержденных профилей на портале госуслуг. Расширится и сфера применения ЕБС. На основе биометрии россияне смогут оплачивать "по лицу", проходить во время массовых мероприятий на стадионы, подписывать договоры с мобильными операторами, получать услуги нотариусов, дистанционно сдавать промежуточные экзамены в вузах.

Однако ровно половина россиян не поддерживают создание ЕБС. Такие данные в конце минувшего года привели эксперты аналитического центра НАФИ. Лишь 19% граждан уже разместили в ней свои данные. Треть опрошенных не смогли объяснить недоверие к системе (см. новость ComNews от 28 декабря 2020 г.).

Новости из связанных рубрик