Спустя год после создания СП "Платформа больших данных" ВТБ и "Ростелеком" утвердили стратегию развития, согласно которой планируется занять более 10% российского рынка сервисов на основе Big Data к 2025 г., а по отдельным сегментам, например в дистанционной оценке имущества, - занять более 40% рынка.

© ComNews
24.03.2021

Совместное предприятие ВТБ и "Ростелекома" "Платформа больших данных" (ПБД), созданное в марте 2020 г., утвердило стратегию развития до 2025 г. Согласно утвержденному документу, целью "Платформы больших данных" является создание лидера рынка в области сервисов на основе Big Data, в том числе за счет объединения уникальных массивов обезличенных данных, технологий и компетенций. При этом к 2025 г. планируется занять более 10% целевого рынка продуктов Big Data в России. "Платформа больших данных" в том числе намерена вывести на рынок платформы обмена Big Data, сервисы для дистанционной оценки имущества, новые сервисы для прогноза спроса, сервисы доступа к облачной инфраструктуре Big Data. В 2021 г. компания планирует запустить более 30 пилотных проектов с потенциальными клиентами.

Согласно стратегии, целевыми продуктами для "Платформы больших данных" являются платформы обмена Big Data, сервисы для дистанционной оценки имущества, новые сервисы для прогноза спроса и доступа к облачной инфраструктуре Big Data, проекты Big Data в области скоринга физических и юридических лиц, рекламного программатика, персонализации предложений и лидогенерации, геоаналитики.

Напомним, что в августе 2020 г. "Платформа больших данных" представила первую в России универсальную геоплатформу, которая c применением Big Data и технологий искусственного интеллекта позволяет прогнозировать спрос, потоки клиентов и другие факторы в конкретных локациях для принятия решений о расположении торговой точки, офисов, рекламных объектов, а также оценить инвестпривлекательность зданий и земельных участков.

В январе 2021 г. компания "Платформа больших данных" объявила о запуске первого в России сервиса по предоставлению специализированных массивов обезличенных Big Data. Сервис дает компаниям "полуфабрикат" обработанных и подготовленных специализированных векторных представлений Big data - Geo-embedding и может применяться для поиска оптимальных локаций для новых точек продаж, оценки потенциала и установления умных KPI в ранее открытых точках, оценки инвестиционной привлекательности проектов; позволяет специалистам data scientists даже без опыта в геоаналитике полноценно объединять полученные геоданные с уже применяющимися в компании.

"Перед нашей компанией "Платформа больших данных" стоит амбициозная задача - к 2025 г. занять лидерские позиции в области сервисов на основе Big Data. По оценкам экспертов, в 2025 г. объем целевого для компании рынка продуктов Big Data в России составит 34 млрд руб., "Платформа больших данных" планирует занять более 10% этого рынка. При этом по ряду сегментов наша доля будет значительно выше - например, в дистанционной оценке имущества мы рассчитываем занять более 40% рынка", - заявил глава совета директоров "Платформы больших данных", заместитель президента - председателя правления ВТБ Вадим Кулик.

"Мы делаем ставку на огромную синергию за счет объедения больших данных ПАО "Ростелеком" и ПАО "ВТБ". Технические решения Платформы на основе систем машинного обучения и искусственного интеллекта позволяют рассчитывать на скорый вывод на рынок различных востребованных продуктов. Данный подход показал высокую эффективность у наших зарубежных коллег, и мы рассчитываем повторить успех. При этом мы планируем активно развивать партнерское направление, предусматривающее использование наших продуктов, платформ и инфраструктуры другими организациями по сервисной модели", - заявил член совета директоров "Платформы больших данных", вице-президент по развитию бизнеса "Ростелекома" Александр Айвазов.

По словам представителя пресс-службы ВТБ, компания планирует выйти на самоокупаемость в 2023 г. "Мы рассчитываем, что годовая выручка в 2025 г. составит более 4 млрд руб., прибыль - более 1 млрд руб.", - рассказал генеральный директор "Платформы больших данных" Алексей Каштанов.

"Несмотря на пандемию, за год мы подготовили емкую и глубоко проработанную стратегию, которая, по сути, является конкретным операционным планом, предполагающий быстрый вывод технологий на рынок. Огромный потенциал компании подтверждается уже реализованными на практике проектами "Платформы больших данных". Например, еще в начале разработки стратегии мы поняли, что очень востребованными являются Big Data - сервисы в области геоаналитики, поэтому параллельно с подготовкой и утверждением стратегии мы уже в августе прошлого года запустили первую в России универсальную геоплатформу, а также новые продукты, так называемые полуфабрикаты Big Data для оценки и роста эффективности бизнеса", - заявил Вадим Кулик.

По сообщению представителя пресс-службы ВТБ, компания рассматривает возможность потенциальных сделок M&A: поглощение бизнесов, комплементарных для ПБД, а также инвестиций в крупные пакеты возможных будущих партнеров по Big Data.

"Рынок решений с применением Big Data в достаточной степени конкурентный по количеству компаний, стартапов и специалистов, предлагающих решения и услуги на базе Big Data. Но с учетом очень разной степени технических возможностей, проработанности, завершенности и бизнес-применимости этих предложений у рынка большой потенциал для вывода на него новых продуктов и бизнес-идей в совершенно разных областях. На рынке есть как компании с узкоспециализированными решениями, так и компании, предлагающие, с той или иной степенью полноты, экосистемные решения - например, экосистема сервисов Сбера", - рассказал архитектор данных "Цифровая лаборатория Softline" Дмитрий Каленцов.

Руководитель направления "Большие данные" компании "Техносерв" Денис Рыбченко отмечет, что сервис для дистанционной оценки имущества, которые планирует вывести на рынок "Платформа больших данных", новый для российского рынка. "Полагаю, что в нем будет заинтересован ряд партнеров банка. Кроме того, команды "Платформы больших данных" и банка имеют сильную экспертизу по созданию решений Computer Vision и значительные вычислительные мощности для нужд Data Science. Все это должно обеспечить успешную реализацию амбициозных целей. Основными конкурентами на рынке могут стать крупнейшие ИТ-компании и банки. Ключевой фактор достижения успеха состоит в правильном встраивании разрабатываемых продуктов в экосистему и в готовности их использовать", - рассказал Денис Рыбченко.

По словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, партнеры довольно аккуратны в прогнозах, они планируют занять более 10% рынка. "Новые рынки измерять сложно, но можно предположить, что рынок сервисов на основе больших данных в какой-то мере сопоставим с тем, что исследователи IDC называют рынком больших данных и бизнес-аналитики. На нем работают как ветераны, так и новые компании, но доля крупнейших ИТ-компаний довольно велика: доли таких компаний, как Microsoft, Oracle и SAP, оценивают в 10-13% рынка. Вполне можно предположить, что крупнейший российский оператор "Ростелеком" займет 10% российского рынка. В США телекомов среди крупнейших игроков этого рынка нет, но это связано, скорее, с колоссальными размерами ИТ-компаний, выросших в этой стране. Понятно, однако, что сообщение, в котором крупнейший в стране оператор широкополосного доступа и один из крупнейших банков замахиваются на 10% нового рынка, выглядит чрезмерно скромным. Поэтому надо было найти какую-нибудь нишу, куда партнеры зашли одними из первых. Можно найти и такую, где они вправе рассчитывать на 49,99% рынка, не привлекая внимание ФАС", - считает Леонид Делицын.

По его словам, рынок решений с применением Big Data выглядит как рынок бизнес-аналитики. "Все компании, которые хотят продолжать работать на этом рынке, предоставляют инструменты работы с большими данными, потому что большие клиенты обладают большой клиентской базой и соответствующих размеров данными о клиентах и их трансакциях. Дело в том, что сейчас часто говорят про Big Data, но подразумевают Data Science - то есть попросту применение статистики к данным. Это не одно и то же. Большие данные - это данные, которые "не помещаются в компьютер". Это, например, данные о трансакциях клиентов, которые совершаются в разных регионах через компьютер, смартфон, кассу и т.п., которых много и которые надо обрабатывать быстро. Для работы с ними нужны кластеры или облачные системы. А также, естественно, программное обеспечение. Для них придуманы специальные файловые системы, вроде HDFS, экосистемы инструментов Hadoop и Sparc, управление потоками при помощи Kafka и т.п. Авторы этих инструментов основали такие компании, как Databricks и Confluent, которые развивают коммерческие версии и сервисы и оцениваются уже в десятки миллиардов долларов. Многие решения, как коммерческие, так и бесплатные, предоставляются и российскими облачными провайдерами, в том числе и компаниями "Ростелекома". В сообщении компаний упоминаются сервисы доступа к облачной инфраструктуре Big Data - вот это и есть то, что обычно подразумевают под большими данными. Это рынок Big Data", - объясняет Леонид Делицын.

"Если мы возьмем за отправную точку оценку рынка больших данных и бизнес-аналитики от IDC, то исследователи оценивают объем рынка за 2019 г. в $189 млрд, а темпы прироста - в 12%. В ушедшем году темпы могли быть и выше, так что в текущем можно дать оценку и в $250 млрд. Используя типичные для нашей страны пропорции, можно оценить потенциал нашего рынка в 90 млрд руб. Столь большой рынок привлекает всех - "Яндекс", Сбер, операторов связи, интеграторов, не считая американские компании. Работать на нем будут они все. Вероятно, крупнейшие игроки действительно могут рассчитывать занять около 10% рынка", - рассказывает Леонид Делицын.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк считает, что ВТБ сможет реализовать свои конкурентные преимущества в дистанционной оценке имущества благодаря низкой конкуренции среди подобных сервисов и сильному бренду ВТБ, который позволит участникам рынка доверять произведенной оценке. "С учетом большого объема обезличенных Big Data и подготовленных специализированных векторных представлений Big Data - Geo-embedding будет достигнута высокая точность рыночной оценки. Помимо этого, будет анализироваться спрос, потоки клиентов и другие факторы", - говорит Евгений Миронюк.

По оценке аналитика, в России существует ряд разработчиков Big Data, но их имена неизвестны широкой общественности: Globus, SAPRUN, "СИАМ консалтинг" и др. Но при создании "Платформы больших данных", по словам Евгения Миронюка, ВТБ и "Ростелеком", вероятно, рассчитывают на создание подобия маркетплейса, представляющего сервисы, в которых используется Big Data. В этом направлении выделяется Лаборатория данных Сбера (Data Lab).

Новости из связанных рубрик