Компания Nexign (входит в "ИКС Холдинг") и оператор "МегаФон" завершили проект объединения биллинга всех восьми филиалов "МегаФона" на единой BSS-платформе и миграции в новую среду всех сегментов абонентской базы оператора. Среди стратегических целей проекта названы сокращение совокупной стоимости владения системой (TCO) на 20-30%, а также централизация и ускорение процесса запуска новых продуктов.
Елизавета
Неупокоева
© ComNews
18.03.2021

Проект стартовал в 2015 г. Новая BSS-платформа создавалась и внедрялась объединенной командой Nexign и "МегаФона". В ходе проекта семь биллинговых систем, использовавшихся в "МегаФоне", заменены на единое решение.

Миграция абонентов на новую платформу проводилась поэтапно, параллельно с эксплуатацией устаревших биллинговых решений до их полной замены. Благодаря совместным усилиям двух компаний миграция прошла незаметно для абонентов, причем при миграции B2X-сегмента учитывалась специфика и режим работы отдельных организаций.

Результатами проекта стали унификация процессов для всех филиалов, переход от региональной к единой общей службе эксплуатации и повышение ее эффективности, а также выравнивание портфеля продуктов во всех филиалах операторов при сохранении гибкости региональной ценовой политики. Кроме того, созданы объединенные контакт-центры с одинаковыми KPI обслуживания и стандартными маршрутами работы с обращениями, повышено качество обслуживания абонентов в регионах, где работает оператор, и сокращены в два-пять раз показатели времени вывода на рынок (TTM - time to market) для различных категорий продуктов.

Кроме внедрения единого биллинга, реализован ряд связанных с ним проектов. Первый проект - интеграция методики FastTrack для автоматизации процесса внедрения обновлений. В результате команда, отвечающая за него, стала тратить не больше двух недель на небольшие изменения ядра системы - процесс, который раньше занимал до года. Второй проект - создание фабрики микросервисов. Цель проекта - ускорение формирования партнерской экосистемы. С помощью этого инструмента "МегаФон" уже запустил более 100 новых бизнес-проектов. Третий проект - внедрение продуктового каталога, который выступает единой точкой создания и модификации продуктов и услуг "МегаФона". Продуктовый каталог имеет трехуровневую структуру. Два уровня уже запущены в эксплуатацию, а работа над третьим, который обеспечит быструю интеграцию с партнерами и каналами, завершится в 2021 г.

Технический директор Nexign Михаил Матюшин отметил, что на данный момент не может прокомментировать стоимость проекта. "Единый биллинг включал в себя не только замену семи биллинговых систем на единое решение, но и множество связанных с ним проектов, как крупных, так и мелких. Среди больших вех проекта можно назвать поэтапную миграцию всех сегментов абонентской базы, создание фабрики микросервисов и продуктового каталога. А все малые победы уже сложно вспомнить и перечислить. При этом проект развивался бесшовно для абонентов, процесс не отразился на качестве клиентского сервиса. С учетом масштабности проекта я бы сказал, что пять лет - это приемлемый срок", - считает Михаил Матюшин.

"Во внедрении мы применяли принцип Greenfield, что предполагало постепенную миграцию абонентов на новую платформу. После разработки основной части ядра системы мы запустили новые продажи, а затем осуществили постепенную миграцию всех сегментов абонентской базы. Финальным этапом проекта был вывод из эксплуатации legacy-систем. На протяжении всего проекта развитие архитектуры решения производилось с учетом актуальных потребностей бизнеса", - комментирует техдиректор Nexign.

"Важной задачей проекта было создание кросс-функциональной команды с общими целями. Это было непросто, ведь только от "МегаФона" в работу было вовлечено порядка 1,5 тыс. человек. Нам удалось наладить эффективное взаимодействие внутри команды, что позитивно сказалось на результатах проекта. Ряд сложностей был связан с необходимостью проводить миграцию абонентов на новую платформу и параллельно использовать устаревшие биллинговые решения до их полной замены. Благодаря разработанному совместно с "МегаФоном" подходу миграция B2C-абонентов не затронула клиентов. Дополнительные тарифные схемы заводились сразу в новый биллинг, а существующие переносились постепенно. А миграция B2X-сегмента проводилась с учетом специфики и режима работы отдельных организаций", - отмечает Михаил Матюшин.

"Единый биллинг" - это масштабный проект. Часть задач, которые мы решали в ходе него, обусловлены спецификой "МегаФона". Но вместе с тем нам было важно создать современную платформу, основанную на отраслевых стандартах; продукт, который мог бы поддержать трансформацию телеком-оператора в поставщика цифровых сервисов. И на мой взгляд, благодаря тесному сотрудничеству с "МегаФоном" нам это удалось", - подчеркивает Михаил Матюшин

"Начиная проект "Единый биллинг", мы ставили перед собой цели сократить время вывода продуктов на рынок, расходы на биллинг, повысить качество услуг. Проанализировав международный рынок биллинговых систем, мы не нашли решения, которое удовлетворяло бы всем нашим требованиям по надежности, стоимости и другим параметрам. Поэтому совместно с компанией Nexign, используя самые передовые технологии, мы разработали и реализовали совершенно новую систему. Завершив проект "Единый биллинг", мы заложили базу для долгосрочного технологического лидерства и подобных по масштабу проектов трансформации биллинговых систем пока не планируем", - отмечает директор по цифровым сервисам ПАО "МегаФон" Сергей Никифорец.

Что касается других операторов "большой четверки", то ПАО "МТС" использует с 2008 г. единую автоматизированную систему расчетов FORIS BSS/OSS, которая постоянно обновлялась и модернизировалась, пояснили в пресс-службе. В 2015 г. МТС приобрела это решение у разработчика, получив полный контроль над собственным биллингом.

Как отметили в пресс-службе Tele2, единая биллинговая система действительно имеет ряд преимуществ для федеральных операторов, однако нужно внимательно рассматривать ситуацию в каждой компании. В ряде случаев использование комплекса на основе распределенной архитектуры обладает большей отказоустойчивостью, позволяет лучше контролировать и распределять нагрузку на систему в целом. Разумеется, системы с распределенной архитектурой должны опираться на продуктовые решения, которые конвергентны и хорошо синхронизированы между собой. Такой подход представляется максимально эффективным.

"Отдельные биллинговые системы с течением времени обрастают особенностями администрирования, самописным кодом и разными подходами к внедрению новых услуг. Основной плюс единого биллинга - это возможность внедрять унифицированные услуги и тарифные предложения в рамках всей страны и единой командой специалистов, что значительно сокращает time to market. Основной минус - более высокие требования к производительности и хранению данных и отказоустойчивости: маловероятно перейти на единый биллинг, просто увеличив мощности "железа" в семь раз, - потребуются новые архитектурные решения и оптимизация инфраструктуры. Также при переходе на единый биллинг необходимо сохранить и возможность внедрять отличающиеся услуги и тарифные планы для отдельных регионов, которые соответствовали бы сложившимся особенностям запросов и потребностей абонентов", - отмечает начальник отдела развития телекоммуникационных решений компании "Техносерв" Роман Анкудинов.

"Единый биллинг, конечно, предпочтительнее в плане унификации, быстроты внедрения новых услуг. Если при переходе на него получится еще и сократить общие затраты на владение - лицензии, железо, работы, - то выбор будет очевиден", - подчеркивает Роман Анкудинов.

Новости из связанных рубрик