Выручка "Билайна" по итогам IV квартала 2020 г. снизилась на 2% год к году, EBITDA упал на 12%, сервисная выручка в мобильном сегменте снизилась на 4%. Однако приведенные показатели радуют оператора: ведь их падение замедлилось. Генеральный директор "ВымпелКома" нашел новый подход к многострадальной компании и обещает ко второй половине 2021 г. вывести финансовые показатели "Билайна" в плюс.
© ComNews
19.02.2021

Компания Veon в России (ПАО "ВымпелКом", бренд "Билайн") представила финансовые и операционные результаты за IV квартал 2020 г. Выручка компании снизилась на 2% год к году в IV квартале 2020 г., что значительно лучше результатов предыдущих кварталов, подчеркивают в "ВымпелКоме" (например, в III квартале было зафиксировано сокращение общей выручки на 7% год к году и на 10% - год к году во II квартале 2020 г.). Показатель EBITDA снизился на 12% год к году. Сервисная выручка в мобильном сегменте снизилась на 4% год к году, что тоже, как пояснил оператор, является улучшением относительно снижения на 10% год к году в III квартале 2020 г., в большей степени в результате сокращения выручки от международного роуминга на 41% год к году в связи с ограничениями на поездки и сокращения мигрантов в базе. Также на сервисную выручку повлияло снижение выручки от контентных сервисов на 31% год к году как результат предпринятых "Билайном" мер по борьбе с ненужными клиентам услугами контент-провайдеров.

Также на сервисную выручку повлияло снижение выручки от контентных сервисов на 31% год к году как результат предпринятых "Билайн" мер по борьбе с ненужными клиентам услугами контент-провайдеров. Реализация этих мер оказала положительное влияние на NPS и квартальный отток абонентов, который снизился на 2,3 п.п. год к году в IV квартале 2020 г. Без учета снижения выручки от роуминга и контентных сервисов сервисная выручка снизилась на 0,6% год к году в IV квартале 2020 г.

В фиксированном сегменте сервисная выручка выросла на 7% по итогам IV квартала 2020 г. Абонентская база клиентов ШПД в IV квартале 2020 г. увеличилась на 8%. В целом абонентская база оператора сократилась на 9% год к году.

Вчера, в ходе пресс-конференции, посвященной оглашению итогов года, из зала прозвучал вопрос, адресованный генеральному директору "ВымпелКома" Александру Торбахову: "Когда компания наконец достигнет дна и начнет выплывать?"

"Его мы уже достигли в мае 2020 г. По большинству показателей. Это был самый страшный месяц для "Билайна", когда его системные проблемы сложились с карантином", - ответил Александр Торбахов. "С тех пор мы прирастаем по всем основным показателям, но пока все еще находимся в отрицательной зоне. В середине этого года мы будем выше предыдущего по всем показателям. Более-менее по всем показателям в плюсе мы будем во второй половине 2021 г.", - пообещал генеральный директор компании.

2020 г. стал для "Билайна" годом значительных инвестиций в строительство инфраструктуры. Оператор увеличил количество базовых станций 4G на 25% год к году, развивая сеть не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах. Капитальные затраты без учета лицензий и капитализированной аренды (показатель Operational Capex) выросли на 33,5% год к году в IV квартале 2020 г. Соотношение капитальных затрат к выручке (показатель Capex Intensity) составило 27% - (это 74 млрд руб., как уточнил Александр Торбахов).

Главный финансовый директор "Билайна" Людмила Смирнова сказала корреспонденту ComNews, что планы "ВымпелКома" на 2021 г. не скромнее: наоборот, темпы строительства и объемы инвестиций в мобильную сеть компания планирует увеличить. "Но это строительство и фиксированной сети тоже, и вложения в ИТ-инфраструктуру", - пояснила она.

Исполнительный вице-президент "Билайна" по технике Валерий Шоржин рассказал, что "ВымпелКом" поме­нял опе­раци­он­ную мо­дель развития се­ти. Оператор отказался от аутсорсинга технических функций аренды, планирования, строительства сети и эксплуатации ключевых компонентов инфраструктуры от Huawei и Nokia. "Мы нашли силы признать, что это было нерационально, и изменить модель. Около 1600 человек мы забрали назад в "Билайн". Это сказалось на снижении аварийности сети. На 53% снизились инциденты с потерей связи на сети в 2Н20, - отметил Валерий Шоржин. - При этом сохранить хорошие отношения с партнерами удалось".

Он объяснил корреспонденту ComNews, что этот проект не про экономию: "Экономили в предыдущий раз, когда отдавали на аутсорсинг. Сейчас мы даже проинвестировали в закупку нового оборудования. Этот проект про скорость, про возможность строить больше, быстрее решать проблемы клиента".

Помимо прочего, "ВымпелКом" поменял подход к управлению компанией. "Раньше она в серьезной степени управлялась из Амстердама, из штаб-квартиры. А в России много функций было централизовано в Москве и регионах, - рассказал Александр Торбахов. - Сейчас кардинально изменена структура: все полномочия по управлению российским бизнесом переданы в штаб-квартиру в России, а она, в свою очередь, передала значительную часть полномочий на места. Мы сосредоточились на росте региональной экспертизы".

В новой стратегии "Билайна" клиент имеет первостепенное значение для оператора. "Нам некогда было раздумывать: нужно было в компании многое менять. Перемены были быстро сформулированы. Приоритет теперь отдается клиенту: он поставлен центром наших усилий. К сожалению, телеком не является образцом клиентоцентричности, поэтому мы решили, что будем играть на этом поле", - заявил Александр Торбахов.

Выручка от рекламных продуктов "ВымпелКома" пока еще меньше 1%. "Но эта цифра быстро растет и в будущем станет материальной для нас, - уверен генеральный диреткор компании. - Мы можем более точно таргетировать предложения для клиента. Уровень их отклика лучше, чем вы видите в исполнении компаний, не будем называть их по именам, потому что большие компании знают клиента примерно - может быть, примерно возраст и пол. Мы знаем клиента точнее, причем мы аккуратно относимся к персональным данным, но мы можем строить предположения, кому что нужно, гораздо лучше. Поэтому заказчик готов платить больше, чтобы абонентам не показывали колбасу, притом что они вегетарианцы. Сырые данные почти ничего не стоят".

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что снижение выручки на 2% в IV квартале, если и является улучшением в сравнении с предыдущими кварталами, то само по себе положительной динамикой не является. "Более того, по подсчетам Gartner, выручка глобального телекома по итогам 2020 г. снизилась лишь на 2%, таким образом, снижение сервисной выручки в мобильном сегменте на 4% год к году - это, в общем, вдвое хуже, чем средняя ситуация по планете. Сокращение выручки от контентных сервисов на 31% в результате борьбы с ненужным клиентам контентом напоминает о такой проблеме: российские телекомы, в отличие от американских, не превратились в TMT-холдинги -нужно ли это было делать - отдельный вопрос, - и востребованного контента у них немного. Снижение квартального оттока абонентов на 2,3 п.п. - это позитивная новость, вопрос лишь в том, какова величина оттока, а она у операторов в среднем высока, - комментирует Леонид Делицын. - Мы ожидаем определенного улучшения показателей в 2021 г., но надо иметь в виду, что в случае американских TMT-компаний свет в конце тоннеля видят только во внедрении 5G и новых интерактивных услуг на этой основе. Маловероятно, что в России операторский бизнес расцветет на каком-то другом фундаменте".

Новости из связанных рубрик