В I квартале 2021 г. предприниматели будут в пять раз чаще инвестировать в сайты своих компаний: после пандемии и самоизоляции сократились продажи по традиционным каналам, и многие представители бизнеса осознали необходимость перехода в онлайн. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
© ComNews
15.01.2021

Другие направления в цифровой сфере, по которым предприниматели планируют повышать расходы, - закупка интернет-рекламы, компьютерной техники и программного обеспечения. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.

Как сообщается в исследовании, по состоянию на конец 2020 г. только каждый 10-й представитель МСП (11%) планировал увеличение расходов своей компании в цифровой сфере. По сравнению с 2019 г. эта доля сократилась на 4 п.п.

Согласно результатам исследования, к инвестициям в цифровую сферу чаще всего склонны небольшие компании (11% против 3% в компаниях, в которых работает более 100 человек). Предприниматели, которые будут увеличивать расходы в цифровой сфере в ближайшее время, чаще всего планируют закупать рекламу на онлайн-площадках, приобретать компьютерную технику и обновлять программное обеспечение.

Как говориться в исследовании, за год в пять раз выросла доля предпринимателей, которые готовы вкладываться в развитие сайта компании.

"Одна из причин заключается в том, что в более крупных компаниях бизнес-процессы уже автоматизированы и расходы на IT достаточно велики. В период пандемии информационные технологии стали необходимы всем - в том числе и небольшим компаниям, для которых цифровизация раньше не была приоритетом", - комментирует результаты исследования директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова.

По ее словам, в пандемию абсолютное большинство компаний - особенно в сфере продаж и предоставления услуг - осознали необходимость перевода бизнеса в онлайн-формат. "Эффективный переход компании в онлайн в свою очередь невозможен без хорошо функционирующего сайта, ведь в цифровой реальности именно сайт становится "лицом" компании для потребителя. Он должен быть максимально понятным и привлекательным для потенциальных и уже существующих клиентов", - подчеркивает Людмила Спиридонова.

Директор Управления продаж продуктов и сервисов Softline Александр Рожков рассказывает, что перевод процессов в онлайн не обязательно сопряжен с крупными единовременными расходами, в том числе на разработку собственной платформы. "Сегодня для сегмента МСП доступно множество готовых сервисов и конструкторов для быстрого создания интернет-магазинов. Так называемая сервисная модель более привлекательна для МСП, поскольку ИТ-расходы будут распределены во времени. Речь идет о сервисах по созданию и сопровождению сайтов для электронной коммерции, роботизированного приема заявок от клиентов, анализа клиентских предпочтений по цифровым следам и т.д. Как правило, в рамках онлайн-бизнеса сокращаются расходы на ФОТ, на аренду, особенно если помещение находится в районе с высокой проходимостью, и содержание помещений, в том числе коммунальные платежи и электроэнергию. Также можно сэкономить на аренде помещения для склада, поскольку теперь оно может располагаться вдали от центра и без специальной геопривязки", - объясняет Александр Рожков.

По его словам, могут вырасти расходы на коммуникации с клиентами, цифровой маркетинг, поскольку переход в онлайн требует непрерывного улучшения пользовательского опыта и поддержки лояльности клиентов на высоком уровне. Александр Рожков отмечает, что результаты исследований в этой области показывают, что привлечение нового клиента обходится в пять раз дороже, чем его удержание.

"Будет правильно рассматривать период прогнозирования не на один квартал, а как минимум на один год. Это связано с тем, что период восстановления бизнеса от кризиса еще продолжается, а немного позже даст о себе знать еще и отложенный спрос на цифровые решения. В этом горизонте можно говорить о положительной динамике и массовой тенденции перевода бизнеса в онлайн. Ключевые драйверы для масштабного перевода: минимизация зависимости от ограничений, связанных с соблюдением требований по социальному дистанцированию - например, в ресторанном бизнесе это переход на онлайн-доставку, - отличные возможности для выхода на новые клиентские сегменты за счет цифровой рекламы, подключения к маркетплейсам глобальных игроков рынка, персонализации продуктов и услуг и т.д. Эксперты прогнозируют, что через два-три года эффективность бизнеса МСП, использующих цифровые технологии, как минимум на 20% будет выше, чем у тех, кто их не использует", - рассказывает Александр Рожков.

Эксперт говорит, что один из основных сдерживающих факторов для многих МСП - это очень высокий уровень конкуренции при ведении бизнеса в онлайне. Небольшим предприятиям очень сложно конкурировать с такими крупными игроками рынка, как Wildberries и OZON, которые могут себе позволить сгладить операционные издержки за счет эффекта масштаба.

Еще один значимый момент, по мнению Александра Рожкова, это необходимость организации быстрой и надежной логистики. "Сегодня покупатель привык, что доставка по онлайн-заказу, будь то товар или сервис, должна быть выполнена в кратчайшее время - часто в тот же день. Здесь важно использовать современные инструменты для онлайн-трекинга доставки. Недостаток цифровых навыков и отсутствие собственных ИТ-специалистов будут стимулировать МСП обращаться к предлагаемым на рынке готовым решениям и сервисам, в основе которых лежат высокоавтоматизированные бизнес-процессы на основе технологий RPA и ИИ, а также полезные опции, такие как хранение данных, облачные сервисы кибербезопасности и др.", - объясняет Александр Рожков.

Директор по стратегии и инновациям компании "Техносерв" Максим Гарусев убежден, что в большинстве случаев перевод бизнес-процессов в цифровую форму сокращает издержки. "Но это возможно только при условии, что при цифровизации владелец процесса вдумчиво подходит к внедрению автоматизации, ведь иначе - как в старой ИТ-пословице: при автоматизации хаоса получаем автоматизированный хаос. Плохо сконфигурированный и длинный чат-бот отвратит покупателей от заказа, непроработанный интерфейс витрины увеличит количество брошенных корзин с заказами, сложный процесс обработки заявок приведет к длительному ожиданию. Поэтому процесс цифровизации требует внимания, времени и инвестиций", - утверждает Максим Гарусев.

По словам специалиса, малый бизнес не очень активно осваивает виртуализацию продаж и оказания услуг. "Так, наше собственное исследование, проведенное "Техносерв Cloud", показало, что 32% компаний среднего и малого бизнеса не были готовы поддержать широкомасштабный и резкий переход к удаленной работе из дома, вызванный мерами по борьбе с COVID-19. Это означает, что, несмотря на понимание необходимости, культуры цифрового производства в компаниях еще нет. Понятно, что вместе с распространением эпидемии перевод процессов в онлайн усилился, у малых и средних компаний заметно возрос спрос на облачные услуги как платформу для реализации своих бизнес-приложений. По нашим данным, до 83% респондентов допустили, что их компании будут продолжать применять практику удаленной работы и после снятия ограничений", - утверждает Максим Гарусев.

По его мнению, перевод бизнеса в онлайн требует выделения средств на развитие, а также углубления цифровой культуры. "А в текущих пандемийных экономических условиях малый бизнес и большая часть среднего работают с очень невысокой рентабельностью и, как правило, не готовы выделять средства на цифровые эксперименты. К тому же по своим процессам онлайн-продажи сильно отличаются от традиционных офлайн-продаж, поэтому от компании требуется определенная адаптация, например нужно учитывать круглосуточный режим работы в онлайне. Кроме того, необходимо создание контента и формализация многих вопросов, которые при традиционном ведении бизнеса зачастую просто не учитываются", - считает Максим Гарусев.

Исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павел Сварник объясняет, что переход малого и среднего бизнеса в онлайн - тенденция многолетняя и довольно очевидная. "Сейчас важно понимать, что аудитории недостаточно лендинга или простого сайта - надо стремиться делать пользовательский портал с исчерпывающей информацией о товарах и услугах, а также с возможностью делать заказ и отслеживать его статус. Как следствие, он должен быть интегрирован с различными внешними системами, в том числе с системами оплаты. Существующие барьеры при запуске маркетплейсов или тех же интернет-магазинов находятся не в разрезе технологий, а скорее в ментальной, организационной, финансовой плоскостях", - считает Павел Сварник.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк говорит, что пандемия стала основным драйвером перевода существенной части бизнес-процессов в онлайн. "Это объясняется улучшением перспектив бизнеса после внедрения цифровых решений. Что касается показателей публичных компаний, цифровизация процессов значительно улучшает форвардные мультипликаторы, которые закладываются в оценочные модели. Отсутствие необходимости поддержания большого штата в большинстве случаев и меньшие издержки влияют на лучшую, чем у конкурентов, не уделяющих значительное внимание переводу процессов в онлайн, маржинальность", - отметил Евгений Миронюк.

Что касается сокращения издержек, то, по мнению эксперта, присутствует нелинейная взаимосвязь. "На начальном этапе издержки могут оказаться существенными, а результат не всегда соответствует ожиданиям. В последствии при отладке новых цифровых бизнес-процессов, на что может потребоваться от нескольких недель до нескольких лет, организации значительно повышают эффективность работы, что сказывается и на операционных, и на финансовых показателях", - сообщает Евгений Миронюк.

Новости из связанных рубрик