Юлия
Мельникова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
11.01.2021

Каким бы трагичным ни был 2020 год, очевидно, что пандемия COVID-19 подстегнула развитие цифровых технологий. Можно долго перечислять технологические новшества, которые за прошедший год на гражданах России опробовало федеральное правительство и местные власти: цифровые пропуска, дистанционное обучение, "Социальный мониторинг" и прочие. Вопрос лишь в том, о здоровье ли россиян беспокоились чиновники.

"Ковидный" год начался в России с испытания на людях "цифровых пропусков" с массовой рассылкой штрафов, продолжился тестированием нервной системы преподавателей, родителей и учеников с помощью дистанционного обучения. Апогеем года 2020 стала программа "Социальный мониторинг", призванная следить за больными коронавирусом и внедренная в Москве.

Корреспондент ComNews, побыв подопытной мышкой, а также опросив собратьев по несчастью, готов поделиться наблюдениями с читателями. Приложение "Социальный мониторинг", разработанное Департаментом информационных технологий (ДИТ) города Москвы, прячется за ширмой заботы об окружающих: больные сидят дома 14 дней, что исключает их контакты в общественных местах.

3 апреля 2020 года ДИТ Москвы сделал подарок больным COVID-19: в этот день для тех из них, кто не попал в больницу и лечится дома, заработало приложение "Социальный мониторинг". Использование приложения превращается в квест - пройти его без штрафов под силу не каждому. Об обязанности установить приложение в течение суток с момента подписания согласия (или предписания) на изоляцию больной узнает из этого документа - приносит его доктор из районной поликлиники.

Надо быть осторожным: врач о такой обязанности может не предупредить (и не предупредил). И, несмотря на плохое самочувствие, необходимо дочитать согласие на двух страницах. В "инструкции" к приложению сказано, что будут приходить напоминания об установке, и, если после таковых все-таки не установить софт на мобильное устройство - жди штраф. Уведомления о необходимости установить "Социальный мониторинг" на самом деле могут не приходить (и не приходили). На сайте ДИТ Москвы сказано: "С этого момента (подписания согласия) в течение 24 часов вам необходимо установить приложение "Социальный мониторинг" и пройти регистрацию. Все контролируется автоматически. Если вы нарушите этот срок, автоматически получите штраф (4000 рублей)".

При установке сервис требует подтвердить номер телефона, дать доступ к геолокации и сделать фото. После этого приложение начинает слежку за местонахождением пользователя. Осторожно: проверяйте наличие сотовой или Wi-Fi-сети. "Держите телефон при себе и следите за уведомлениями", - содержит предупреждения страничка на сайте ДИТ. А также рекомендацию не забывать заряжать телефон и не отключать звук.

Забота о больном начинается немедленно: весь период изоляции приложение бомбардирует больного уведомлениями с требованием сделать селфи (на фоне домашнего интерьера). Такие запросы приходят три-четыре раза в день в разное время, и не позже чем через час необходимо отправить "селфи". Звук данных уведомлений тихий - такой, который издает обычное приложение. Поэтому попытка больного устроить в обед тихий час или утром поспать дольше положенного (временной интервал прихода уведомлений - с 9:00 до 22:00) карается штрафом. Помимо уведомления приходит SMS (звук которого также тише, чем, например, в WhatsApp). Внимание: как только услышите сигнал - немедленно сделайте фото, даже если вы разговариваете по телефону и думаете: договорю и сделаю заветное фото - вы можете об этом просто забыть (а измученный коронавирусом человек - тем более). Снова штраф. И да, не прекращайте проверять приложение - вам нужно постоянно помнить, что вы могли отойти от гаджета, пропустить сигнал и получить штраф.

Кроме "приветов" от приложения домашнему пациенту каждый день звонит оператор городской линии Минздрава России с вопросами о симптомах и температуре. Больной непременно оценит звонок в субботу в 9:00 и на вопрос: "Какая у вас температура сегодня", - честно ответит: "Не знаю, я сплю". После чего сам себе задаст печальный вопрос: "А как же "сон лечит" и "больному нужен покой"? Почему я должен 14 дней чахнуть над гаджетом и нервно просыпаться на заре с мыслью, не проспал ли уведомление от приложения?"

Забота о больном, по правде, начинается еще до установки приложения. Корреспондент ComNews попытался вызвать врача на дом, сообщив значение высокой температуры. Услышав приглашение дойти до поликлиники, уточнил, что, кроме того, отсутствует обоняние. В ответ все то же непреклонное: "Все равно идите на прием в поликлинику сами". В этом абсурд цифрового приложения - если ты "попал" на положительный тест (в ряде случаев ложно положительный) - получи слежку. Мол, нельзя выходить и заражать сограждан (что, конечно, правильно). Но если ты прямо говоришь, что нет обоняния, но теста еще не делал, никого это "не колышет". Это главное доказательство, что приложение создано для поборов с населения, а не для заботы о нем. Ведь если бы это было не так - человеческие ресурсы, выделенные на ежедневный обзвон тысяч заболевших, были бы направлены на то, чтобы прийти к больному и взять мазок (для этого даже не нужно иметь диплом врача). Зато после того, как корреспондент заказал доставку на дом "набора для сдачи биоматериала" и платно сдал мазок, врач приходил три раза: зафиксировать пациента (на тот момент он уже, к слову, был здоров), сфотографировать его, чтобы установить слежку камер наружного наблюдения, и взять повторный анализ.

Поскольку на тот момент медицинская помощь пациенту была уже не нужна, а все три визита предназначались лишь для того, чтобы обеспечить последующий контроль, встает вопрос о необходимости всей новомодной цифровой системы. Медицинских специалистов хватает лишь на то, чтобы обеспечивать цифровую машину по сбору штрафов.

Количество заболевших множится с каждым днем, и "Социальный мониторинг" не способен это остановить: пока человека к нему подключат, он уже ходит больной и несет заразу в массы. Кроме того, согласно личному, пусть и с небольшой выборкой, опросу корреспондента, большая часть заболевших не учтены в системе. Они либо не сдают тесты и ходят в магазин, на работу ("а кто будет семью кормить"), либо сдают экспресс-тест, данные от которого не передаются в Роспотребнадзор, и тоже ходят на работу и водят в сад детей. Может быть, все-таки лучше без "Социального мониторинга"? Тогда врачи станут ходить к больным, реально нуждающимся в данный момент в помощи. И это спасет кому-то жизнь, но, бесспорно, уменьшит наполнение городского бюджета.

В декабре 2020 года на онлайн-конференции под названием "Итоги цифровизации в Московской области в 2020 году" организаторы мероприятия представили пилотный проект робота-"Светланы", который принимает вызовы на дом. В эфир поставили запись разговора робота с пациентом. "Светлана" удивила: она отлично имитировала речь живого человека, используя такие слова как "так", "хорошо". По итогу этого диалога стало ясно: робот "Светлана" оказался человечнее настоящего человека. Он принял вызов на дом, опираясь на слова "температура", "горло" и прочие симптомы, без указания величины температуры. Такие симптомы могут быть характерны для любого острого вирусного и даже респираторного заболевания, а температура могла быть невысокой. По факту того, что "Светлана", как заявили презентаторы, обработала и приняла 30-35% поступивших вызовов, можно сделать вывод, что, помимо "Социального мониторинга", получить помощь больному COVID-19 может помешать "Светлана". Таким образом, врачи потратят часть времени на обход принятых "Светланой" вызовов (часть из этих пациентов наверняка реально нуждаются в срочной помощи), а часть - на обход тех, кого нужно сфотографировать для последующей пеленгации с помощью камер наблюдения. Итог - медицинские ресурсы выделены на слежку, а не на помощь больным COVID-19. И вместо помощи пациенты вновь получают штрафы.

В начале использования приложение "Социальный мониторинг" вызвало множество нареканий. Главная претензия - необоснованные штрафы в 4000 руб. каждый за нарушение режима самоизоляции - реальное или мнимое. Штрафуют либо за неотправленное в течение часа селфи, либо если геолокация показывает, будто больной вышел на улицу. Спустя 1,5 месяца после выхода приложения в свет в системе было зарегистрировано 60 тыс. пользователей, а штрафов было выписано 54 тыс., на общую сумму 200 млн руб. Штрафы приходили не только тем, у кого возникли технические неполадки с приложением, но и тем, кто вообще не болел коронавирусом и не должен был скачивать приложение. В ноябре 2020 года представитель ДИТ сообщил, что "Социальный мониторинг" стал удобнее и практически не вызывает жалоб у москвичей. Однако в декабре 2020 года люди все еще продолжают получать необоснованные штрафы. Об этом корреспонденту ComNews рассказывают его знакомые "подопытные мыши". Штрафы приходят и по иным причинам. Например, если у человека не было технической возможности установить приложение и он попросил, как того требуют правила, предоставить ему "государственный" гаджет. Такое устройство ему не несли несколько дней, зато штраф пришел. Есть случай, когда устройство не предоставляют уже 13 дней с момента запроса. О количестве штрафов за это время пока не известно. Возможно, власти рассчитывают, что измученные болезнью и к тому же необходимостью постоянно быть на связи с приложением москвичи не станут тратить нервы и остаток сил на оспаривание штрафов, просто пополняя казну. О количестве обращений по поводу выписанных штрафов свидетельствует и попытка позвонить на горячую линию приложения: робот в начале разговора предлагает нажать кнопку для прослушивания интересующей информации - за вопрос относительно возможности обжалования штрафов ответственна "двойка".

В итоге для обывателей вывод напрашивается один: если есть возможность избежать установки приложения "Социальный мониторинг", нужно смело ее использовать. Тогда можно обойтись без нервов и штрафов, а главное - позволить организму победить болезнь, обеспечив длительный сон и покой. Также это позволит не думать по поводу дальнейшего использования персональных данных: на официальный запрос корреспондента ComNews как физического лица через сайт ДИТ Москвы, а также в техподдержку приложения о предоставлении подтверждения, что после окончания самоизоляции запрошенные персональные данные удалены, ответ так и не поступил.

Цифровые пропуска, "Социальный мониторинг", какое следующее цифровое решение будет поставлено на службу государства? Американские специалисты разработали нейросеть, способную определить коронавирус по звуку кашля для первичной диагностики пациентов. Российская группа ученых тоже разработала технологию, которая распознает больных COVID-19 по кашлю - однако эта система разработана для "отлова" больных в аэропортах, автобусах, поездах, на вокзалах, в магазинах, аптеках и других местах скопления людей. Не получилось бы так, что цифровые технологии окончательно станут в руках государственных органов не удобными средствами для быстрой и адресной помощи людям, а репрессивными инструментами.