Во время крупнейшего мероприятия о цифровизации ритейла X5 Tech Future Night участники рынка обсудили будущее рынка еды и стратегии, которые выбирают лидеры.

© ComNews
15.12.2020

Бурный рост онлайн-продаж, спровоцированный не в последнюю очередь ограничениями в связи с пандемией, активное развитие цифровых технологий, все это ставит лидеров рынка ритейла перед выбором, какую стратегию выбрать, чтобы укрепить свое лидерство и оказаться максимально эффективным.

Исполнительный директор Goldman Sachs Россия Дмитрий Костов и генеральный директор AliExpress Россия Дмитрий Сергеев обсудили на Х5Tech Future Night, как выглядит эффективная стратегия лидера, как меняется ландшафт российского бизнеса с появлением и развитием крупных экосистем и как оценивать крупные компании, внутри которых развиваются новые бизнесы. В роли модератора дискуссии выступил директор по стратегии и развитию бизнеса Х5 Retail Group Владимир Салахутдинов.


"Сейчас мы все находимся в ситуации, когда ищем правильную модель, строим новый тип отношений с клиентом в цифровой реальности. И также учимся оценивать эти бизнесы, понимать их реальную стоимость и ценность для компании. Но ценность возникает тогда, когда мы объединяем всю цепочку стоимости и находим очень интересные, новые модели построения бизнеса", - отметил Владимир Салахутдинов.

Он также заявил, что вопросы цифровой части бизнеса Х5 - это не просто сторонняя инициатива, это уже фактически элемент основного бизнеса, которому уделяется особое внимание.

Как отметил Дмитрий Костов, российский рынок в восприятии глобальных клиентов менее известен по сравнению с другими, поэтому требования к российским компаниям со стороны глобальных инвесторов гораздо выше. "Вот почему, чтобы провести успешную сделку российским компаниям нужно делать намного больше, чем их зарубежным аналогам", - рассказал Дмитрий Костов. И примеры таких успешных компаний на нашем рынке, по его мнению, есть.

Костов заметил, что в целом рынок российских публичных акций недооценен по сравнению с глобальными развитыми или растущими рынками. Но это не значит, что долгосрочные стратегии в России не работают. "Инвесторы в технологические компании в России наблюдают за тем, как развивается рынок в долгосрочной перспективе, а также стремятся занять на нем значимую долю", - сообщил Костов.

По мнению генерального директора AliExpress Россия Дмитрия Сергеева, российские игроки, достигшие определенного масштаба, гораздо сильнее защищены от дисрапции. На других рынках быстрее и проще сделать аналоги. Кроме того, как он подчеркнул, на российском рынке e-commerce еще огромный потенциал, поскольку его проникновение все еще достаточно мало.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что максимальным потенциалом все же обладают те компании, которые сочетают в себе офлайн-инфраструктуру и онлайн-компетенции, но только в том случае, когда это операционно оправдано и эффективно. И даже, если развитие онлайн-направлений в текущий момент времени может быть экономически не оправдано, крупные компании в конечном итоге только выиграют от этого. Ведь они могут оптимизировать свои расходы по другим статьям и достигать максимальной выгоды в онлайне.

Приглашенным гостем Х5 Future Night стал ученый и фуд-футуролог доктор Ирвин Адам Эйдельнант, который представил собственное видение будущего еды. Он рассказал о новшествах в сельском хозяйстве и как эта сфера поможет избежать глобального потепления, он также подчеркнул важность процесса автоматизации в сельском хозяйстве. По его словам, обеденный стол превратился сегодня в перекресток еды, технологий и выбора.

"Продуктовый магазин будущего – этот то место, где учитывается все, что необходимо его пользователям. Сейчас мы стоим на этапе развития диетологии, в котором каждому человеку можно будет предложить персонализированный рацион, учитывающий его индивидуальные генетические потребности. Анализ данных в этом сегменте рынка может не только помочь предусмотреть потребности покупателя, но и предотвратить генетические заболевания", - рассказал Ирвин Адам Эйдельнант.

В рамках дискуссии "Как технологии нас кормят и будет ли нам это нравиться" лидеры рынка обсудили новые модели потребления и персонализации предложения, влиянии инновационных технологий на рынок фудтеха и трендах его развития в перспективе ближайших лет.


Управляющий директор Х5 FoodTech Владимир Холязников подчеркнул, что пандемия ускорила тренды, которые уже были на рынке, в частности онлайн-заказ продуктов. При этом, по его словам, офлайн-рынок никуда не исчезнет.

Генеральный директор Яндекс.Лавки Илья Красильщик не согласился с Владимиром Холязниковым, так как считает, что поведенческие паттерны потребителей меняются со временем и в будущем онлайн-рынок потеснит офлайн.

Управляющий директор онлайн-гипермаркета "Перекрёсток Впрок" Леонид Довладбегян рассказал, что у потребителя продуктов питания есть две стратегии "закупка впрок" и "съесть сейчас". Современные сервисы онлайн также, как и сервисы офлайн ранее призваны удовлетворить эти потребности.

Во время экспертного баттла "Потребитель на ладони: за и против" участники поговорили о Big Data и технологиях искусственного интеллекта, позволяющих сегодня узнать предпочтения покупателя и спрогнозировать, какие продукты и на каких условиях лучше ему предложить.

Экс-директор по моделированию и анализу данных X5 Retail Group Валерий Бабушкин подчеркнул, что данные о пользователях собирались и ранее. Страхи перед сбором информации о потребительском поведении клиента беспочвенны и скорее похожи на страхи перед чем-то новым.

Вице-президент, профессор НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян считает, что, оставляя свой цифровой след, потребитель платит за удобство своего существования в цифровой экосистеме. "Эта ситуация является выигрышной для обоих сторон", - говорит Игорь Агамирзян.

В завершение мероприятия в рамках экспертного баттла "Помидор с геном рыбы или ешь натуральное" эксперты обсудили может ли генно-модифицированная еда быть полезнее натуральной, а способ ее производства – экологичнее.

Директор по развитию фермерского направления "Азбуки вкуса" Борис Акимов выступил против использования продуктов, содержащих ГМО. По его словам, даже чисто с экономической точки зрения это часто не выгодно.

Доктор биологических наук, профессор, член Academia Europaea, вице-президент по биомедицинским исследованиям Сколтеха Михаил Гельфанд подчеркнул, что часто производитель использует приписку "без ГМО" на упаковке только для рекламных целей. Однако, по его мнению, вопрос выгоды применения технологий ГМО для фермерских хозяйств еще предстоит изучить.

Х5Tech Future Night проходил в прямом эфире, однако запись мероприятия сохранена на сайте мероприятия. Мероприятие проводится Х5 каждый год.

Новости из связанных рубрик