Анастасия
Самсонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
07.12.2020

"Мобильное рабство" в России, может, и побеждено - но "мобильное крепостное право" никуда не делось. Даже новый законопроект, который Минцифры представило на прошлой неделе, предлагает сократить сроки переноса мобильного номера до двух-трех часов, но по-прежнему не требует от сотовых операторов переносить телефонные номера в границах всей России. "Мобильное крепостное право" в РФ будет оставаться до тех пор, пока абонент имеет возможность менять поставщика услуг беспроводной связи только в пределах одного региона страны.

Согласно новому законопроекту, операторы сотовой связи обязаны переносить номера по просьбе абонентов в четко установленные сроки: в течение двух часов с момента запроса - для физлиц и трех часов - для юрлиц. Но все это касается переноса мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP) только внутри каждого субъекта Федерации.

Однако для того, чтобы действительно искоренить мобильное крепостное право, а не просто говорить об этом, MNP нужно реализовать в масштабах всего государства Российского. Огромное количество граждан страны работают вахтовым методом, временно уезжая на заработки в соседние регионы, или перебираются из меньших городов в более крупные на постоянное жительство. Но оказавшись в другом регионе, россияне не могут выбрать себе нового оператора связи - у которого там лучше покрытие или лучше тарифы: несмотря на декларативное освобождение от "мобильного рабства", перевести мобильный номер от одного оператора к другому с сохранением негеографического DEF-кода (это первые три цифры в номере) можно только внутри одного субъекта Федерации. При переезде, например, из Новосибирска в Москву абонент по-прежнему вынужден менять номер телефона. Это создает дополнительный барьер для переселения граждан по стране и напоминает проблемы крепостных крестьян, которые не могли покинуть деревню без разрешения барина.

Задачу отменить "мобильное рабство" ставил еще во время своего президентства Дмитрий Медведев. Знамя подняли почти десятилетие назад. Закон, который закрепил в России принцип MNP, принят в 2013 году. Но на практике операторы такую "вольную" дают долго и неохотно. Дела о переносе номеров доходили даже до судов. Де-юре операторы могут переводить клиента к другому сотовому оператору по полгода, и абонентов это раздражает.

Когда запуск MNP в России еще только обсуждался, российские сотовые операторы хором говорили, что опция не будет востребована у абонентов. Однако практика показала, что подписчики часто прибегают к этой услуге. На прошлой неделе Россвязь отчиталась, что суммарное количество запросов на перенос мобильных номеров в России достигло 42 млн. Получается, что об MNP попросил каждый третий россиянин трудоспособного возраста и старше. Операторам такая услуга приносит хлопоты и расходы, но не дает прибыли, поэтому в масштабах всей России они заниматься этим попросту не хотят. Чиновники убедили сами себя, что побороли "мобильное рабство", и не пытаются решить реальные проблемы абонентов. Но граждане страны побежденного "мобильного рабства" по сей день вынуждены покупать новые SIM-карты и менять номера, приезжая на время либо переселяясь в Москву, другие города-миллионники или в иной населенный пункт другого региона.

"Мобильное рабство" - не единственная проблема на рынке услуг телефонной связи. Не менее важен перенос стационарного номера телефона: и для физлиц - при переезде внутри одного города или в другой населенный пункт, и для бизнеса - при смене локации офиса. И люди, и компании при переезде хотят сохранить прежние номера домашних или офисных телефонов, которые хорошо знают друзья-родственники или деловые партнеры - но пока не могут этого сделать.

Возможность перенести мобильный и стационарный телефонный номер из сети одного оператора к другому усиливает конкуренцию и, как следствие, заставляет провайдеров услуг связи улучшать сервис. Иными словами, от MNP и FNP (Fixed Number Portability) выигрывает абонент.

Операторы предсказуемо говорят, что требования министерства невозможно выполнить технически. На самом деле они лукавят - дать "мобильную вольную" россиянам очень просто. Если телефонные станции на мобильной или проводной сети являются цифровыми (а аналоговые АТС если и остались, то на фиксированных сетях в "медвежьих углах"), то перенос номера делается простым перепрограммированием. Ведение базы данных перенесенных мобильных номеров (в границах всей России) и стационарных телефонов можно поручить Центральному НИИ связи (ЦНИИС), который ведет эту базу с момента старта MNP в 2013 году.

ЦНИИС находится в ведении Россвязи, которая с января 2021 года прекращает существование, а все ее функции передаются в Минцифры. Поэтому у министерства сейчас вдвойне хороший момент для того, чтобы сразу показать активность на этом фронте, ликвидировав и "мобильное крепостное право", и "проводное рабство" в России.