Сбер в 2021 г. запустит суперприложение и мультикатегорийный маркетплейс на базе "СберМаркета". Об этом сообщил на онлайн-презентации, организованной Сбербанком в рамках "Дня инвестора", первый зампредседателя правления Сбербанка Лев Хасис. Аналитики считают, что в тройку лидеров e-com в России за два года Сберу войти не удастся. 
© ComNews
02.12.2020

В понедельник, 30 ноября, топ-менеджеры Сбера рассказали о новой стратегии группы на ближайшие три года. "Стратегию 2023" в начале прошлого месяца утвердил новый наблюдательный совет Сбера. Группа сделала ставку на рынок электронной коммерции. Лев Хасис, выступая на "Дне инвестора", анонсировал запуск в 2021 г. суперприложения и "мультикатегорийного" маркетплейса: "Мы не начинаем с нуля. У нас есть бесценный опыт с "Беру" (ранее "Яндекс" и Сбербанк были совладельцами компании, но после раздела активов маркетплейс достался интернет-холдингу - прим. ComNews). "СберМаркет" уже стал одним из лидеров рынка с оборотом в 3 млрд руб. в месяц и вырос на 20% к октябрю. Мы приняли решение выкупить мажоритарную долю в "СберМаркете". Сумма инвестиций составит 12 млрд руб. Существенная часть средств пойдет на его развитие".

Контуры сделки, говорит аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов, в особенности то, что Лев Хасис лично инвестировал деньги в "СберМаркет" (бывший Instamart), наводят на мысль, что значительная часть средств от выкупа проекта Сбером пойдет на компенсации ранним инвесторам. В выступлении на "Дне инвестора" Хасис рассказал, что инвестиции пойдут по схеме cash-in and cash-out - с отводом средств из проекта. "Это легальная и понятная сделка. И она означает, что финальная сумма, вложенная в развитие "СберМаркета", будет меньше, - говорит Валерий Емельянов. - Немногим больше половины, или 7-9 млрд руб. Для сравнения, один только складской комплекс у Wildberries в Подмосковье стоит 12,5 млрд руб.".

По мнению аналитика "Фридом Финанса", сейчас позиции "СберМаркета" на рынке доставки товаров неустойчивые: 3 млрд руб. в месяц выручки Сбера теряются на фоне 15 млрд руб. оборота у Ozon, 20 млрд руб. у "Яндекс.Маркета" и 30 млрд руб. у Wildberries. При этом конкуренты Сбера продолжают расти темпами в десятки процентов в месяц. "Угнаться за ними "СберМаркету" будет чрезвычайно непросто, - уверен Валерий Емельянов. - Основная база его поставщиков - всего три магазина: ретейлеры "Ашан", Metro и "Дочки-сыночки". У ведущих конкурентов их сотни, включая крупных сетевиков".

Конкуренты Сбера в сфере ретейла на запрос ComNews о комментариях не ответили.

Как считает аналитик "Велес Капитала" Артем Михайлин, цель в e-com у Сбера весьма амбициозная. По словам президента и председателя правления ПАО "Сбербанк" Германа Грефа, к 2023 г. группа планирует войти в топ-3 игроков на российском рынке электронной коммерции.

"Сейчас топ-3, если не считать трансграничной торговли, занимают старожилы рынка Wildberries, Ozon и "Ситилинк". Быстро наращивает рыночную долю и "Яндекс.Маркет". AliExpress также быстро растет на местном рынке, даже если брать только продажи внутри страны, исключая трансграничные. Из приведенных игроков, пожалуй, только "Ситилинк" - в полной мере монокатегорийный игрок с фокусом на электронику, а остальные развиваются в различных категориях. Маркетплейс строят Ozon, "Яндекс.Маркет", AliExpress и Wildberries, - перечисляет Артем Михайлин. - Wildberries и Ozon - уже лидеры с точки зрения инфраструктуры и доставки на последней миле. Таким образом, конкурентов в этой области у Сбера достаточно, и каждая из этих компаний претендует на первенство через два года".

В целом мультикатегорийные маркетплейсы растут быстрее монокатегорийных игроков за счет широкого ассортимента и возможности быстро расширить количество доступных товаров. Финансовые аналитики уверены: если Сбер планирует начать строительство подобного "лидера рынка" с нуля, то вхождение в топ-3 всего за пару лет маловероятно. "На моей памяти, это еще никому не удалось сделать так быстро, - говорит Артем Михайлин. - Несомненно, для строительства такой компании потребуются значительные средства, так как будет необходимо инвестировать в фулфилмент (комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки - прим. ComNews) и логистику, а это дорого". По подсчетам экспертов, 12 млрд руб. для построения лидера рынка не хватит.

"Возможно, тут дело в методике расчетов, и Сбер считает позицию на рынке с учетом сервиса доставки продуктов, но даже так это весьма амбициозные цели", - подытожил аналитик "Велес Капитала".