Александр
Ануфриенко

директор по R&D, Национальный центр информатизации ГК "Ростех"
© ComNews
23.11.2020

Как повысить оперативную эффективность компании? В условиях жесткой глобальной конкуренции многие игроки рынка фокусируются на этой задаче, видя в ней главный инструмент для роста конкурентоспособности. Однако в этом случае возникает риск недостаточного внимания к вопросам стратегического развития, что в горизонте 10-15 лет может привести к кризису даже "непотопляемых" лидеров дня сегодняшнего.

Причин поражения в конкурентной борьбе может быть сколь угодно много, но одной из ключевых, по мнению экспертов, является недостаточный объем финансирования такого стратегического направления, как проекты в области R&D. Исследовательские проекты создают необходимый научный и технологический задел для выхода на новые рынки, создания новых продуктов и дают компаниям необходимую "гибкость" в условиях тотальной неопределенности.

Примеры известны - компания Nokia в середине прошлого века занималась производством резинотехнических изделий, а в 1980-х годах стала инвестировать в электронику, став мировым лидером к концу ХХ века. Разработчик чипов для смартфонов - компания Mediatek создана 23 года назад. Последние семь лет компания уверенно занимает второе место в мире в своем сегменте и претендует на роль лидера, наступая на пятки Qualcomm. Что послужило драйвером успеха? Ответ прост: исследования и разработки (R&D). Понятие R&D включает в себя направление деятельности компании, которая ищет знания для разработки, проектирования и улучшения продуктов, услуг, технологий или процессов. Помимо создания новых продуктов и улучшения функционала старых, инвестиции в R&D объединяют такие части стратегии и бизнес-плана компании, как маркетинг и снижение затрат.

Компании, не инвестирующие в R&D, не имеют будущего. Такие организации при наступлении сложных периодов в первую очередь сокращают инженерно-технических работников, воспринимая их как дополнительную финансовую нагрузку. Результатом этого становится отсутствие новых продуктов, с каждым днем ухудшающийся функционал выпускаемой продукции, снижение качества работы с клиентами и падение продаж, приводящее к отсутствию возможности для маневра. Круг замыкается.

Здравомыслящие руководители компаний-лидеров понимают эти риски и заранее предпринимают соответствующие шаги для предотвращения негативных сценариев. Один из механизмов - создание консорциумов для разработки принципиально новых продуктов и сервисов, формирование предпосылок для технологического скачка. Так появились телевизионные стандарты, произошел переход от черно-белого ТВ к цветному, а затем и цифровому. Так родился сервис мобильной связи и интернет в его привычном понимании.

С развитием вычислительной техники акцент стал смещаться в сторону информационных технологий и программного обеспечения. Любое изделие, будь то смартфон, принтер или самолет, содержит встроенное программное обеспечение, без которого изделие является набором деталей.

Примеры крупнейших корпораций подтверждают, что объем инвестиций в R&D напрямую влияет на рост выручки и прибыли. Лидеры отраслей сегодня вкладывают миллиарды долларов в проведение исследований и разработок, что обеспечивает компаниям гибкость и уверенность в завтрашнем дне. Например, объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в "Ростехе" по итогам 2019 года составил 169 млрд рублей. Это позволило выполнить 350 НИОКР, создать более 200 инновационных продуктов и технологий, получить 865 патентов и оформить 570 ноу-хау. Эти разработки станут катализаторами развития госкорпорации в ближайшие годы.

При этом базового вузовского образования сотрудников недостаточно: помимо профессиональных знаний, сегодня необходим опыт проектного и продуктового управления, навыки командной работы. "Здесь нужна комплексная подготовка, поэтому важно давать сотрудникам совмещать научную и академическую деятельность с прикладными разработками", - считает директор по R&D Национального центра информатизации "Ростеха" Александр Ануфриенко.

Но главное, добавляет Александр Ануфриенко, что в отечественной IT-среде ощущается нехватка крупных проектов, стартапов промышленного уровня. И этот пробел не закрывается инструментами существующих институтов развития, поэтому необходимо сформулировать конкретную "сверхзадачу", решение которой за счет совместных усилий государства и бизнеса позволит создать новые научно-технические заделы для всей российской экономики.