Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
26.10.2020

Владельцы магистральных волоконно-оптических кабелей вынуждены искать новые способы заработка. Их бизнес становится все менее маржинальным, а крупные контент-провайдеры все больше перетягивают одеяло рынка транзита трафика на себя. Может статься, что управление магистральной кабельной инфраструктурой превратится в бизнес, близкий к девелоперскому.

Новый тренд на магистральном рынке связи выявила ежегодная конференция TransNet 2020, которую в этом году Информационная группа ComNews провела 21-22 октября. Три года назад на площадке TransNet также было сформулировано революционное новшество на этом рынке. Прежде магистральные операторы занимали топовый статус в мировой телекоммуникационной табели о рангах, а те из них, что обеспечивали глобальную связность, гордо именовались Tier-1. К этим операторам первого (читай - высшего) уровня подключались все провайдеры услуг связи, обслуживающие конечных пользователей (или транзитные игроки регионального масштаба). Однако к 2017 году региональные и страновые операторы осознали, что львиная доля их клиентов используют интернет для доступа к контенту и этих контент-провайдеров не так уж много. Поэтому интернет-провайдеры стали напрямую включаться в дата-центры крупнейших держателей контента (таких как YouTube, Facebook, "ВКонтакте" или Mail.ru), а контент у провайдеров поменьше забирать из точек обмена трафиком (IX). Как следствие - у магистральных операторов (и прежде всего у Tier-1) стало резко сокращаться количество подключений.

В 2020 году сокращение выручки магистральных операторов привело к тому, что для многих из них услуги сдачи каналов в аренду и транзита трафика стали неинтересны в принципе. Первым звонком стала продажа шведской телеком-компанией Telia дочерней структуры Telia Carrier (к слову, одного из 17 мировых магистральных операторов уровня Tier-1). Telia объявила об этой сделке 6 октября (она будет закрыта в начале 2021 г.). Покупателем выступила фирма Polhem Infra, которой владеют три пенсионных фонда Швеции: First AP Fund, Third AP Fund и Fourth AP Fund. Продавая Telia Carrier (причем менее чем за две годовых выручки), компания Telia говорит о создании с ней долгосрочного партнерства.

Лет 10 назад представить подобную сделку было трудно: она была бы похожа на продажу ствола от новогодней елки, без которого не удержатся ни ветки, ни игрушки. Но в новые времена это уже не выглядит удивительно.

Схожей логикой руководствуется и российский оператор "Ростелеком", анонсировавший в середине июня 2020 года магистральный проект TEA NEXT (см. новость ComNews от 18 июня 2020 г.). Первая магистраль TEA (Transit Europe-Asia) была запущена в 2004 году, соединив Китай и Европу через территорию России. Но TEA NEXT - не просто новый магистральный кабель: в отличие от TEA, на базе которого "Ростелеком" предоставлял в аренду каналы связи и услуги IP-транзита, TEA NEXT будет распродаваться как инфраструктура. Любой желающий сможет купить в этом 96-волоконном кабеле нужное количество "темных" волокон, установить на них передающее оборудование и состыковать с инфраструктурой за пределами России или в границах страны.

На конференции TransNet-2020 разгорелась оживленная дискуссия, не является ли это переходом на нижний уровень пирамиды продаж - как если бы компания, производящая бензин и иные продукты глубокой переработки углеводородов, перешла к торговле сырой нефтью. Действительно, на первый взгляд, такой бизнес похож на строительный: застройщик возводит дом, распродает в нем квартиры и, в лучшем случае, создает управляющую компанию, которая будет зарабатывать на обслуживании этого объекта недвижимости. Но непрерывно падающая доходность магистрального бизнеса явно намекает, что "старые добрые времена" на этом рынке уже не вернутся, и продажа Telia Carrier - лишнее тому подтверждение.

К изменению бизнес-модели участников рынка транзита трафика подталкивает и активность крупных владельцев контента на их поляне. В мае 2020 года Facebook анонсировал строительство оптического кольца вокруг Африки, с ответвлениями в Португалию, Испанию, Францию, Италию, Великобританию, а также в Оман и Саудовскую Аравию. Партнерами Facebook в создании этой подводной кабельной системы протяженностью 37 тыс. км стали операторы China Mobile, Orange, Vodafone и южноафриканский MTN.

В июле 2020 года Google начал строительство подводного кабеля Grace Hopper по дну Атлантического океана, который соединит Нью-Йорк с Бильбао в Испании и городком Бьюд на севере Британии. Это уже не первый трансокеанский кабельный проект для Google: в 2018 году он взялся проложить кабель Curie, который к середине 2020 года связал калифорнийское побережье США с Центральной и Южной Америкой: соответственно, с точками выхода в Панаме и Вальпараисо (Чили). Далее Google приступил к созданию кабелей Dunant (от штата Вирджиния до побережья Франции через Атлантику) и Equiano (из Португалии в Южную Африку, по дну Атлантического океана). Все эти кабельные системы полностью принадлежат Google.

Еще в 2016 году Facebook и Google стали основными инвесторами кабеля Pacific Light Cable Network (PLCN), который должен был связать Китай с США (из Гонконга, через Тайвань и Филиппины, в Лос-Анджелес, по дну Тихого океана). Правда, из-за политических трений Соединенных Штатов и КНР проект оказался на грани срыва: в июне 2020-го американские регулирующие органы заговорили о риске шпионажа с китайской стороны с помощью этого кабеля. Несмотря на странность этого заявления, полностью готовая кабельная система PLCN оказалась заблокированной на последней миле - у береговой станции на американском побережье.

Разлад между США и Китаем выглядит как долгосрочная история, что создает новые возможности для российских магистральных операторов. Ныне около 40% всего трафика из Азии (прежде всего КНР) в Европу идет через территорию США и два океана - Тихий и Атлантический. Это самый длинный маршрут между Европой и Азией, но китайские операторы использовали его по причине низких цен и геополитической задачи дружить с дядей Сэмом. Ныне былая бизнес-дружба пошла под откос, а существующие кабели близки к заполнению. На конкурирующем с Россией кабельном маршруте из Азии в Европу по дну Индийского океана большинство канальных емкостей (в кабелях типа SEA-ME-WE-5) тоже забиты, а прокладка новых систем задерживается.

Не стоит забывать и о том, что волоконно-оптические кабели не вечны: со временем волокно темнеет и требуется прокладка новой линии связи. К примеру, по данным сервиса Infrapedia, из 16 действующих ныне кабелей на дне Атлантического океана к 2030 году из-за окончания срока службы останется только пять.

Поэтому такие магистральные проекты, как TEA NEXT "Ростелекома" или Arctic Connect финского оператора Cinia с "МегаФоном" (свяжет Азию с Европой кабелем, проложенным по дну российских северных морей), выглядят очень своевременными. Расширение магистралей между Азией и Европой планируют ТТК и другие российские операторы. Вопрос лишь в том, что продавать - услуги связи или "сырье" (инфраструктуру). Весьма вероятно, что российские магистральные операторы вскоре будут вывешивать объявления наподобие того, что расклеивал крокодил Гена: "Молодой крокодил хочет завести себе друзей" - пытаясь найти покупателей "темных" волокон.