Более половины (54%) принявших участие в опросе "Лаборатории Касперского" руководителей, отвечающих за инновации внутри организаций, считают политики информационной безопасности (ИБ) сдерживающим фактором на пути внедрения инновационных технологий. Для нивелирования этого фактора нужно с момента формирования требований к инновационному продукту привлекать ИБ-специалиста, который проследит за соблюдением требований информационной защиты.
© ComNews
16.10.2020

"Лаборатория Касперского" исследовала вопрос внедрения инноваций в крупных компаниях и опросила глав соответствующих подразделений во всем мире. Как показывает их опыт, если продукт терпит провал, то в подавляющем большинстве случаев (95%) это происходит до его выхода на рынок, в каждом третьем (36%) - на этапе разработки. Наиболее критической оказывается фаза разработки: на ней из гонки выбывает каждый третий проект. Главная причина таких неудач, по мнению 19% опрошенных, - отсутствие четкого плана действий и структурированного подхода. Блестящей идеи недостаточно.

Что касается роли директора по информационной безопасности в процессе внедрения инноваций, то, по мнению 74% участников интервью, если он не включен в обсуждение на ранней стадии, вероятность неудачи повышается. Это связано с тем, что часто инновационные продукты невозможно адаптировать под строгие политики информационной защиты. Значительная часть опрошенных (54%) считают эти политики сдерживающим фактором на пути внедрения прорывных технологий.

"Хорошая новость в том, что есть определенные алгоритмы, которые помогают оценивать вероятность запуска продукта. Кибербезопасность не должна становиться еще одним корпоративным барьером на пути инноваций, но в то же время не учитывать ее требования нельзя. Мы рекомендуем компаниям подключать директора по информационной безопасности на ранней стадии этого процесса", - прокомментировал Александр Моисеев, директор по развитию бизнеса "Лаборатории Касперского".

Руководитель центра инноваций "Лаборатории Касперского" Виталий Мзоков рассказал корреспонденту ComNews, о российских стартапах. "Они могут быть успешны на международном рынке в технологической части: инженерные проекты, стартапы в области радиоэлектроники и информационных технологий. Это те направления, в которых Россия традиционно сильна. Но для российских стартапов есть одна сложность - отсутствие хорошей бизнес-школы. В России могут создавать замечательные технологии, но продавать их не умеют, - говорит Виталий Мзоков. - Да, мы видим позитивный тренд относительно развития бизнес-образования в России. Государство и частные фонды все больше инвестирует в этом направлении. Считаю, что в ближайшие пять-семь лет российские стартапы смогут дать фору зарубежным. Но в настоящее время, к сожалению, российский стартап имеет шанс быть успешным на международном рынке, только если будет правильно построена модель продаж и корректно разработана так называемая стратегия GO TO MARKET. И не важно, в какой индустрии работает проект. Есть еще один фактор, который существенно тормозит развитие российских стартапов. Многие проекты на начальном этапе фокусируются на развитии именно на домашнем рынке и в это вкладывают все силы, при этом мало продумывают стратегию экспансии на зарубежные рынки. Притом что стратегии продвижения на российском и зарубежных рынках зачастую отличаются кардинально. Как показали результаты отчета о развитии инноваций в крупных компаниях, российская статистика относительно стадий, на которых проекты наиболее часто проваливаются, схожа с глобальной: 20% - на определении сферы инноваций, 18% - на фазе проектирования, 33% - на фазе разработки, 27% - на тестировании, 2% - после запуска".

Директор экспертно-аналитического центра ГК InfoWatch Михаил Смирнов считает, что препятствием для инноваций может являться только плохая политика, причем в любой области. "Что касается политики ИБ, необходимо выделить две ключевые области: создание продукта, отвечающего требованиям ИБ, и защита информации о продукте, в том числе ноу-хау, на этапе его разработки и далее всего жизненного цикла. В части создания продукта - с момента формирования условий должен привлекаться специалист, который сможет сформулировать требования к продукту в части ИБ (защиты информации). Причем так, чтобы продукт одновременно соответствовал и требованиям рынка, и условиям регуляторов (если к нему применимы), и требования не стали бы бременем, которое утопит проект - знаю ситуации, когда из-за неверно сформулированных требований подсистема ИБ получалась по стоимости сопоставима со всем продуктом. Далее уже работает ГИП – архитектор - подсистемы ИБ. Что касается подключения CISO, то есть лица, отвечающего за систему менеджмента ИБ в компании, то он должен быть проинформирован об особенностях нового проекта и ему надо понять, есть ли необходимость внедрения дополнительных мер при его реализации", - рассказал Михаил Смирнов.

Директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова отметила, что сегодня можно наблюдать положительную динамику развития инноваций в нашей стране. "Мы, конечно, по-прежнему отстаем от Запада в части работы со стартапами и технологиями, но шифтинг в нужном направлении определенно есть. Прежде всего мы видим, как на государственном уровне обозначается важность и необходимость инновационного развития, как внедряются программы по цифровой трансформации и различные поддерживающие инструменты для стартапов в части ее реализации, прописываются цели и освещаются первые результаты. Именно понимание на уровне страны и помогает ускорить инновационное развитие, - комментирует Екатерина Петрова. - Для любого успешного внедрения технологии в компании крайне важны несколько составляющих, без которых любой пилот, даже самого прорывного стартапа, может быть обречен на неудачу. В первую очередь грамотно подобранная команда - это залог успешной коммуникации со стартапом. Четкая и своевременная коммуникация с проектом, особенно на стадии пилотирования, очень важна. Ее отсутствие может привести к тому, что стартапу станет крайне сложно взаимодействовать с компанией и в конечном итоге он сам примет решение не продолжать дальше сотрудничество. Еще одним камнем преткновения могут служить закупочные процедуры, зачастую сопровождающиеся своими бюрократическими моментами, которые могут осложнить сотрудничество, особенно если речь идет о зарубежном стартапе, который не знаком с российским законодательством. Именно поэтому на стадии пилотирования многие компании, особенно зарубежные, решили последовать принципу Fast-track Procurement, который помогает существенно упростить закупочную процедуру и пройти ее максимально быстро".

Директор дивизиона продуктовых решений Factory5 (входит в группу компаний Ctrl2GO) Денис Лисин уверен: в России инноваций не боятся. "Это прекрасно видно почти по всем направлениям в B2C-сегменте. Более того, мы уже слабо представляем свою жизнь без существующих методов оплат девайсами, мониторинга активности и здоровья, всевозможных сервисов, облегчающих быт. Но при этом те же люди, приходя на работу в B2B-сегмент, становятся максимально консервативными по отношению к инновациям. Считаю, что это связано с нашей национальной особенностью: не трогай, пока работает. Нам сложно смотреть в будущее сквозь призму инновационного развития. На мой взгляд, высокий процент неудач объясняется несколькими факторами. Во-первых, инновации сложно внедрить, не ломая привычные устои. Поэтому приходится объяснять, зачем это нужно на всех уровнях: от руководителя до исполнителя. Во-вторых, часто невозможно оценить эффекты преобразований. "На вере" защитить инновационный проект, увы, не получится. К этому добавляется то, что инновации иногда считают затратами с непонятным исходом. Средний и малый сегмент бизнеса в России обладают слабыми возможностями к инвестированию в этой области. В-третьих, люди редко умеют ошибаться. После первого провала мы не всегда находим аргументы для руководства и для самих себя, почему нужно продолжать работу над проектами. Если говорить про внедрение инноваций в индустриальный сегмент, то здесь среди общих барьеров можно назвать низкое проникновение молодежи на уровне рабочих профессий. Также в российской промышленности огромное количество инноваций фокусируются на контроле: контроль воровства, контроль исполнения регламента, контроль сотрудников и др. Причина - в низкой культуре бизнеса, поэтому технологические решения чаще всего применяются для поиска виноватых и привлечения к ответственности", - считает Денис Лисин.

По мнению директора цифровой лаборатории Softline Digital Lab Андрея Ботнева, процесс работы с инновациями тестируется или частично внедрен только в сегменте крупных и очень крупных компаний. "Средний и малый бизнес крайне редко задумывается над "процессом" ввода инноваций как системы постоянного улучшения. И это происходит скорее спонтанно, чем системно. От идеи до конечного продукта доживает не более 1-3% инноваций, и большинство умирает на этапе тестирования идеи. Сейчас мало компаний сразу "бросаются" в разработку продукта без проведения CustDev-анализа. Часть идей отсеиваются на этапе проектирования или разработки. И совсем не много на этапе конечного продукта", - прокомментировал Андрей Ботнев.

Новости из связанных рубрик