Мобильный виртуальный оператор связи для бизнеса MCN Telecom и MVNO-оператор Danycom.Mobile, входящий в группу компаний Danycom, подписали соглашение о намерениях объединить технологии и абонентскую базу по бизнес-модели разделения расходов и доходов.
© ComNews
15.09.2020

"Впервые в истории сотовой связи два виртуальных оператора (MVNO) объединяют технологические и финансовые ресурсы с целью создания крупного игрока на рынке мобильной связи, а также минимизации расходов на инфраструктуру и увеличения доходов от услуг связи и дополнительных продуктов и сервисов, - говорится в сообщении компаний. - В соответствии с соглашением операторы предпринимают необходимые действия для портирования абонентов Danycom.Mobile в сеть оператора MCN Telecom, который подтверждает готовность предоставлять перенесенным абонентам услуги мобильной связи. Расходы на ресурсы инфраструктуры, техническую поддержку абонентов, продвижение и продажу услуг, как и доходы, распределяются в соответствии с условиями соответствующих договоров, находящихся на завершающей стадии переговоров".

"Мы видим данное стратегическое партнерство как серьезный прорыв в построении уникальной цифровой экосистемы в соответствие с лучшими мировыми трендами и практиками. Danycom как ИT-компания с многолетним опытом работы располагает экспертизой в разработке программного обеспечения, а MCN Telecom является разработчиком телеком-платформы по оказанию услуг связи. Наше взаимодействие позволит значительно расширить присутствие объединенных бизнесов как внутри страны, так и на зарубежных рынках, предложив клиентам самые современные ИT-решения. У нас есть наработки в этом направлении, но ситуация текущего года, связанная с COVID, не позволила их реализовать. В рамках интеграции мы передаем нашему партнеру уникальные технологии A2P-платформы, все пользовательские интерфейсы, собственные маркетинговые сервисы по предоставлению цифровых рекламных услуг, CPA-сети. Мы планируем осуществить бесшовную портацию абонентских номеров Danycom.Mobile в начале октября текущего года. Для абонентов переход из одной сети в другую будет максимально легким без потерь в качестве обслуживания. Бренд компания сохранит, тарифные планы также останутся привлекательными", - прокомментировал директор по развитию группы компаний Danycom Владислав Деминский.

"Настоящее сотрудничество рассматриваем как возможность для реализации уникальной модели по привлечению и обслуживанию абонентов B2B и B2C сегментов. За счёт объединения собственных ресурсов международной/междугородной сети, инфраструктуры местной связи в 65 крупных регионах России и четырех странах Европы, а также новейших технологий и маркетинговых программ нашего партнера Danycom.Mobile, мы будем с меньшими затратами продолжать наращивать абонентскую базу в массовом сегменте. Одномоментно с новым для нас проектом планируем продолжать предлагать конвергентные решения малому, среднему и крупному бизнесу, основанные на объединении фиксированной, мобильной и корпоративной связи, такие как "Мобильные сотрудники" (FMC), "Городской/8 800 на мобильном" и пр.", - сообщил основатель и генеральный директор MCN Telecom Александр Мельников.

Директор по развитию группы компаний Danycom Владислав Деминский сказал корреспонденту ComNews, что денежные транзакции между сторонами в рамках объединения будут. "Срок действия партнерского договора Danycom.Mobile с Tele2 завершился, на новый период контракт продлеваться не будет. MCN Telecom является MVNO на базе сети радиодоступа Tele2, поэтому абоненты будут обслуживаться в сети Tele2. Danycom.Mobile планирует урегулировать взаиморасчеты мирным путем. Портация абонентской базы будет осуществляться несколькими этапами. В первую очередь мы осуществляем перенос абонентов из сети Danycom.Mobile в сеть MCN Telecom в регионах, где по факту насчитывается наибольшая абонентская база, - это Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. В дальнейшем планируем передать в сеть всех абонентов, которые находятся в восьми регионах домашней сети MCN Telecom, то есть там, где у MCN Telecom есть стыки Tele2. Следующий шаг - расширение на все остальные регионы. Первая линия технической поддержки будет развернута на стороне Danycom.Mobile. Вторая линия - на стороне MCN Telecom. Компании останутся при своих существующих брендах. Услуги мобильной связи перенесенным в сеть MCN Telecom абонентам и новым абонентам, привлеченным Danycom.Mobile, будут оказываться под брендом Danycom.Mobile. Маркетинг и продажи физлицами - на стороне Danycom.Mobile. Процесс продажи SIM-карт не будет приостановлен. Он будет совершенствоваться и становиться более удобным и доступным для абонентов. Предполагается смена тарифных планов, но с условием, что они останутся привлекательными для абонентов и приносящими выручку", - прокомментировал Владислав Деминский.

Представитель пресс-службы MCN Telecom сообщил, что данная сделка не предполагает объединения юридических лиц. "Информация касательно создания иных юридических лиц не раскрывается до завершения оформления сделки. Настоящее сотрудничество рассматриваем как возможность для реализации уникальной модели по привлечению и обслуживанию абонентов B2B- и B2C-сегментов. За счет объединения собственных ресурсов междугородной/международной сети, инфраструктуры местной связи в 65 крупных регионах России и четырех странах Европы, а также новейших технологий и маркетинговых программ нашего партнера Danycom.Mobile мы будем с меньшими затратами продолжать наращивать абонентскую базу в массовом сегменте. Одномоментно с новым для нас проектом планируем продолжать предлагать конвергентные решения малому, среднему и крупному бизнесу, основанные на объединении фиксированной, мобильной и корпоративной связи, такие как "Мобильные сотрудники" (FMC), "Городской/8 800 на мобильном" и пр.", - говорит представитель пресс-службы MCN Telecom.

Руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин сказал, что данные об абонентской базе Danycom.Mobile противоречивы: на конец 2019 г. у Danycom.Mobile, по собственной оценке оператора, насчитывалось 470 тыс. абонентов, однако по данным его хост-оператора Tele2 - не более 100 тыс. "Абонентская база MCN Telecom не раскрывается, но вряд ли она превышает 100 тыс., - считает Виталий Солонин. - По всей видимости, объединение необходимо Danycom.Mobile в связи с тем, что этот MVNO столкнулся со сложностью замены хост-оператора и теперь абоненты Danycom.Mobile будут портированы на MCN Telecom. Это позволит Danycom.Mobile сохранить лицензию, ведь если никто из операторов "большой четверки" не захочет предоставлять ему свою инфраструктуру, этот MVNO автоматически прекращает работу. В целом рынок MVNO является нестабильным не только в России, но и в других странах. На нем активно происходят слияния и поглощения, банкротства, ребрендинг, смена бизнес-модели и прочее. Это специфика данного рынка, поэтому такие процессы будут продолжать происходить и на российском рынке".

Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин отметил, что оба игрока довольно известны на рынке MVNO, но работают в разных сегментах - MCN в B2B, а Danycom - в B2C. "Совокупно их база не превышает 100 тыс. активных абонентов, что уже неплохо для нашего рынка. Объединенный игрок получит неплохой синергетический эффект, и для MCN - выход на массовый рынок MVNO. На моей памяти это первая M&A-сделка в российском сегменте MVNO, если не считать нескольких сделок федеральных операторов. Это может говорить о зрелости рынка и возможном продолжении экспансии, но российский рынок MVNO очень разрозненный, сильно зависящий от федеральных операторов и к тому же небольшой по объему, так что в любом случае крупных сделок ожидать не следует", - прокомментировал Максим Савватин.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын думал, что дважды грубо ошибался с оценкой количества абонентов Danycom. "Но, похоже, что трижды, - признался он. - В 2018 г. я прогнозировал, что оператор привлечет 5000 новых абонентов, а он привлек 20 тыс. Прогноз самой компании расширить базу до 600 тыс. в 2019 г. мне показался слишком смелым, но я предположил, что 200 тыс. она наберет. Истина, если это была она, оказалась посередине: компания по итогам года сообщала о 453 абонентах. Но теперь я читаю, что предоставляющий инфраструктуру Tele2 прямо сейчас смог насчитать только 100 тыс. Значит, я снова ошибся, но сложно сказать, в какую сторону. Однако предполагая, что Tele2 прав наполовину, я вернусь к своей оценке 200 тыс.".

Данное сотрудничество напоминает Леониду Делицыну поглощение доткома в начале века, когда компании новой экономики быстро расширялись, но не имели стабильных денежных потоков. "Операторы, которые теряли капитализацию и симпатии рынка, но благодаря платящим абонентам имели стабильные потоки, поэтому смогли приобрести много популярных доткомов. В то время это почти никому не помогло - эти поглощения не превратили операторов в популярные новые медиа - хотя аббревиатура TMT, объединяющая "телекомы" с медиа и технологиями и прижилась, - а остатки доткомов в конце концов были закрыты. Большой выигрыш от сотрудничества не гарантирован и сейчас, - говорит Леонид Делицын. - Все-таки Danycom является отнюдь не типичным MVNO, а уникальным для нашего времени российским проектом, бизнес-модель которого подразумевала даже бесплатную связь для абонентов. На такую модель давно никто не отваживался, не имел успеха даже Facebook, предоставлявший ограниченный доступ к интернету, точнее - к своим собственным и некоторым другим ресурсам (вроде Wikipedia). Идея MVNO все-таки состоит в том, что у виртуального оператора есть очень большой бизнес - например, банковский или торговый, - и армия лояльных потребителей, которые пользуются MVNO из-за синергии, комбинирующей связь и основной бизнес так, чтобы это было выгодно именно этим потребителям. Для обычных MVNO никакого смысла в объединении нет, если только не сливается и бизнес родительских компаний. Поэтому слияний других MVNO я не ожидаю, они не для этого были созданы".

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк предположил, что целью объединения с MCN Telecom стал поиск новых бизнес-партнеров, после того как 3 сентября Danycom.Mobile объявил, что прекращает сотрудничество с Tele2, на сети которого работал. В большей степени в объединении заинтересован Danycom.Mobile, так как это позволит компании сохранить клиентскую базу. Для MCN Telecom - это возможность получить в свое распоряжение ряд инновационных сервисов, что поможет обеспечить более комплексный подход в B2B- и B2C-сегментах", - прокомментировал Евгений Миронюк.

Партнер и директор компании "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов отметил, что виртуальные операторы связи Danycom.Mobile и MCN Telecom планировали объединиться еще задолго до начала кризиса, но пандемия подтолкнула многие компании к активной работе по созданию коллабораций. "Расходы компаний из-за коронавируса увеличились, а доходы выросли непропорционально. После объединения операторы смогут перерасти в крупного игрока на рынке и снизить расходы на создание инфраструктуры, так как будут пропорционально вкладывать средства в развитие. Доходы планируется увеличить за счет дополнительных продуктов и сервисов. В целом сделка выгодна для обоих участников, оператор фиксированной телефонии и виртуальный оператор мобильной связи MCN Telecom работает на российском рынке телекоммуникаций с 2000 г., а коммерческий запуск Danycom.Mobile состоялся летом 2018 г., международная компания развивает бизнес в России с 2000 г., в Европе - с 2015 г. Преимуществом является то, что она обеспечивает покрытие во всех регионах России. Там, где нет зон покрытия Tele2, SIM-карта переключается на вышки партнеров, и абонент не замечает ухудшения качества связи. Компания быстро наращивает количество пользователей. Так, в июне 2018 г. у оператора было 40 тыс. абонентов, в апреле 2019 г. - уже 120 тыс., а концу 2019 г. - более 300 тыс. пользователей", - рассказал Павел Мясоедов.

Новости из связанных рубрик