Фото: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Фото: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Артем
Чукин

заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Очевидно, что в процессе создания ИТС нельзя обойтись без учета особенностей территории, которую она будет охватывать
21.09.2020

Республика Татарстан по праву считается одним из передовых регионов в плане внедрения всевозможных современных инфокоммуникационных технологий, включая интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые уже работают в двух крупнейших городских агломерациях республики – Казанской и Набережночелнинской. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артем Чукин рассказал обозревателю аналитического онлайн-проекта Vision Якову Шпунту, о том, какая работа уже проделана в рамках создания ИТС в республике.

Что вы вкладываете в понятие ИТС?

- Современная ИТС – это, в первую очередь, программный продукт позволяющий управлять средствами телематики для обеспечения эффективного функционирования дорожно-транспортного комплекса. Наличия всяческого рода датчиков, камер, информационных табло и прочего недостаточно. Причем ИТС должна охватывать не только города, но и прилегающие к ним территории, а в перспективе и целые субъекты. Таким образом, современная ИТС должна включать программные и аппаратные средства позволяющие принимать управленческие решения на всех уровнях, решать задачи организации дорожного движения, расстановки приоритетов проведения дорожных работ и ряд других.

В целях решения данных задач при реализации мероприятий по внедрению ИТС в Республике Татарстан в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги" разрабатывается и внедряется единая платформа управления транспортной системой; создается центр диспетчеризации, мониторинга и управления; развивается система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения; развивается автоматизированная система весогабаритного контроля транспортных средств, а также автоматизированная система управления дорожным движением.

Для эффективной работы данных систем на территориях Казанской и Набережночелнинской агломераций предусмотрена установка камер фотовидеофиксации, датчиков интенсивности движения, автоматических дорожных метеостанций, табло переменной информации, комплексов весогабаритного контроля и "умных" светофоров.

В ходе внедрения ИТС возникают в основном технические или организационные сложности?

- В Республике Татарстан, как и в других субъектах РФ, работа по внедрению и развитию ИТС ведется непрерывно. Основным препятствием к комплексной реализации данных мероприятий до сегодняшнего дня являлось отсутствие нормативной базы и разрозненность систем, за которые часто отвечают разные ведомства. Задачи по оказанию организационной и технической помощи со стороны федерального правительства стали актуальными и субъектам РФ были выделены целевые средства на внедрение и развитие ИТС, а также разработана методика оценки и ранжирования проектов, регулирующая в том числе структуру, цели и задачи ИТС субъектов, а также предоставляющая возможность интеграции существующих систем в единую платформу.

Следует ли учитывать специфику разных городов и регионов при создании ИТС?

- Очевидно, что в процессе создания ИТС нельзя обойтись без учета особенностей территории, которую она будет охватывать. Более того, это приходится делать уже на самой ранней стадии проекта, с момента формирования целей и задач дорожно-транспортного комплекса, решаемых ИТС, и заканчивая моментом принятия решений о местах установки тех или иных аппаратных средств.

Для учета этих особенностей разрабатываются комплексные схемы организации дорожного движения, включающие анализ существующей системы организации дорожного движения и дорожно-транспортных условий.

Как можно вернуть инвестиции в проекты развертывания ИТС?

- Задачи ИТС заключаются в повышении уровня безопасности движения, сокращении эксплуатационных затрат на содержание автодорог. Все компоненты системы объединяются на базе единой платформы. Однако даже по отдельности они позволяют решить большое количество локальных задач. Например, сигналы светофоров на перекрестках меняются исходя из текущей дорожно-транспортной обстановки, что повышает пропускную способность дорог и сокращает вероятность возникновения пробок. Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения заставляет водителей быть более ответственными, что, в свою очередь, понижает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Интеллектуальное управление уличным освещением позволяет экономить электроэнергию.