Олег
Жуков

вице-президент Oracle в России и СНГ
© ComNews
03.09.2020

Искусственный интеллект (ИИ) является одним из трендовых направлений, которым охвачены все развитые государства мира. Правительство России утвердило Концепцию регулирования искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. Европейский парламент рассматривает понятие "цифровой личности". Речь пока не идет о предоставлении роботам равных прав с человеком, хотя со многими человеческими обязанностями искусственный интеллект успешно справляется уже сегодня. Это выражается в быстром распространении технологий ИИ на предприятиях.

По данным исследования Oracle и Future Workforce "AI at Work", более половины компаний, где работает свыше 8000 опрошенных специалистов и руководителей HR-отделов, уже используют искусственный интеллект в своей деятельности, а за год до этого таких было менее трети. При этом 64% сотрудников доверяют роботам даже больше, чем своим начальникам. Как это повлияет на взаимоотношения на работе? Вот три коррективы, которые необходимо внести во взаимоотношения и процессы на рабочем месте, чтобы от ИИ выиграл и бизнес, и сотрудники.

Сделайте работу с ИИ комфортной и безопасной. Люди в действительности перестали видеть в искусственном интеллекте конкурента за рабочие места: 65% респондентов относятся к нему позитивно, а 43% с оптимизмом смотрят на перспективы совместной работы с роботами. Это кардинальная перемена настроения по сравнению с прошлым годом, когда только 24% разделяли подобный энтузиазм. Что же изменилось за год? Такие инструменты, как чатботы, стали привычными в быту и на работе, доказав свою полезность. Искусственный интеллект теперь воспринимается не как угроза, а как возможность овладеть новыми навыками, получить больше свободного времени и заняться стратегическими задачами, повысив свою значимость для компании.

Но настороженность остается. Многие опасаются, что ИИ будет использоваться для контроля за тем, чем они занимаются на работе. К тому же людям трудно поспевать за нарастающими темпами изменений. Чтобы позитивное отношение к ИИ сохранилось, компаниям следует позаботиться об обучении работе с ИИ и сделать взаимодействие с ним более персонализированным с учетом наклонностей сотрудников. Желательно, прежде чем собирать и обрабатывать данные, получить на это согласие - на этом настаивают 80% респондентов.

Сотрудники с большим доверием станут относиться к рекомендациям ИИ, если будут уверены в безопасности и конфиденциальности данных.

Развивайте коммуникативные навыки. Из чего будет сделан ваш босс завтра - из плоти и крови, эмоций, опыта и интуиции или из бит и байтов, больших данных, бизнес-аналитики и ИИ? 32% опрошенных считают, что рано или поздно роботы заменят их менеджеров. Действительно, разве плохо иметь ИИ в качестве начальника? Он всегда точно знает, чего хочет, строго придерживается графика встреч и не подвержен перепадам настроения.

Половина сотрудников уже сегодня предпочитают обращаться за простыми советами к роботу, а не к своим непосредственным руководителям. Стоит ли менеджерам опасаться за свое место? Лидерские качества остаются наиболее востребованным и редким навыком на рынке. К тому же машины лишены эмпатии и эмоционального интеллекта, без которых невозможно эффективное сотрудничество внутри команд. Но у них гораздо проще и удобнее спросить, сколько рабочих дней в этом месяце или когда начинается и когда заканчивается рабочий день?

Коммуникативные навыки становятся ключевым качеством в эпоху ИИ, как для руководителей, так и для сотрудников, особенно цифровых аборигенов поколения Z, которые любят общаться с гаджетами.

Сосредоточьтесь на стратегических задачах. Меняя взаимоотношения между начальниками и подчиненными, искусственный интеллект ставит под сомнение и традиционные допущения о том, с какими вопросами руководители справляются лучше всего и чем они должны заниматься в первую очередь. По мнению 82% респондентов, роботы эффективнее выполняют целый ряд задач, прежде всего это предоставление объективной информации, соблюдение графика работ, выполнение бюджета и решение проблем. Сильная сторона менеджеров - понимание чувств сотрудников, наставничество, поддержание корпоративной культуры.

Половина рабочего дня менеджера, по данным Accenture, уходит на необходимую административную работу, такую как составление графиков и подготовка отчетов. Перекладывание рутины на ИИ позволит руководителям больше времени выделить для целей, которые гораздо важнее для их эффективности как менеджера, в частности на разработку стратегии и взаимодействие с сотрудниками. Распространение ИИ делает таким образом работу более человечной, поскольку меньше времени тратится на повторяющиеся, повседневные задачи и появляется возможность сфокусироваться на деятельности, которая приносит большее удовлетворение и отдачу, - например, на создании новых продуктов и сервисов.

По оценке аналитической компании PricewaterhouseCoopers, вклад ИИ в мировую экономику составит $15,7 трлн к 2030 году. Организации, поощряющие внедрение ИИ, смогут ускорить инновации и создавать новые рынки, а также расширить свое присутствие на существующих. Как свидетельствует еще одно исследование Oracle, организации, которые используют искусственный интеллект и другие перспективные технологии в финансовой и операционной деятельности, наращивают прибыль на 80% быстрее.