Максим
Березин

директор по развитию бизнеса "КРОК Облачные сервисы"
© ComNews
31.08.2020

Мультиоблачный подход к организации инфраструктуры медленно, но верно завоевывает все большее количество корпоративных клиентов. На что нужно обратить внимание при реализации стратегии мультиклауда, рассказал Максим Березин, директор по развитию бизнеса "КРОК Облачные сервисы".

Что такое мультиклауд в понимании российских заказчиков, не путают ли они этот термин, например, с гибридными облаками?

- Редко, но возникают вопросы, чем отличаются мультиоблачные инфраструктуры от гибридных. Но как правило, все наши клиенты технически подкованы, чтобы чувствовать разницу. Более того - многие из них мультиоблачный подход применяют уже многие годы, им не нужно ничего разъяснять. Под гибридной инфраструктурой понимается сочетание различных технологий - colocation, выделенного оборудования в ЦОДах, частных и публичных облаков. А под мультиоблачной - совместное использование облачных сервисов от нескольких провайдеров. Дискуссионным остается вопрос, какую роль в создании мультиклауда играют различные надстройки для управления ресурсами - например, общие консоли и системы биллинга. Но на суть терминов это принципиально не влияет.

Можете ли вы дать портрет клиента, который использует мультиоблачную инфраструктуру?

- По нашему опыту, можем сказать, что это CIO крупной компании, который хорошо разбирается в технологиях, знает сильные и слабые стороны различных облачных платформ и провайдеров. Что немаловажно - он готов найти время, чтобы классифицировать разные типы приложений и подбирать для них нужные ресурсы, а также всегда держать руку на пульсе, чтобы контролировать не одного, а двух или трех поставщиков услуг.

Звучит как достаточно трудоемкая задача. Так ли это?

- Да, действительно. В отличие от гибридной схемы, где исполнитель, по сути, один, в концепции мультиклауда их всегда несколько. Два провайдера в рамках партнерских отношений могут выстроить некую рабочую схему взаимодействия с клиентом - реакцию на запросы, эскалацию заявок и т.д. Но целиком и полностью это не исключает потери времени при решении проблем и перекладывание ответственности друг на друга. Особенно, если речь идет об отличающихся друг от друга облачных платформах, из-за которых неисправности часто возникают на стыках технологий.

Однако клиенты, несмотря на это, выбирают мультиклауд. Что ими движет?

- Причины разные. Кто-то не хочет хранить все яйца в одной корзине. Кто-то не хочет менять поставщика, у которого уже достаточно давно живет часть инфраструктуры, опасаясь, что миграция не будет гладкой. При этом другую часть ИТ или новые сервисы хочет попробовать запустить в новом облаке.

Иными словами, основная сложность при создании мультиклауда связана с организацией рабочих процессов. Как обстоят дела с точки зрения архитектуры, сетевой связности и прочих технических моментов?

- У многих вендоров, в частности Cisco, имеются сквозные решения для управления гибридной или мультиоблачной инфраструктурой. Они работают как с разнородными системами заказчика, функционирующими в том числе на арендованной инфраструктуре, так и с внешними сервисами. Применение таких инструментов предполагает единый подход к развертыванию, обслуживанию, обеспечению связности приложений, мониторингу инфраструктуры. За счет средств предсказательной аналитики данные инструменты позволяют выявлять потенциальные аварии. Также они позволяют легко масштабировать сервисы, когда в этом возникает необходимость. Еще одним преимуществом является наличие модуля сбора и анализа данных, который предлагает пути оптимизации инфраструктуры и устранения потенциальных узких мест. Среди таких инструментов хотелось бы отметить UCS Director, решающий задачи управления сервисами класса IaaS; Cloud Center, функции которого ориентированы на развертывание приложений, а также Worlkoad Optimization Manager, решающий задачи оптимизации размещения нагрузки с учетом требований внутренних регламентов, государственного и отраслевого регулирования. Как показывают исследования, общий уровень расходов на обслуживание инфраструктуры при использовании данного инструментария в течение пяти лет снижается на 46%. Всеми указанными сервисами клиенты могут воспользоваться в облаке КРОК.

Расскажите чуть подробнее, как на практике реализовано развертывание и управление мультиоблачной инфраструктурой с использованием решений Cisco?

- Компания Cisco использует единый подход к развертыванию любых приложений, их обслуживанию и мониторингу. Суть в автоматизации, благодаря которой все процессы можно запускать снова и снова по однажды отработанному сценарию. Например, настройки серверов, сетей, резервирование данных проводятся по такой схеме. Мониторинг также заточен на определенный регламент проверок. На практике работает это следующим образом: поверх инфраструктуры устанавливается специальное ПО, которое моделирует нагрузку и проверяет, что произойдет, если потребность в ресурсах увеличится в три-четыре раза. Благодаря этому удается своевременно выявить узкие места и предотвратить сбой систем.

Важно заметить, что Cisco, разрабатывая свои решения, изначально фокусируется на мультиоблачных средах, которые могут включать как несколько публичных облаков провайдеров, так и локальную инфраструктуру клиента. Иными словами, интеграционные продукты воспринимают мультиклауд как единое целое и одинаково эффективно работают во всех сегментах разнородной по сути инфраструктуры.

Пандемия каким-то образом повлияла на рост рынка гибридных и мультиоблачных услуг?

- Локдаун стал драйвером всего облачного рынка. С апреля 2020 года рост запросов на облачные услуги, включая IaaS, резервное копирование из облака и различные сервисы, такие как VDI, подскочил на 20%. Надо сказать, что и до пандемии российский облачный рынок развивался довольно быстрыми темпами. Так, по данным "ТМТ Консалтинга", в 2019 году в рублевом эквиваленте он увеличился по сравнению с 2018 годом на 30%, по оценке IKS Consulting - на 25%. В текущем году у целого ряда поставщиков облачных услуг темпы роста вдвое превысили прогнозные. Гибридные и мультиоблачные схемы также не остаются в стороне. Многие клиенты на период пандемии решили дополнить свои локальные ресурсы или уже используемые публичные облака услугами еще одного провайдера. Как правило, ключевым мотивом для этого становится стремление обезопасить инфраструктуру от сбоев на фоне роста онлайн-запросов - это особенно актуально для ретейлеров - и обеспечить эффективную удаленную работу персонала.

Следовательно, когда ситуация нормализуются, произойдет естественное уменьшение клиентской базы?

- Классическое преимущество облачных услуг - это возможность в любой момент отказаться от них. Вполне возможно, что некоторые клиенты отменят подписку, но есть основания думать, что такие заказчики будут в меньшинстве. Пандемия стала причиной серьезных изменений в сознании корпоративных клиентов и потребителей. Предприятия, которые ранее со скепсисом относились к облачным услугам в целом, после коронавирусного тест-драйва смотрят на них по-новому. Это особенно заметно в госсекторе. Покупки на диване со смартфоном в руках теперь предпочтет существенно больше людей, чем раньше. Следовательно, нагрузки на e-com если и снизятся, то не кардинально. Меняется подход к организации офисной работы: на смену 8х5 приходят гибкие схемы, предполагающие полную и частичную удаленку. В основе этих изменений лежит более широкое проникновение облачных услуг.

Можете ли вы привести пример, когда пандемия буквально подтолкнула компанию к облаку?

- Многие организации столкнулись с тем, что в период пандемии их инфраструктура перестала справляться с возросшей нагрузкой. Такая проблема возникла и у университета МИЭМ НИУ ВШЭ, который перевел практически весь персонал и студентов на удаленный режим. При этом инфраструктура вуза перестала справляться с возросшей нагрузкой как на образовательные, так и на индустриальные сервисы. Для масштабирования инфраструктуры, которое было необходимо провести в максимально короткие сроки, представители НИУ ВШЭ обратились к нам. Эта сложная задача была решена за неделю при помощи нашего облака.

В качестве примера приведу еще один из недавних проектов КРОК. В издательском доме "Condé Nast Россия" в процессе перехода на удаленный режим работы потребовались серверные мощности для развертывания инфраструктуры VDI для 300 сотрудников, причем части из них нужно было работать с ресурсоемкими приложениями. Издательский дом получил все необходимое в течение нескольких дней.

Возвращаясь к теме мультиклауда, как вы оцениваете перспективы этого подхода?

- В последние годы общие подходы к разработке любых систем заметно изменились. Все инженерные системы давно перестали быть уникальными, их масштабирование больше не является нетривиальной задачей, а процессы управления и настройки не так сложны. Сейчас ставка делается на типизированные готовые решения, ориентированные на определенные задачи - VDI, хранение данных, аналитика, высокопроизводительные вычисления и т.д. Такие решения масштабируются в один клик, в них реализовано непрерывное управление изменениями, а вся инфраструктура является программно-определяемой. Подобные приложения проще развернуть и смигрировать в любой облачной среде. И благодаря этому открываются новые возможности для тех клиентов, которые следуют мультиоблачной стратегии.