Гэвин Дей, вице-президент по технологиям SAS Institute Inc.
Гэвин Дей, вице-президент по технологиям SAS Institute Inc.
Гэвин
Дей

вице-президент по технологиям SAS Institute Inc.
© ComNews
12.08.2020

В 2020 году SAS Global Forum, как и многие ежегодные конференции глобальных ИТ-компаний, состоялся в онлайн-формате. Но это не помешало вице-президенту по технологиям SAS Institute Inc. Гэвину Дею дать интервью главному редактору ComNews Леониду Конику. В ходе этой беседы Гэвин Дей рассказал об изменениях в подходах к цифровой трансформации после пика COVID-19 и о влиянии пандемии на рынок решений для анализа данных, а также поделился взглядами на новые рыночные тренды.

В начале эры цифровой трансформации, в 2014-2015 годах, много ожиданий было связано с тем, что анализ больших объемов данных способен принести новую ценность. Но буквально все компании, которые просто сопоставляли наборы данных без четкого понимания, что именно они ищут, потерпели фиаско. Сталкивался ли SAS Institute с такими взглядами в розовых очках и какие выводы нужно сделать из тех ситуаций?

Отличный вопрос: это то, о чем мы регулярно говорим с клиентами. Подобные ожидания существуют и поныне - только теперь их связывают с искусственным интеллектом (AI). Но это идеи, которые все еще находятся в стадии поиска сценариев применения. К нам часто приходят клиенты, которые говорят "я хочу провести цифровую трансформацию бизнеса" или "я хочу радикально изменить бизнес-подходы с помощью AI". Мы задаем им вопрос о сценариях применения и выясняем, что они об этом даже не думали, а просто решили задействовать технологию и лучшие практики без привязки к собственному бизнесу.

Многие компании пытаются принять технологические решения, которые далеки от их ключевых компетенций, без понимания того, как это будет улучшать их бизнес. Мы смотрим на технологии и их жизненный цикл весьма методично: обсуждая с клиентами, какую технологию они хотят применить, мы задаем им вопрос, почему именно эту и на какие результаты в кратко- и долгосрочной перспективе рассчитывают. И не раз, и не два мы встречали клиентов, которые не знали ответов на эти вопросы.

В настоящее время эта проблема является еще более острой, ведь даже компании, которые несколько месяцев назад и не помышляли о цифровой трансформации, теперь этим озаботились. Ситуация с пандемией показала, что, если ты не ведешь бизнес в цифровом режиме, ты, скорее всего, окажешься вообще без бизнеса. Так что COVID-19 стал большим драйвером для многих компаний, и для нас тоже.

COVID-19 заставил большое количество компаний серьезно изменить оргструктуру, бизнес-процессы, отчасти даже технологические процессы. Придется ли тем, у кого ранее уже были выработаны стратегии цифровой трансформации, пересматривать их по этим причинам?

Я думаю, что эти причины будут подстегивать компании к ревизии стратегий цифровой трансформации, а также к ее ускорению. Как минимум, COVID-19 заставил компании внимательнее посмотреть на то, что же является их ключевыми компетенциями и что может иметь наибольшее влияние на их бизнес. На практике мы видим, что проекты цифровой трансформации, которые имели большое влияние на бизнес, получили ускорение во времени и усиление в финансировании, при этом иные проекты откладываются на будущее, так как не имели явного операционного или финансового воздействия на бизнес. Все компании должны сейчас внимательно посмотреть на свои планы, связанные с использованием технологии, облачных провайдеров или cloud-решение в корпоративном периметре, и оценить все это: час пробил. Никто уже не сможет позволить себе роскошь 24-месячной или 48-месячной цифровой трансформации: вопрос стоит о немедленном внедрении технологий в производство и бизнес.

SAS Institute работает с данными в течение десятилетий. Но с того момента, как Big Data превратилось в модный маркетинговый термин, огромное количество ИТ-компаний, включая стартапы, стали предлагать различные продукты для работы с большими данными и бизнес-аналитики. Как вы объясняете преимущества или отличия решений SAS Institute перед конкурентами?

Согласен: модные слова типа Big Data уже живут своей жизнью. С точки зрения конкуренции я считаю фантастически хорошим то, что великое множество разработчиков выходят на рынок с такими технологиями, и облачные провайдеры их в этом поддерживают. С внутренней точки зрения, это подталкивает нас к тому, чтобы быть лучше, создавать больше инноваций. Появление и широкое распространение облаков привели к уникальной возможности для компаний: они могут выбирать и пробовать разные технологии. Когда-то им приходилось инвестировать в технологический стек решений для аналитики, а ныне компании могут выбирать и применять одну лучшую технологию для одних задач, другую технологию - для иных и т.д. И компании имеют отличную возможность комбинировать ПО с открытым кодом (open source), коммерческими программными продуктами, решениями SAS, добиваясь наилучшего итогового результата для каждого конкретного бизнеса. Клиенты часто стоят на распутье: использовать ли open source или решение SAS. Ценность решений SAS в том, что они позволяют взять все операционные данные и превратить в инструмент развития бизнеса - воспроизводимым, управляемым и контролируемым способом. Я слышу от наших заказчиков и тех, кто не является клиентом SAS, что именно это важно для них - и именно в этом силен SAS Institute. И наше общение с облачными провайдерами лишний раз это подтверждает. Буквально 15 июня 2020 года SAS объявил о партнерстве с Microsoft: мы привносим в него технологии операционной аналитики, которые оттачивали десятилетиями - Microsoft такого не имеет.

Все программные продукты дрейфуют в сторону облака. Все ли продукты вашей компании доступны из SAS Cloud?

В данные момент не все продукты SAS доступны из SAS Cloud. Крупнейший из тех, что можно получить из облака по модели SaaS, - Customer Intelligence 360, и его используют клиенты в Европе и России. Но с запуском AI-платформы управления данными SAS Viya 4 у нас появился агрессивный план по переводу в облако существенного количества наших решений, включая весь портфель продуктов для ретейла, а также решения для управления рисками и борьбы с фродом. Что касается последних - они работают с чувствительными данными - персональными, финансовыми, - и стоит нам пересечь международные границы, как мы сталкиваемся с требованиями национальных регуляторов, которые различаются от страны к стране. Поэтому перенос в облако решений, связанных с рисками и фродом, потребует больше времени. Но повторюсь: мы активно движемся к модели SaaS, и в ближайшие шесть месяцев вы увидите наш большой прогресс.

Есть ли у SAS Institute планы создания дата-центров в России или других странах СНГ или размещения ваших решений в локальных партнерских ЦОДах?

Нет, мы не занимаемся бизнесом в сфере дата-центров. Мы опираемся на партнерскую модель, работая в первую очередь с Microsoft Azure - и следуя их инвестиционной модели, а также с Amazon Web Services (AWS) и Google Cloud Platform.

Лет пять назад Google анонсировала стратегию Mobile First, суть которой была в том, что любой новый продукт эта корпорация решила создавать сначала для мобильных устройств, а уже потом для настольных компьютеров. Разделяет ли SAS подобный подход при создании облачных версий новых продуктов - Cloud First?

Однозначно Cloud First, имея в виду "облачный по факту рождения" (Cloud Native) - с соответствующей архитектурой. Все аналитические продукты должны быть доступны отовсюду, причем для разных категорий пользователей на стороне клиентов: для разработчиков, используя API, для дата-сайентистов и для бизнес-аналитиков - с необходимыми для них интерфейсами. Я упомянул Azure как нашего главного партнера в облаках, но клиенты могут хотеть использовать продукты SAS в других облаках, и мы обязаны это обеспечить. Также мы должны поддерживать возможность работы с облачными продуктами SAS по гибридной модели, которая очень популярна, или в частном облаке.

Сколь часто вы слышите от пользователей ваших облачных решений вопросы типа "где именно будут храниться мои данные"?

О, постоянно - едва ли не от каждого клиента: "где лежат мои данные?", "кто имеет к ним доступ?", "как обеспечивается защита?". Особенно часто подобные вопросы возникают в связи с продуктом Customer Intelligence 360, и мы создали возможность обработки данных в облаке, при их сохранении на локальных серверах в корпоративном периметре. Мы понимаем, что зачастую перенос данных за географические границы невозможен по регуляторным соображениям или из-за внутренней оценки рисков. Часто дискуссия о том, где именно хранятся данные, перетекает в разговор о стоимости - ведь локальное хранение данных и их перенос между различными облаками может быть очень дорогим. Также едва ли не каждый клиент хочет, чтобы у нас был ЦОД в его стране. Облако - это глобальный феномен, который очень быстро превращается в локальный, стоит только коснуться темы персональных или чувствительных данных.

Появились ли у SAS новые продукты или идеи в результате COVID-19? И как в целом вы видите влияние пандемии на рынок дата-аналитики?

COVID-19 заставил нас, да и многих на рынке, принимать решения и выполнять их очень быстро. Мы объединили информационные панели различных продуктов, что помогало заказчикам быстрее и нагляднее понимать ситуацию с пандемией. Такие панели были доступны в целом ряде американских штатов, и объем запросов заставил нас озаботиться вопросами масштабирования и быстродействия. Кроме того, когда мы внимательнее взглянули на традиционные аналитические продукты SAS - например, для прогнозирования и оптимизации, - начали сотрудничество с больницами с целью оптимизации медицинских ресурсов. Например, работая с Cleveland Clinic в Кливленде, штат Огайо, мы помогали спрогнозировать количество прибывающих пациентов, оптимизировать количество коек и аппаратов ИВЛ. Эти технологи действительно помогали сохранять жизни, что было для нас огромным позитивным результатом. Отслеживание социальных контактов - еще одна важная задача, к которой привела пандемия, и очень большое количество правительственных агентств ведет с нами переговоры о технологиях для ее решения. В некоторых регионах мира у нас уже есть примеры сотрудничества с правительствами и операторами связи, когда мы используем их данные для отслеживания социальных контактов. Конечно, это приводит к интересным дискуссиям о неприкосновенности личной жизни, но я могу понять, почему правительства хотят этим заниматься.

Можете ли вы лично провести четкую границу между отслеживанием социальных контактов и "Большим братом"?

На мой взгляд, важно задаваться вопросами о том, какие именно данные используются, с какой целью и кем именно? По сути, тема отслеживания социальных контактов - это дискуссия о роли искусственного интеллекта и автоматизированном принятии решений. И мы должны отдавать нужные данные в правильные руки с целью обеспечить принятие важных решений. Я лично не поддерживаю сбор любых персональных данных без спроса, но в некоторых регионах операторы связи подконтрольны правительствам - и там нужно прилагать усилия для того, чтобы добиться прозрачности использования данных - как в случае, если бы эти стороны были независимыми.

Назовите топ-5 отраслей, обеспечивающих наибольший вклад в выручку SAS Institute в мире и в России. И есть ли у SAS продукты, адресованные определенным отраслям экономики?

Вся наша структура в глобальном масштабе поделена именно на индустрии. И мы решаем проблемы заказчика при помощи продуктов и идей, ориентированных именно на его отрасль. У SAS Institute есть отраслевые решения для банковского сектора, здравоохранения, правительственных структур, ретейла - это самые значимые для нас сектора экономики. Но у нас есть и такие универсальные продукты, как SAS Viya - это аналитическая платформа, на базе которой клиент с любого вертикального рынка может создавать контент своими силами либо воспользоваться для этого услугами SAS.

Говоря о России, продукты SAS особенно широко распространены в ретейле, телекоммуникационном секторе и, хотя и в меньшей степени, в банках.

Доносятся ли до вас российские призывы - или, если хотите, лозунги - о локализации ИТ-продуктов и как SAS к ним относится?

Мы слышим такое почти повсеместно, а не только в России. Если говорить о программном обеспечении SAS - оно полностью локализовано - я имею в виду все технические руководства и поддержку. Мы держим большую локальную команду для продаж и консалтинга. Если мы работаем в стране, мы обязаны слушать правительственные агентства, уважать их позицию и ожидания. Ведя бизнес в определенном регионе, мы хотим быть его частью, частью местного коммьюнити. И нам важны прочные связи как с локальными сотрудниками, так и с местными правительствами. В мире у SAS немного центров разработки: наши R&D-хабы расположены в штаб-квартире - в Северной Каролине (США), в Глазго (Шотландия), Пуне (Индия) и Пекине (Китай).

Несколько лет назад на ИТ-рынке была популярна фраза "Данные - это новая нефть". В 2020 году цены на углеводороды рухнули, и эту фразу никто не вспоминает. С чем бы вы сравнили данные - с точки зрения ценности - сейчас?

Я не могу вспомнить, сколько интервью дал в этом и прошлых годах, но вы однозначно победили в конкурсе на лучший вопрос. Я слышу от наших клиентов, что данные остаются критически значимыми и использование данных для принятия лучших решений очень важно. Но все наши заказчики сейчас также сфокусированы на времени: для них важно учитывать время на принятие решений, время на запуск моделей в производство и время на оценку результатов. Время - это то, чего всегда не хватает. Поэтому если не говорить о данных и их важности, то непрерывность времени - это то, о чем говорят с нами все клиенты.