По данным информационно-аналитического центра IT-компании "Авиант", в России 68% предпринимателей уверены, что автоматизация бизнес-процессов - обязательное условие конкурентоспособности. 62% собственников рассматривают ее как решение глобального вопроса производительности, а 94% - как силу, которая движет цифровую трансформацию.
© ComNews
07.08.2020

Конкурентоспособность бизнеса, организованная путем автоматизации, обусловлена существенной экономией временных ресурсов, минимизацией расходов и повышением точности. Об этом сообщили российские лидеры в сфере бизнеса.

По результатам исследования возможностей цифровизации, 92% резидентов транслируют намерение внедрить или доработать системы автоматизации в своих компаниях. 81% предпринимателей считают автоматизацию решающим фактором в масштабировании бизнес-технологий. 94% российских бизнесменов отмечают необходимость использования ее возможностей для того, чтобы поддерживать непрерывность бизнеса, обеспечивать максимальную оперативность работы.

Результаты опроса говорят о положительной взаимосвязи автоматизации, производительности труда и адаптивности, жизнестойкости бизнеса в новых условиях. 59% собственников отмечают, что немало времени тратят на решение административных вопросов. 86% респондентов считают, что автоматизация помогает удовлетворять требования клиентов.

Как сообщается в исследование, тренд на создание и установку программных роботов на рынке идет вверх, несмотря на пандемию коронавируса. Именно в этот период ключевые направления российского бизнеса были автоматизированы. Компании стали не так зависимы от человеческих ресурсов. Вынужденная изоляция отразилась на проектах роботизации, однако проблема была нивелирована повсеместным использованием возможностей удаленного доступа. Эксперты в области роботизации бизнес-процессов ИТ-компании "Авиант" отметили, что объем рынка автоматизации превысил $1 млрд в 2019 г., а в текущем ожидается прирост примерно на 50%. Сегодня крупнейшие фонды в значительных объемах инвестируют в разработчиков программных продуктов. Очевидно, количественные и качественные характеристики запросов на автоматизацию бизнеса изменились: вместо забавной игрушки бизнес видит ее надежным инструментом, позволяющим быстро вернуть инвестиции и повысить эффективность работы.

В данном исследования участие приняли 100 собственников бизнеса и генеральных директоров, а также 507 специалистов в сфере анализа и обработки данных.

По мнению эксперта по автоматизации бизнеса, собственника и генерального директора IT-компаний "Авиант" и "Авиант Прайм" Сергея Мироненко, в первую очередь автоматизации требуют такие бизнес-процессы, как продажи (crm), процессы привлечения клиентов (маркетинг), а также взаимодействие внутри компании (онлайн-офис). "Автоматизация должна быть осознанной и измеримой. Важно показывать определенные результаты на каждом этапе. Автоматизация применима только к процессам - необходимо описать каждый автоматизируемый процесс", - подчеркивает Сергей Мироненко. На его взгляд, лишь 30% российских компаний переходят от декларации необходимости цифровизации к конкретным действиям.

Руководитель направления "Цифровые процессы" ИТ-компании "Крок" Виктор Смирнов соглашается с оценками, приведенными в исследовании. "Автоматизация бизнес-процессов - одна из ключевых точек роста для предприятий, у которых от качества организации внутреннего сервиса и скорости обработки запросов напрямую зависит результат бизнеса. Например, это характерно для банков или страховых, где есть SLA, не выполнять которые может быть слишком дорого. А увеличение числа задач по автоматизации в том числе связано со снижением стоимости разработки и внедрений. Также у наших клиентов появляется все больше кейсов по автоматизации даже относительно небольших процессов. Например, мы видим спрос на автоматизацию таких мини-процессов, как заказы командировок, согласование отпусков или документов через мобильные приложения или чат-боты. Во время удаленки преимущества этих инструментов оценили и те, кто раньше подобными штуками не пользовался. Системы автоматизации бизнес-процессов и Low-код платформы в целом начали пользоваться ажиотажным спросом при переходе на режим самоизоляции. Также за последний квартал мы стали решать еще больше задач по автоматизации бизнес-процессов, не готовых к интеграции. Здесь наши клиенты предпочитают инструменты для быстрого time to market - RPA, микросервисы", - объясняет Виктор Смирнов. По его мнению, для начала стоит правильно описать бизнес-процессы, чтобы в тексте было, как в жизни. "Часто это не совпадает и мешает эффективной оптимизации. После предстоит понять и принять KPI - кто, за сколько и в какой момент должен выполнять операции по бизнес-процессам. Затем после реализации первой версии автоматизированной системы проанализировать результаты и, при необходимости, еще больше оптимизировать бизнес-процесс. У нас был случай, когда мы сократили длительность процесса по согласованию договоров внутри КРОК с 28 дней до четырех. И это без потери качества!" - считает Виктор Смирнов.

По оценке Виктора Смирнова, в первую очередь необходимо оптимизировать процессы, которые занимают больше всего времени или больше всего денег или процессы, выполнение которых влияет на бизнес. "Например, оценка рисков при выдаче банковских кредитов или оформлении страховых договоров. Это могут быть и задачи конкретных бизнес-подразделений, например, связанные с процессами обработки бухгалтерской документации, когда благодаря автоматизированному внесению данных из первички в учетные системы в компании можно не только вдвое снизить трудозатраты сотрудников, но и снизить вероятность появления штрафов из-за уменьшения числа ошибок при подаче отчетности", - убежден Виктор Смирнов

Директор практики бизнес-консалтинга компании AT Consulting (входит в Лигу цифровой экономики) Всеволод Красин, комментируя результаты исследования, выражает сомнение. "На мой взгляд, такой рост в условиях общего экономического спада вряд ли возможен. Роль автоматизации в текущей ситуации выросла, но в то же время общие объемы бизнеса в целом по стране сокращаются", - утверждает Всеволод Красин. С его точки зрения, в первую очередь необходимо автоматизировать процедуры взаимодействия с клиентами (прежде всего дистанционного), также важна автоматизация внутренних процессов, позволяющих повысить эффективность удаленной работы и взаимодействия сотрудников. Кроме того, необходимо автоматизировать процессы учета и анализа информации и интегрировать их с производственными процессами и процессами продаж, а также процессы, требующие большого количества стандартных операций. "С одной стороны, следует понимать, автоматизация каких областей принесет наибольший эффект в краткосрочной или среднесрочной перспективе, а с другой - учитывать, что автоматизация отдельных частей сквозного процесса или фрагментированная автоматизация могут не дать ожидаемого эффекта", - считает Всеволод Красин.

"В целом с тезисом о важности и необходимости автоматизации сложно не согласиться. С учетом этого хотелось бы увидеть более детальные оценки: насколько и по каким направлениям она востребована в разных отраслях и компаниях разного масштаба", - комментирует результаты исследования представитель пресс-службы ООО "СБКлауд".

"Также автоматизация, очевидно, не сводится только к внедрению RPA - в ряде отраслей пока высока потребность в базовой автоматизации бизнес-процессов, в модернизации ИТ-инфраструктуры для ее соответствия растущим объемам данных. С точки зрения оценки роста - очевидно, что влияние коронакризиса на темпы роста будет, но для многих компаний именно кризисная ситуация стала стимулом сосредоточиться на оптимизации бизнес-процессов, исследовании возможностей новых технологий - в том числе облачных, перехода к сервисной модели. Отсюда сохраняющиеся высокие темпы роста облачного рынка, так как облака все чаще используются для обработки и хранения больших объемов данных, создаваемых в том числе и при работе RPA-решений", - сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе ООО "СБКлауд".

Генеральный директор облачного провайдера "ИТ-Град" и онлайн-сервиса 1cloud.ru (входят в группу МТС) Юрий Зинченко отмечает тренд на ускорение автоматизации российского бизнеса. "Для большинства компаний внедрение цифровых решений становится драйвером и неотъемлемой частью дальнейшего развития. Так, ожидаемый эффект от внедрения технологий IoT в России к 2025 г. составит до 2,8 млрд руб. за счет повышения эффективности производственных процессов. Одной из основ реализации проектов по автоматизации являются облачные технологии, которые обеспечивают надежную работу ИТ-систем и приложений, бесперебойное функционирование онлайн-сервисов, а также логистических цепочек и документооборота. Для перехода в облако компаниям не обязательно наращивать собственные компетенции в сфере виртуализации. Специалисты облачного провайдера помогут бесшовно мигрировать ИТ-инфраструктуру в облако, повышая уровень автоматизации бизнеса. Руководители бизнеса смогут сфокусироваться на профильных задачах и бизнес-процессах", - рассказывает Юрий Зинченко.

Генеральный директор компании "Норбит" (входит в группу "Ланит") Антон Чехонин подчеркивает, что необходимость в автоматизации определенных бизнес-процессов и выбор системы всегда зависят от множества факторов - отрасли, размера компании, ее возраста, истории автоматизации бизнеса и ситуации на рынке. "Например, в кризисные времена, когда покупатели особо требовательны к уровню клиентского сервиса, вырос спрос на CRM-системы. В энергетической и промышленных сферах большую роль играют системы для автоматизации закупок, помогающие выстраивать работу с множеством поставщиков. В период самоизоляции компании, которые уже провели цифровую трансформацию HR-процессов, не столкнулись (или столкнулись в более мягкой форме) со сложностями при переходе на удаленную работу, поскольку часть процессов уже выполнялась онлайн. В тот же период среди крупнейших ретейлеров особую ценность стали иметь автоматизированные системы доставки и логистики", - объясняет Антон Чехонин.

Он отмечает, что для управления бизнесом компании нередко прибегают к автоматизации процессов. Важно понимать, что система сама по себе проблему не решает. "Компания должна четко понимать, какие процессы нужно автоматизировать и каким образом. Сегодня компании стали все чаще привлекать к проектам специалистов-методологов, которые знают, как и зачем выстроить логику того или иного процесса, а также установить связь со смежными процессами. Далее идет выбор инструментов и их конфигураций. Сегодня на рынке существует множество отдельных инструментов для автоматизации конкретных функций: управление производством, взаимоотношениями с клиентами, бюджетирование и др.", - говорит Антон Чехонин.

Новости из связанных рубрик