В среду на конференции Better World Summit 2020, организованной Huawei, были озвучены мировые тенденции цифровизации в 2020 г. Среди трендов названы гиперавтоматизация, а также новые неожиданные партнерства. Эксперты обсудили, как регулирование отрасли может способствовать развитию цифровой экономики, выходу из кризиса и совместному построению будущего.

© ComNews
30.07.2020

"Регулирующие органы в сфере телекоммуникаций во множестве стран должны совместно заниматься решением общих проблем, возникших в связи с пандемией COVID-19, и создавать мир, в котором найдется место для каждого", - заявила старший вице-президент и председатель совета директоров компании Huawei Кэтрин Чэнь во время выступления на саммите Better World Summit 2020. На ее взгляд, для восстановления экономики жизненно необходимо использовать подход "сверху вниз" и при этом направлять творческую энергию и жизненные силы "снизу вверх". По мере того как все больше стран и регионов успешно справляются с инфекцией и распространением COVID-19, их экономическая деятельность начинает приходить в норму. "Многие правительства разработали разнообразные планы стимулирования экономики, в которых ИКТ неизменно занимают ключевое место. В Китае на осуществление плана "Новая инфраструктура" выделено более 1 трлн юаней, которые в течение следующих пяти лет будут инвестированы исключительно в технологию 5G. Ожидается, что это поспособствует росту цифровой экономики Китая на 15,2 трлн юаней и ускорит восстановление внутренней экономики. ЕС также анонсировал программу быстрого восстановления экономики, на которую выделено 1,1 трлн евро", - рассказала Кэтрин Чэнь.

В числе докладчиков на саммите были представители Сектора радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ-Р), Ассоциации глобальных систем мобильной связи (GSMA), Европейской ассоциации конкурентных телекоммуникаций (ECTA), Южно-Африканского департамента связи и цифровых технологий, Национальной комиссии Таиланда по цифровой экономике и обществу, Китайской академии информационных и коммуникационных технологий (CAICT), Немецкой ассоциации интернет-индустрии (ECO) и консалтинговой фирмы Arthur D. Little.

На конференции, организованной Huawei, озвучены международные тенденции цифровизации в 2020 г., обусловленные коронакризисом. Среди трендов названы гиперавтоматизация, а также новые и порой неожиданные партнерства. Например, косметическая сеть в Китае в партнерстве с ИТ-компанией создала онлайн-консультанта.

Партнер консалтинговой фирмы Arthur D. Little (ADL) Раджеш Дунеджа выделил семь типов стратегий развития информационно-коммуникационных технологий для разных стран: центры развития - много инвестируют в разработку, есть развитая экосистема для коммерциализации (пример: Швеция, Израиль, Южная Корея), просьюмеры ("производящие потребители") ИКТ (пример: Германия), центры предоставления офшорных услуг (пример: Ирландия, центр обслуживания Европы), Филиппины (центр телефонного обслуживания и голосовых услуг), глобальные фабрики - производители оборудования (пример: Мексика, Китай), бизнес-центры - центры торговли ИКТ, именно здесь транснациональные корпорации организуют свои центральные офисы (пример: Сингапур), потребители - использовали ИКТ для роста и теперь готовы двигаться на следующий уровень (пример: Болгария) и ИКТ-новички (пример: Босния).

ComNews попросил также российских экспертов рассказать о будущем отечественной цифровизации. По словам директора управления продаж продуктов и сервисов Softline Александра Рожкова, Россия пристально присматривается к передовому мировому опыту в сфере цифровизации, старается перенимать и адаптировать лучшие методики и практики, сохраняя при этом технологический суверенитет. По его мнению, Россия всегда открыта для сотрудничества в сфере цифровизации в рамках различных форматов - ЕАЭС, БРИКС, ШОС и др. "Не секрет, что текущая геополитическая и макроэкономическая конъюнктура, сложившаяся в результате введения экономических санкций, волатильности нефтяных и валютных рынков, накладывает некоторые ограничения на развитие и технологическую независимость страны. Но с другой стороны, это стимулирует Россию на выбор собственного уникального пути развития и максимальную реализацию своего внутреннего потенциала", - размышляет Александр Рожков. По его оценке, на сегодняшний день вектор, который выбрала для себя Россия, можно охарактеризовать не как стремление догнать и перегнать другие страны по уровню цифровизации, а как создание высокотехнологичной, самодостаточной и защищенной экосистемы, направленной на создание комфортных условий для населения и бизнеса. "Конечно, еще многое нужно сделать для реализации амбициозных планов: совершенствовать нормативно-правовую базу, создавать благоприятный бизнес-климат, готовить новые кадры по цифровым профессиям, обеспечить равномерное цифровое развитие отраслей и регионов, создать цифровую инфраструктуру и т.д. Но движение по этим направлениям идет, и это замечательно", - считает Александр Рожков.

Александр Рожков отмечает, что цифровая экономика в России превратилась в национальную цель, если не сказать, в национальную идею. На самом высоком уровне осознают значимость успехов в цифровизации, как стратегического преимущества страны на мировом уровне. "Не стоит забывать, что два года назад именно правительство выступило инициатором проведения эксперимента по созданию выделенной должности руководителя, ответственного за цифровую трансформацию (CDO/CDTO) в крупнейших госкорпорациях и компаниях с госучастием. Сейчас мы видим все больше коммерческих предприятий, федеральных и региональных органов власти, в которых появляется позиция CDO/CDTO. Кроме того, проводится массовое обучение руководителей разных уровней, формируются центры компетенций, разрабатываются стратегии цифровой трансформации", - напоминает Александр Рожков.

По его мнению, при активной поддержке государства, институтов развития и венчурных фондов создаются целые экономические зоны, где отрабатываются механизмы "открытых инноваций", взращиваются стартапы по направлениям цифровых технологий, а также формируются экспериментальные полигоны и пилотные зоны для тестирования самых смелых идей и инноваций. Александр Рожков отмечает, что в рамках национальных проектов, в настоящее время реализуются мероприятия по цифровизации целых сегментов и отраслей экономики: образование, здравоохранение, дороги и транспорт, умный город, промышленность и сельское хозяйство. "Благодаря запуску федерального проекта "Цифровые технологии" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждению Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 г., серьезный импульс для развития в стране получили так называемые сквозные цифровые технологии (СЦТ) - большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. В прошлом году разработаны дорожные карты по СЦТ. В рамках проектов НТИ уже несколько лет формируются, без преувеличения, новые технологические рынки: AeroNet, MariNet, AutoNet, HealthNet, NeuroNet, EnergyNet, FoodNet, SafeNet. Буквально в этом месяце подготовлена нормативная база в рамках "регуляторных песочниц", которая, как ожидается, будет способствовать устранению административных и регуляторных барьеров в рамках реализации экспериментальных проектов с использованием цифровых технологий", - рассказал Александр Рожков.

Директор по инновациям ИТ-компании "Крок" Алексей Смирнов полагает, что уровень развития информационных технологий в России находится на достаточно высоком уровне. Однако, по его мнению, степень цифровизации очень сильно отличается от отрасли к отрасли. "Меньше всего охвачены цифровизацией сельское хозяйство, строительство и сфера услуг. А вот российские банки и телеком-компании более развиты в плане ИТ, чем западные. При этом сфера услуг в США и странах Европы опережает нашу по уровню цифровизации. Так, что можно сделать вывод, что такое неоднородное распространение цифровизации по отраслям характерно не только для России", - считает Алексей Смирнов. Размышляя о будущем цифровизации в России, он говорит, что будет продолжаться заданный пандемией тренд на работу вне офиса. Как следствие, это приведет к расширению применения технологий для удаленной работы. В том числе этот тренд даст развитие мобильным приложениям и мессенджерам, решениям для видео- и телеконференцсвязи, а также информационной безопасности. По мнению Алексея Смирнова, последнее десятилетие компании активно накапливали данные. Сегодня бизнес постепенно переходит уже к управлению на основе этих данных и выявлению инсайтов в них. "На фоне недостатка квалифицированных кадров на рынке труда усилится тренд на роботизацию. Использование решений по роботизации позволит бизнесу не только оптимизировать затраты на персонал и рутинные операции, но и повысить прозрачность и управляемость внутренних процессов", - предсказывает Алексей Смирнов.

"Темпы ИТ-развития бизнеса и спрос со стороны рынка на цифровые компетенции растут быстрее, чем рынок высококвалифицированных кадров цифровой экономики. Поэтому перспективы цифровизации в России будут зависеть от качества программ обучения для создания этих кадров, вовлечения государства и бизнеса в их подготовку. Повышение уровня ИТ-развития находится в стратегическом фокусе высшего руководства страны, что значительно позволяет ускорить запущенные процессы цифровизации. Государственная поддержка ИТ-компаний и их клиентов в свою очередь могла бы дать дополнительный толчок для цифровизации страны. Значительный эффект здесь может обеспечить именно поддержка заказчиков-компаний не из ИТ-отрасли через целевые программы инвестирования в цифровые технологии", - рассказывает Алексей Смирнов. По его мнению, помимо налоговых послаблений, необходимо создание и поддержка институтов развития (акселераторов, венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, инкубаторов и т.п.).

Исполнительный директор центра стратегического развития и цифровой трансформации компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павел Сварник отмечает, что главная особенность отечественной цифровизации заключается в том, что ее публичным драйвером является государство (органы государственной власти, госкорпорации и государственные институты развития). "Подобная диспозиция обуславливает и сформировавшиеся тренды - ориентацию на использование сквозных цифровых технологий, цифровизацию на базе импортонезависимых (отечественных) решений, реализацию принципов платформенной экономики. Коммерческий сектор, конечно, тоже занимался и занимается цифровизацией, но не всегда акцентирует на этом внимание. Создание цифровых двойников и внедрение цифровой культуры, построенной на базе гибких практик, часто является результатом инициатив в смежных областях", - рассказывает Павел Сварник. На его взгляд, ввиду того, что цифровизация является фактором конкурентоспособности национальных экономик, перспективы у цифровизации в России довольно позитивные. "Все, что касается взаимодействия государства со своими резидентами, будет развиваться традиционно высокими темпами, а это, например, тема госуслуг или комплекс мер по цифровой идентификации и учету граждан", - полагает Павел Сварник. Однако, по его мнению, серьезные опасения вызывает цифровизация реального сектора экономики и особенно обрабатывающей промышленности. "Накопившееся за последние годы отставание в смежных функциональных областях не позволяет системно подойти к процессу цифровизации и продемонстрировать быстрый эффект от реализации соответствующих инициатив", - говорит Павел Сварник.

"Мы видим не только банальные очевидные факторы, вроде остановки транспортного сообщения, прекращения турпотоков, сокращения деятельности гостиничного, выставочного бизнеса, схлопывания общепита и бизнеса торговых центров. Начинают проявляться тенденции, которые повлияют на весь мир и изменят его в какой-то степени", - подчеркивает директор по стратегии и инновациям компании "Техносерв" Максим Гарусев. По его словам, эти макротенденции не совсем очевидны, но они скажутся на всех отраслях экономики, в том числе и на ИТ.

Максим Гарусев выделяет три таких тенденции:

Приоритет национальных интересов над международными. В начале коронакризиса было много споров о закрытии границ и транспортировке медицинских товаров, по-разному пострадавшие страны пытались договориться о противодействии пандемии и не могли.

Усиление перекосов в распределении мировых ресурсов. Очевидно, что не все страны могут позволить себе запустить такие мощные пакеты помощи своему бизнесу, как развитые.

Усиление интереса к естественным наукам. Конвергенция современных технических (включая ИТ) и биологических наук позволит лучше понимать природу таких явлений, как COVID, и, соответственно, эффективнее им противодействовать.

Как отметил Максим Гарусев, влияние коронавируса на цифровизацию России было весьма заметным - все на личном опыте увидели возможности ИТ и телекома в условиях эпидемии. "Самыми явными трендами стали переход в облака многих заказчиков, виртуализация внутренних ИТ-систем для облегчения удаленного доступа к ним, виртуализация рабочих мест. Предполагаем, что перечисленные направления получат свое развитие и после пандемии, так как эти технологии обладают большим потенциалом повышения эффективности бизнеса заказчиков", - отмечает Максим Гарусев. По его оценке, по стратегии развития ИКТ Россия является смешанным типом: ее можно отнести как к "просьюмерам", так и к центру предоставления офшорных услуг. У нас в стране достаточно развиты офшорные ИТ-услуги для зарубежных заказчиков и одновременно существует достаточно крупный рынок ИТ-услуг и разработки для собственного потребления. Так, процесс импортозамещения как раз и относит Россию к "просьюмерскому" рынку: мы производим достаточно много решений для потребления внутри своей национальной экономики.

Новости из связанных рубрик