Редколонка / июль 2020
Космический крик о помощи

Юлия
Мельникова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
27.07.2020

Коммерческий космический рынок в России пока слаб - в силу ряда причин. Среди препятствий для развития частного ракетно-космического бизнеса игроки отрасли называют недофинансирование, зарегулированность отрасли, недостаток поддержки госинститутов и нехватку кадров. Однако они признаются, что если бы пришлось начать бизнес сначала, то их выбор вновь пал бы на космос. А это значит, что у частного космического бизнеса в России пока еще есть запал и, скорее всего, будущее. Ведь главное в любом стремлении - желание: тогда все трудности преодолимы.

На прошедшей 23 июля XII Международной конференции SATELLITE RUSSIA & CIS 2020, организованной Информационной группой ComNews, представители стартапов из ракетно-космической отрасли и структур госкорпорации "Роскосмос" рассуждали о том, возможна ли в России успешная и безопасная для бизнеса деятельность частных компаний в космической сфере.

Представители коммерческого сегмента космической отрасли сошлись на том, что государство и его институты (в том числе "Роскосмос") должны понять, что частные компании, как и государственные, являются элементами российской экономики. И развитие России как космической державы возможно только в том случае, если государство станет относиться к частному бизнесу как к равноправному.

Российским космическим стартапам сложно выжить ввиду большой капиталоемкости отрасли. Среди тех, кто не справился и сошел с дистанции, оказались, например, проекты Yaliny и "Даурия Аэроспейс". Многие частные компании годами барахтают стабилизаторами, волнуя действительность, но так и не могут выбраться в космос.

Представители стартапов рассказали, что необходимо частному бизнесу, чтобы сдвинуться с мертвой точки. В первую очередь стартапам нужны деньги: либо прямая господдержка, либо вовлечение в работу по госзаказам, а также возобновление государственных программ микрогрантов. Во вторую - поддержка со стороны крупных предприятий (прежде всего входящих в "Роскосмос"). Кроме того, игроки рынка назвали необходимость изменения нормативно-правовой базы, решения вопроса с дефицитом кадров и повышением заработной платы линейному персоналу.

Генеральный директор ООО "КосмоКурс" Павел Пушкин констатировал, что коммерческого рынка создания ракет в России пока нет. "Есть зарубежный рынок, который нам не очень открыт, есть американские спутники, которые нам недоступны. Есть российские спутники, о которых ничего не известно. Нет внятной информации о том, какие задачи стоят, чтобы мы проектировали ракету под заказ. Мы готовы включиться в работу хоть завтра, если будет заказ и понятный рынок, - объяснил он. - В российской космической отрасли высока роль государства, как заказчика в том числе. Основная проблема с "Роскосмосом" в том, что он занимает позицию производителя космической техники и потребителя услуг. "Роскосмос" забывает о своей позиции регулятора, который должен развивать российскую экономику, в том числе в части космической деятельности. Надо давать всем одинаковые возможности".

Генеральный директор ООО "Спутникс" Владислав Иваненко считает, что для успешной работы космических стартапов необходимо отказаться от военпреда, требований ФСБ и Положения РК-11-КТ (Положение о порядке создания, производства и эксплуатации космических комплексов). Дело в том, что для создания любого спутника нужна специальная лицензия, иначе компания не сможет работать по коммерческим или государственным заказам. Получение лицензии - многоступенчатая бюрократическая процедура, лишь немногим менее сложная, чем создание самих космических аппаратов. Основной промежуточный документ, необходимый при лицензировании, - сертификат о наличии в компании системы менеджмента качества, соответствующий положению РК-11-КТ. Это ключевой документ, регулирующий космическую отрасль, который имеет гриф "для служебного пользования". Многие необходимые стандарты и вовсе имеют секретный статус. Так что для того, чтобы выяснить, каким именно требованиям должна отвечать компания и ее продукция, придется получить специальную лицензию ФСБ на доступ к секретным сведениям.

Павел Пушкин сравнил развитие российской космической отрасли с лодкой: "Сегодня государственный сектор занимает одну часть лодки, а частный - другую, но половина лодки не плавает. Частным компаниям надо тоже деньги давать. Специалисты, работавшие в госкомпаниях, часто переходят на работу в частный сектор [так поступил и сам Павел Пушкин - прим. ComNews]. Служа в госкомпании, мы свои, а в частной - уже чужие".

Сооснователь ООО "Лин Индастриал" Алексей Калтушкин привел пример взаимодействия с госкорпорацией: "Роскосмос" нам говорит: будет готова ракета - приходите. У стартапов с этим проблема. Госкорпорация смотрит на стартапы позитивно, но мало таких компаний, которые могут показать "Роскосмосу" что-то готовое. Плюс стартап не может сделать за минимальные деньги технологически достойный продукт".

Генеральный директор АО "Главкосмос" ("дочка" "Роскосмоса") Дмитрий Лоскутов оппонировал: "В Индии на правительственном уровне принимаются решения для облегчения доступа частных космических компаний к ресурсам космической отрасли. У нас тоже есть примеры взаимодействия с частными отечественными компаниями. В конце прошлого года мы запустили единый портал комплектующих и продукции для ракетно-космической промышленности. С компанией "Спутникс" мы тесно сотрудничаем - выступаем в качестве интегратора, предоставляя услугу под ключ, включая запуск (сам "Спутникс" производит спутниковые компоненты). Также мы взаимодействуем с компанией "СканЭкс" по приему изображений дистанционного зондирования Земли, с компаниями "Панорама", ЦИТ и др.".

Дмитрий Лоскутов согласился, что необходимо финансирование, но, чтобы оно случилось, надо подправить регуляторику. "Будут деньги - будут и кадры. Мешает регуляторика: я думаю - вот барьер. Если этот вопрос решить, появятся и деньги. Стартапу надо перед инвестором защитить бизнес-план, а неясность в законодательстве мешает: отсутствие или переизбыток четких правил", - объяснил генеральный директор "Главкосмоса".

Ближайшее десятилетие покажет, какая страна станет "законодателем мод" в космосе. Пока в США запрещают своим производителям поставлять блоки и элементы для космических аппаратов, которые планируют запускать на китайских ракетах, российские стартапы с талантливыми инженерами и руководителями, с множеством амбициозных идей и пока еще сил на их реализацию, могут помочь России восстановить статус мощной космической державы. Однако для этого "Роскосмос" должен вспомнить о своей роли регулятора и срочно уравнять в правах подведомственные предприятия ракетно-космической отрасли и стартапы. К тому же вторые могут принести новые идеи первым, ведь частный бизнес часто имеет свежий "незамыленный" взгляд и способен генерировать инновационные идеи. А у руля государственных институтов нужны люди с долгосрочным стратегическим мышлением (и соответствующими контрактами), а не временщики, мечтающие о личном благополучии.