Дзюнити
Судзуки

президент Panasonic Europe
Антон
Кураш
© ComNews
23.07.2020

Компании Panasonic и GSW Sigmaringen объявили о запуске проекта Future Living Berlin -высокотехнологичного "умного города", сочетающего энергоэффективные, экологичные технологии - тепловые насосы ("воздух – вода"), фотоэлектрические панели, а также интернет по электросетям, подключенные устройства и т.д. Таким образом Panasonic стала компанией, поддерживающей проекты "умных городов" и "городов устойчивого развития" сразу в трех регионах мира: Японии, США и Европе.

Во многих странах применение энергоэффективных умных технологий поощряется правительством, в частности субсидируется приобретение соответствующего оборудования, но очень часто инициатива исходит от конечных потребителей и застройщиков, что, как правило, не свойственно России. Интересно, что первый умный квартал, который построила компания Panasonic, расположился в корпусах ее бывшего завода. По мнению иностранных специалистов, стандартизация решений "умного города" будет исходить не от государства, а от рынка, где этот процесс связан с темпами коммерциализации соответствующих продуктов. О международном опыте запуска проектов "умный город" (которые в ближайшем приближении все-таки больше напоминают умные кварталы) и о ситуации в России корреспондент ComNews побеседовал с главой совета директоров и президентом Panasonic Europe Дзюнити Судзуки, который до этого занимал пост руководителя российского офиса компании.

Кто является заказчиком решений для электрификации зданий - муниципалитеты или чаще застройщики?

- У наших решений разные потребители - частные дома, многоквартирные здания, офисы компаний. В случае с тепловым насосом - это не тот продукт, который будет покупать конечный пользователь. Всегда необходим установщик для разработки и монтажа системы. Обычно между нами и компаниями-инсталляторами стоят крупные дистрибьюторы, имеющие на складах запас продукции для более мелких установщиков. Но в основном решения продвигают те, кто их устанавливает.

А кто все-таки формирует и двигает спрос на такие решения? Обладатели квартир, хоть и являются конечными пользователями, не могут ведь влиять на инфраструктуру.

- В Европе существует множество вариантов. Прежде всего, тепловой насос может быть установлен в частном доме. И многие европейцы очень в этом заинтересованы, поскольку такие системы вносят существенный вклад в сокращение выбросов СО2. Те, кто активно поддерживает декарбонизацию, обычно делают выбор в пользу систем "воздух-вода" или солнечных панелей.

Или как в случае с "Умным Берлином", владелец каждой квартиры не выбирает конкретную энергосистему, но он выбирает застройщика, который сделает это за него – установит эти экологичные решения. И люди понимают, что вносят вклад в правильное дело. То есть всегда есть либо конкретные индивиды, либо компании, заинтересованные в этом. Кроме того, европейские правительства продвигают подобные решения. Во многих странах есть субсидии на приобретение и установку систем "воздух-вода". Так что владелец объекта недвижимости может получить их по очень низкой цене. И комплекс таких мер стимулировал большой рост продаж систем "воздух-вода" в Европе.

Везде в мире в городах есть унаследованная инфраструктура, порой очень старая. И при создании новых кварталов приходится как-то привязывать их новую инженерную инфраструктуру к существующей. Насколько это трудоемкий процесс?

- Все умные города, в создании которых мы до сих пор участвовали, строились с нуля, как полностью новые объекты. В Японии для этого в основном использовались территории бывших предприятий Panasonic. Мы просто сносили завод и застраивали землю под ним. С Берлином похожая история – это полностью новое место, умный квартал. Проект не очень большой - всего на 90 квартир. Тем не менее, он не отягощен каким-либо наследием.

Мне сложно ответить на ваш вопрос, но, думаю, что в случае с существующей инфраструктурой городов могут возникнуть сложности интеграции. Вместе с тем, поскольку мы используем электричество в качестве основного источника питания, то инвестиции в инфраструктуру будут не так велики. Но в будущем, если мы будем генерировать энергию, например, из водорода, то инфраструктура может стать более дорогой.

Характеристики "умных городов" Panasonic

Площадь (общая)

1,8 км2

Фуджисава (Япония)

190 000 м2

Цунасима (Япония)

37 900 м2

Суйта (Япония)

23 465 м2

Берлин (Германия)

7 604 м2

Денвер (США)

1 545 м2

Чтобы оснастить подобные кварталы и дома, производитель того или иного оборудования вынужден интегрироваться с продуктами и системами других вендоров. Возникают ли здесь проблемы, насколько они значительны и каким образом могут быть решены?

- С технической точкой зрения я не вижу разницы между проектами в разных регионах мира. Но когда дело доходит до партнерства, то, конечно, есть разные особенности и сложности. Например, на родине – в Японии – мы работаем очень много лет и располагаем не только множеством клиентов, но и партнеров. Поэтому там достаточно легко организовать любой консорциум, не только технологический, но и с участием застройщика, банка и т.д. В Европе или США у нас не настолько богатый и широкий опыт и история. Поэтому процесс поиска локальных партнеров может быть гораздо сложнее. Это один из существенных вызовов, с которым мы столкнулись, приступив к реализации проекта "Умный Берлин".

В некоторых странах на уровне муниципалитетов принимаются стандарты умных городов и решений, которые должны быть там внедрены. Считаете ли вы это правильным и необходимым? Это должен решать рынок, конечный пользователь или органы власти?

- Во всехслучаях есть свои плюсы и минусы. Но некоторая стандартизация нужна, вне зависимости от того, принуждает ли к этому государство или нет. Думаю, что она случится, когда технологии и решения начнут подходить к реальной коммерциализации и выводу на рынок. Пока мы только пробуем разрабатывать некие "идеальные решения", и это еще не коммерциализация. Чтобы мир пришел к этому, необходимы определенные стандарты, которые позволят производителям и поставщикам решений довести свои технологии до необходимого уровня, сделать разработки пригодными к использованию в любом проекте "умного города" в любой точке мира.

Suita Sustainable Smart Town в Осаке планируется открыть весной 2022 года. Город будет построен на территории бывшего завода Panasonic площадью 2,3 гектара. Ожидается, что он станет первым в Японии городом со 100% возобновляемой энергией. Помимо 362 жилых единиц, этот "умный город" также будет включать в себя общественный парк, оздоровительный и коммерческий комплексы.

Любой "умный город"– это город, управляемый данными. Участвуете ли вы в интеграции, передаче данных в какие-то другие общие платформы управления?

- Нет, мы не обмениваемся никакими данными и не планировали это делать. Данные "умного города" используются исключительно для повышения эффективности наших решений. И, в принципе, я пока не вижу необходимости в таком обмене.

Что вы думаете о российском рынке "умных городов", его будущего и роли Panasonic в его развитии?

- При низких ценах на нефть вопрос энергосбережения может быть не столь актуальным для российских потребителей. Да и обеспокоенность природоохранными вопросами в РФ не так сильна, как в ЕС. Поэтому если говорить об "умных городах" в России, то это больше история об IoT, подключаемых устройствах. Однако у Panasonic есть и другие разработки в области энергетики - например, тепловые насосы на природном газе, которые не только вырабатывают энергию, но и обогревают помещения. Я очень надеюсь, что эти технологии смогут встроиться в будущие проекты "умных городов" в России.

Рынок электротранспортных средств в Европе растет.. Как вы думаете, с чем это связано, и как вам вдится ситуация в России?

- Правительства европейских стран прилагают большие усилия к увеличению количества электромобилей, ставя действительно высокие планы по декарбонизации производителям и параллельно субсидируя конечных пользователей, чтобы они покупали электрические авто. Т.е., чтобы добиться реального бума электротранспорта, нужна очень сильная руководящая роль властей, какой пока не ощущается в России. Поэтому в РФ пока нет такой тенденции с ростом рынка электрокаров, как в Европе. Но давайте подождем и посмотрим.