Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
13.07.2020

Вопреки мнению некоторых игроков рынка, коронакризис все-таки задел российскую телекоммуникационную отрасль. По крайней мере в том, что касается поддержки государством перспективных технологий мобильной связи пятого поколения (5G). Как это нередко бывает, с наступлением непростых времен власть в лице регуляторов быстро находит решение вопроса недостатка средств - путем латания дыр в одном месте за счет урезания бюджета в другом. Донором в этот раз рискует стать 5G.

Как сообщило издание "Известия", Минкомсвязи выступило с предложением в 2021 году перераспределить 2 млрд рублей из федерального бюджета, которые должны были пойти на работы по расчистке радиочастотного спектра для строительства сетей 5G. Ведомство сделало запрос на изменение паспорта федерального проекта "Информационная инфраструктура". В конце июня запрос направлен рабочей группе по направлению "Информационная инфраструктура" АНО "Цифровая экономика". Впрочем, рабочая группа не поддержала инициативу ведомства — большинство участников выступило против. Это следует из протокола ее оперативного заседания от 30 июня.

Ранее Минкомсвязи, как сообщали "Известия", предложило сэкономить еще 1,5 млрд рублей, которые в 2020 году должны были пойти на работы по расчистке частот. Большую часть этих денег собирались направить в резервный фонд правительства, а почти 500 млн рублей планировали пустить на финансирование доступа малых городов ко второму мультиплексу цифрового ТВ.

Очевидно, что с началом коронакризиса государство руками регулятора приступило к пересмотру долгосрочных планов. Касается этот пересмотр, в первую очередь, крупных проектов вроде "Цифровой экономики". В самом пересмотре планов и дорожных карт (и перераспределении госбюджетов, заложенных на реализацию проектов) нет большого негативного влияния, поскольку ситуация меняется и необходимо подстраивать планы под существующие реалии.

Урезание госбюджетов на развитие именно сетей 5G выглядит, на первый взгляд, оправданным, ведь это перспективная технология, выгода от внедрения которой не для всех очевидна. Еще нет продуктов на базе 5G и просчитанных коммерческих кейсов, однозначно оцениваемых как успешные, у некоторых операторов еще не окупились вложения в строительство сетей предыдущих поколений и т.д. А стоить развертывание сетей 5G будет дорого, и готовы ли операторы, с учетом нынешнего кризиса, к таким затратам – большой вопрос.

Но такая позиция имеет недостаток. Государство в данном случае берется решать за бизнес, объясняя последнему, что для него будет лучше. Бизнес же, судя по всему, не готов ждать и верить в лучшее. Например, по данным исследования Глобальной ассоциации поставщиков оборудования для мобильных сетей (GSA), к июню 2020 г. количество коммерческих сетей 5G достигло 81 (в 42 странах). К началу 2020 г. в мире насчитывалась 61 сеть пятого поколения, а по итогам I квартала этого года их количество увеличилось до 70.

Если говорить о России, то похоже, что своеобразным ответом телеком-отрасли на инициативы по урезанию бюджетов на 5G стало обнародованное на минувшей неделе исследование под названием "Мировые тенденции, сценарии развития и использования технологий 5G в отраслях экономики". По заявлению его авторов, это первое российское исследование для бизнес-сообщества, в котором дана оценка возможностей и эффектов для реального сектора экономики, возникающих благодаря мобильным сетям пятого поколения. В исследовании проанализированы 44 новых цифровых сервиса, которые окажут серьезное влияние на традиционные индустрии.

Примечательно здесь то, что исследование провел "Ростелеком". Это тот самый госоператор, руководитель которого на недавней на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявлял, что телекоммуникационная отрасль никоим образом не может быть отнесена к числу пострадавших от коронакризиса, а среди проблем, требующих решения, развитие в России нового поколения мобильной связи не обсуждалась.

В данном случае экономия бюджета на 5G со стороны регулятора не выглядит как продуманное мероприятие, за счет которого удастся гармонично обеспечить развитие других направлений, не нанеся значительного ущерба "донору". Есть ощущение, что распределение бюджетов происходит по принципу "дать денег на более понятные инициативы за счет менее понятных".

Но не следует забывать, что 5G – это технология технологий. Являясь по сути платформой, 5G способна подтолкнуть рынок к появлению совершенно новых, доселе невиданных сервисов (подобно тому, например, как появление смартфонов с сенсорным экраном кардинально изменило весь процесс взаимодействия человека с гаджетом).

Так или иначе, российская сотовая отрасль очевидно нацелена на скорейший запуск 5G. И есть ощущение, что у России в случае с 5G нет пресловутого "особого пути", и идти отечественным операторам необходимо в ногу со всеми остальными. А государству не следует в такой ситуации оставлять операторов один на один с 5G, как бы ни складывалась ситуация в период коронакризиса.

В противном случае следует четко об этом заявить, а не пытаться резать 5G по кусочкам, оставляя в состоянии неопределенности целую отрасль. В частности, тогда следует вымарать все упоминания о 5G из национальной программы "Цифровая экономика РФ" (в которой развертывание сотовых сетей пятого поколения во всех городах-миллионниках является одной из важных метрик). Хоть это и странно - ведь о важности этой программы неоднократно говорил Владимир Путин, а свежеиспеченный премьер-министр Михаил Мишустин еще в январе вознамерился превратить правительство в цифровую платформу, выразив надежду, что нацпроекты и программа "Цифровая экономика" помогут ее создать.