10.07.2020

СИБУР, один из мировых лидеров нефтехимической отрасли, запустил универсальный AR-сервис для дистанционного обслуживания и ремонта промышленного оборудования, позволяющий экономить миллионы рублей в год за счёт замены очных визитов специалистов сервисных компаний и внутренних экспертов холдинга на предприятия видеоконсультациями с использованием очков дополненной реальности на базе уникальной IT-платформы собственной разработки. Проект реализован в партнёрстве с компанией G-Core Labs, международным провайдером облачных и edge-решений.

Впервые специалисты СИБУРа опробовали технологию дистанционного обслуживания с помощью AR-очков в 2018 г., использовав ряд имевшихся на рынке решений. Тогда же были проработаны базовые сценарии применения такой технологии и спрогнозирован экономический эффект от её внедрения. Убедившись, что такой проект целесообразен и реализуем с технической точки зрения, началась подготовка к его внедрению на предприятиях холдинга, в т.ч. разработка собственной IT-платформы. Тестовой площадкой стали производственные объекты СИБУРа в г.Тобольске.

"Наш AR-сервис отличается простотой в использовании и, укрупнённо, включает в себя 2 ключевых компонента: очки дополненной реальности Realwear и Epson c предустановленными на них Android-приложениями, разработанными совместно G-Core Labs, и интегрированную с ними собственную мобильную медиаплатформу СИБУРа. Платформа позволяет полностью оцифровывать весь процесс обслуживания и ремонта, организуя HD-вещание в формате WebRTC и полноценную коммуникационную площадку для эффективного взаимодействия специалиста на месте с удалённым экспертом. Всё управление осуществляется голосом, руки человека, работающего с установкой, остаются полностью свободными", - рассказывает Александр Леус, руководитель практики "Индустрия 4.0" СИБУРа.

На связи с заводским специалистом находится представитель поставщика промышленного оборудования или внутренний эксперт СИБУРа, который просто получает на свой личный e-mail ссылку и запускает видеоконференцсвязь в любом браузере (Chrome, Edge, Mozilla, Safari и т.д.) на любом устройстве, в т.ч. планшете и смартфоне, предварительно пройдя идентификацию по номеру мобильного телефона. Устанавливать какие-то специальные приложения или программы не нужно.

"С помощью виртуальной указки, отображающейся на микродисплее очков, сотрудник компании-поставщика оборудования может направлять действия специалиста с предприятия, отмечая, куда ему нужно посмотреть, что повернуть и где проконтролировать. Также в функционал AR-платформы встроены чат и отправка стикеров. Последние нужны, например, если что-то не так со связью. В этом случаем удалённый эксперт отправляет сигнальные стикеры - например "галочку", если всё сделано правильно, или "стоп", если нужно прекратить действия", - комментирует Дмитрий Самошкин, вице-президент по продуктам G-Core Labs.

Главные отличительные черты решения СИБУРа от других аналогов на рынке – глубина его интеграции в реальные производственные задачи и процессы предприятий, комплексная цифровизация процесса ремонта и универсальность, что позволяет развёртывать сервис на самых разных производственных площадках.

В решении СИБУРа проработана полноценная ролевая модель, ориентированная на бизнес-заказчиков – начальников на производстве, начальников участка, механиков, руководителей служб технического заказчика и т.д. В AR-сервисе предусмотрена система тикетов, которая подразумевает не просто возможность видеосвязи, но и полноценную оцифровку бизнес-процесса по проведению дистанционной консультации. С помощью этой системы тикетов осуществляется сопровождение заказчика по всему пути решения возникшего вопроса, от проверки полноты необходимой информации до оценки стоимости работ, необходимых компетенций и квалификаций внешних либо внутренних экспертов, обеспечивается информационная безопасность и даются однозначные ответы на вопросы, кто, в какой момент и у кого должен взять очки, как поддерживается эта система и как именно происходит взаимодействие вплоть до успешного завершения обслуживания или ремонта. На данный момент командой СИБУРа описано уже более 300 бизнес-кейсов применения AR-сервиса.

Конечно, в России, Европе, Азии и Америке есть системы, позволяющие организовывать видеосвязь посредством очков дополненной реальности. "Однако на сегодняшний день с уверенностью могу отметить, что успех внедрения таких проектов на промышленных предприятиях во многом зависит от качества интеграции во внутренние процессы, а также используемой IT-платформы, кастомизированной под индустриальные процессы и задачи. Не будет преувеличением сказать, что СИБУР одним из первых на российском и мировом рынках разработал и внедрил комплексную систему дистанционного обслуживания и ремонта, которая реально работает и приносит ощутимую экономию. Если на первых этапах проекта ряд поставщиков AR-решений для промышленности порой с удивлением смотрели на нас, обсуждая наше видение и запросы, то сегодня они уже с нами консультируются и просят выслать функционально-технические требования", - говорит руководитель практики "Индустрия 4.0" СИБУРа.

Кейсы и экономия

"Один сеанс оперативной связи через нашу AR-платформу помогает экономить от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Это сокращение командировочных затрат, почасовая тарификация консультации эксперта вместо оплаты полного рабочего дня, оперативное возобновление работы оборудования", – рассказывает Игорь Климов, член правления, генеральный директор тобольских предприятий СИБУРа.

До запуска собственной AR-платформы СИБУР использовал для инструмента "Удаленный эксперт AR" временное решение от партнера, с помощью которого было проведено более 300 сеансов видеосвязи. "В июле 2019 года на Южно-Балыкском газоперерабатывающем заводе с помощью дистанционной консультации механики предприятия настроили магнитные подвесы компрессора ТК-901/1. Раньше настройку осуществлял производитель оборудования – международная компания SKF, она производилась очно. Удаленная настройка заняла 2 дня, без применения AR-платформы пришлось бы несколько дней ждать приезда специалистов. Сеанс видеосвязи помог оперативно выполнить задачу и существенно сэкономить на стоимости выезда и оплаты работы экспертов", - рассказывает Ришат Асфандияров, менеджер по цифровым технологиям, СибурТюменьГаз.

"Весной 2020 года на производстве дегидрирования пропана в Тобольске "Удалённый эксперт AR" использовали для консультации по замене экранов реактора. Необходимо было правильно откалибровать устройство и разобраться с программным обеспечением. В режиме онлайн совместно с вендором нам удалось получить практические навыки и знания по настройке и калибровке устройства. Работы были осуществлены быстрее, несмотря на отсутствие внешних экспертов на предприятии, и обошлись нам дешевле", - делится Ильмир Мурзакаев, менеджер по удалённому эксперту, "СИБУР Тобольск".

В период пандемии и карантинных ограничений востребованность инструмента выросла в разы. "Внешние эксперты не всегда бывают доступны для оперативного командирования на наши предприятия. Командировки иностранных представителей в разных случаях занимают от одной недели до целого месяца. В период карантинных ограничений и вахтового режима работы их присутствие на предприятии было и вовсе невозможно. Как раз в это время проходили остановочные ремонты, как правило, требующие присутствия вендоров. С помощью "Удалённого эксперта AR" мы связались с тремя мировыми поставщиками градирен и провели обследование огромной градирни завода пиролиза, производительность которой составляет 72 500 м3/час, показали коллегам всю картину в режиме онлайн", - рассказывает Тимур Залимов, главный эксперт службы директора по развитию технологий, ЗапСибНефтехим.

О сотрудничестве с G-Core Labs

По словам руководителя практики "Индустрия 4.0" СИБУРа, G-Core Labs попал в поле зрения холдинга по рекомендации из Сколково: "Для нас было важно, чтобы наш будущий партнёр обладал серьёзной экспертизой как в работе с WebRTC, так и в мобильной разработке на базе Android. Компания успешно справилась с тестовым заданием на сборку приложения под AR-очки, которое, к слову, выполнили отнюдь не все участники тендера, и мы приступили к работе".

"Мы довольны сотрудничеством с G-Core Labs. С самого начала проекта сложилось ощущение, что мы работаем не как разные команды, подрядчик и своя внутренняя, а как единый коллектив, увлечённый одним большим проектом. Коллеги принимают участие в ежедневных встречах, в планировании, разборе спринтов. Мы обсуждаем все вопросы, связанные с техническими деталями, открыто делимся информацией - и это очень эффективно", - отмечает Александр Леус.

О компании СИБУР

СИБУР ‒ это лидер нефтехимической отрасли России и одна из крупнейших мировых компаний сектора с более чем 23 тысячами сотрудников. Уникальная вертикально-интегрированная бизнес-модель позволяет СИБУРу создавать высококонкурентную продукцию, которая используется в производстве потребительских товаров и автомобилей, строительстве, энергетике, а также в химической промышленности и других отраслях в 80 странах по всему миру.

СИБУР перерабатывает побочные продукты добычи нефти и газа и тем самым вносит вклад в снижение выбросов СО2 от их сжигания. За 2019 год СИБУР переработал 22,6 млрд куб. м. ПНГ, предотвратив выброс парниковых газов более чем на 72 млн тонн, что сопоставимо с годовым объемом выбросов СО2 средней европейской страны.

В 2019 году выручка СИБУРа составила 8,2 млрд долл. США, EBITDA – 2,6 млрд долл. США. За последние 10 лет СИБУР реализовал ряд масштабных инвестиционных проектов на сумму около 1 трлн рублей. Ежегодно компания направляет не менее 70% EBITDA на финансирование инвестиционной программы, сохраняя при этом сбалансированную долговую нагрузку.

В 2017 году СИБУР объявил о масштабной цифровой трансформации, которая обеспечит компании новый уровень эффективности благодаря модернизации производственных, организационных, бизнес-процессов. Трансформация осуществляется по нескольким направлениям – использование больших данных для принятия решений, цифровизация и роботизация процессов, применение БПЛА, AR, VR и др. Также СИБУР развивает собственную платформу управления корпоративными данными и инструментарий для их эффективного использования в процессах принятия решений.

О компании G-Core Labs

Компания G-Core Labs— это мировой облачный и edge-лидер в решениях по доставке контента, услугах публичного облака, хостинга и безопасности для любого бизнеса со штаб-квартирой в Люксембурге, чья глобальная инфраструктура вошла в Книгу рекордов Гиннесса.

G-Core Labs предоставляет широкий спектр услуг для клиентов любых отраслей, развивающих свой бизнес в онлайне. В числе сервисов компании — публичное облако, управляемый хостинг, сеть доставки контента (content delivery networkCDN), передовая медиаплатформа для профессиональных трансляций и стриминга любой сложности, защита от DDoS-атак любого уровня, защита от вредоносных ботов, облачное хранение контента и др.

G-Core Labs построила собственную глобальную инфраструктуру на всех континентах с лучшими показателями производительности CDN в Европе, России и СНГ. Сеть насчитывает 100+ точек присутствия, расположенных в более чем 60 городах по всему миру в надёжных data-центрах уровня Tier III и Tier IV.

Клиенты компании — ведущие международные и национальные бренды в области телекоммуникаций, финансов, ритейла, а также СМИ, разработчики и издатели компьютерных игр и программного обеспечения, провайдеры SaaS-сервисов и производственные компании, в том числе Avast, Michelin, СИБУР, МТС, Билайн, Мегафон, Тинькофф Банк, холдинг Wargaming, американский издатель игр RedFox Games, крупнейшие телеканалы Европы и СНГ (Первый канал, ТНТ, Матч ТВ), японский издатель видеоигр Bandai Namco, онлайн-ритейлеры Lamoda, Joom и другие.