Фото: Kontakt InterSearch Russia
Фото: Kontakt InterSearch Russia
Анастасия
Овчаренко

руководитель high-tech практики компании Kontakt InterSearch Russia
13.07.2020

Согласно исследованию Kontakt InterSearch, как минимум четверть работодателей готова оставить сотрудников на удаленном режиме работы. Это очень много по сравнению с единицами компаний, которые были готовы работать в таком формате до пандемии.

Работодатели стали лояльнее к дистанционному формату и активнее, чем раньше привлекают сотрудников для работы в таком режиме. Все чаще используется и смешанный подход, когда часть рабочей недели сотрудники проводят дома, а часть в офисе. Больше примеров и того, когда взаимодействие с кандидатами проходит без личных встреч, тогда как раньше такое не практиковалось. Больше всего это заметно в электронной коммерции и сфере услуг (финансовых, страховых, профессиональных, образовательных) – компаниям пришлось оперативно перестроиться, потребителям это понравилось, поэтому насильно возвращать клиентов в оффлайн никто не будет.

Рост готовности к удаленному найму среди работодателей будет влиять на рынок труда в целом, так как это откроет возможность для представителей различных регионов участвовать в конкурсе на вакансии, локализованные в других городах, что в свою очередь повысит предложение и в дальнейшем снизит оплату.

В удаленном режиме будут оставлять также хорошо формализуемые и четко регламентируемые функции – финансы, бухгалтерию, юридические услуги, техподдержку, консультации, телемаркетинг и прочие. Речь о задачах, где можно сформировать инструкцию или скрипт и четко зафиксировать критерий, по которому будет понятно, достигнут ли результат. В вопросах документооборота и бухгалтерии, безусловно, еще есть трудности. Не все компании смогли перевести данную функцию в удаленный формат и сейчас, по мере выхода в офисы, это станет первоочередной задачей перед риском второй волны пандемии. Сложность есть и с точки зрения информационной безопасности, когда не все сети могут обеспечить защиту данных. Но и в этой области наблюдаются позитивные тенденции.

По нашей статистике, большинство западных компаний уже объявили сотрудникам о том, что вплоть до конца 2020 года работники могут по желанию работать в удаленном режиме. Пока компании не стремятся возвращать персонал в офис. Несмотря на то, что эффективность и мотивация сотрудников нередко снижаются, компании готовы с этим мириться и причин тут огромное количество. Во-первых, очень сложно организовать выход сотрудников в офис, соблюдая все требования безопасности. Во-вторых, непросто с точки зрения коммуникации и мотивации вернуть с удаленки сотрудников, которым понравилось работать дистанционно.

Требования Роспотребнадзора к организации рабочих мест тоже меняются, и это понятно – никто раньше не сталкивался с подобным явлением, все живут в новой реальности. Но каждый раз перестраивать бизнес-процесс – трудозатратно, проще оставить все как есть, как вынужденно сформировалось. Некоторые компании опасаются следующих волн коронавируса.

Многие увидели в удаленном формате работы возможности для экономии ресурсов, но это сложно назвать основной причиной отказа от возвращения сотрудников в офисы. Пока среди таких причин лидирует сложность организации процесса возврата, а также риск выполнения дополнительных требований и соблюдения ограничений, которые сложно оперативно имплементировать в рабочий процесс.

Возврат в офисы зависит не только от работодателя, но и от сотрудников. И тут тоже есть крайности: неготовность вернуться обратно из-за боязни вируса, либо желание поскорее приехать в офис, потому что "дома находиться уже невозможно".

Работодателям в этой ситуации сложно что-либо сделать. С одной стороны, если человек или его родственники в зоне риска (или просто проявляется просто повышенная тревожность), нет никаких легитимных возможностей обязать его присутствовать в офисе, если до этого он выполнял свою работу в удаленном режиме. А с другой стороны, дома у людей может не оказаться возможностей для качественного выполнения своих обязанностей (например, нет рабочего стола или отдельного кабинета, есть маленькие дети).

Актуальной становиться тема мониторинга деятельности работающих удаленно сотрудников. Судя по отчетам компаний, которые производят средства контроля, спрос на такие решения вырос в десятки раз, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это происходит не только в России, но и во всем мире.

И причина тут не только в параноидальном стремлении занять все время сотрудника, чтобы он ни в коем случае не почитал книжку 45 минут вместо 30 минут в обеденный перерыв.

Также встает вопрос обеспечения информационной безопасности, и здесь надо контролировать не выработку сотрудника, а его активность в Интернете: следить не заходит ли он на какие-то опасные ресурсы и не оставляет ли открытым для злоумышленников доступ в корпоративную сеть, в конце концов, не попадается ли он на уловки социальной инженерии.

Если раньше такие технологии использовались точечно для контроля определенных групп специалистов, то сейчас вопрос создания системы контроля приобретает более масштабный характер. Особенно активно это обсуждалось в апреле, когда стало понятно, что самоизоляция не закончится за две недели, и дистанционный формат работы – не временное решение, а, возможно, наша новая реальность.

Ценность работы в офисе только на первый взгляд состоит в том, что каждый сотрудник на виду, и если кто-то не занимается выполнением прямых обязанностей, это можно сразу исправить. На самом деле и в офисе хватает вариантов, как изобразить бурную деятельность, по факту ничего не делая.

Желание руководителей работать с сотрудниками рядом, видеть и контролировать их здесь и сейчас, связано с отсутствием навыков или маленьким опытом управления распределенной командой. Причина не в том, что менеджеры плохие или чего-то не умеют – просто раньше не было необходимости осваивать такую задачу, а за время самоизоляции овладеть принципиально новым подходом к управлению на фоне общего стресса тоже не получилось.

Ценность офиса – в социальном взаимодействии сотрудников: именно в этом случае возникает синергия от деятельности нескольких людей, им проще договариваться о чем-то, генерировать совместные идеи, чем делать это удаленно, даже в видеоформате. Ощущение общности целей, чувство, что ты не один со своими рабочими проблемами – самая важная функция офиса.